В разные годы Народный дом назывался Дворцом труда и искусств, Домом культуры, а с 14 декабря 1938 года – Башкирским государственным театром оперы и балета.
Дореволюционная Уфа имела одно из лучших в России летнее театральное здание – в саду Видинеева, но много лет не имела хорошего зимнего театра: деревянные здания неоднократно сгорали, а залы Большой Сибирской гостиницы, Общества вспоможения частному служебному труду, дворянского собрания были неудобны как для артистов, так и для зрителей. Город нуждался в зимнем театральном здании. А ещё в городе не было вместительного зала для проведения общественных собраний. По замыслу уфимского губернатора А.С. Ключарева строительство одного, но самого большого в Уфе здания могло бы решить все эти проблемы. В Аксаковском народном доме предполагалось устроить театральный и лекционный залы, библиотеку-читальню и музей. Кроме того, в нём предполагалось разместить и картинную галерею, подаренную городу Михаилом Васильевичем Нестеровым.
30 ноября 1908 года совещание с участием всех слоёв населения, инициатором которого был губернатор Ключарёв, вынесло решение о возведении в Уфе Аксаковского народного дома. Был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект. Летом 1909 года московские и петербургские журналы рассказали читателям о том, как уфимцы отмечали пятидесятилетие со дня смерти писателя-земляка С. Т. Аксакова, и обязательно упоминали при этом о создании в Уфе Аксаковского комитета и его инициативе построить в городе народный дом, писали о сборе пожертвований на строительство.
Все проекты, в том числе и премированные, в Уфе раскритиковали. В конце концов был принят проект губернского инженера Павла Павловича Рудавского, составленный по рисункам председателя Аксаковского комитета губернатора Ключарёва. Под постройку народного дома было отведено лучшее в городе место – на углу Центральной (Ленина) и Пушкинской улиц, в день пятидесятилетия со дня смерти писателя 30 апреля 1909 года состоялось его освящение.
При сооружении дома использовались многие новшества, например, центральное отопление. А на заседании в феврале 1910 года строительной комиссии было решено все перекрытия в здании делать железобетонными.
В самый разгар строительства столичное общество архитекторов обратилось с ходатайством в академию художеств и министерство внутренних дел о временной остановке работ на Аксаковском доме, по крайней мере, в лицевых частях здания, которые обращены на улицы и площадь. Дело в том, что по проекту инженера Рудавского фасад здания по Пушкинской улице должен был быть выполнен в так называемом Мавританском стиле, а столичные архитекторы посчитали сочетание двух стилей в одном сооружении антихудожественным и настоятельно рекомендовали строить здание в едином стиле, называя его ренессансом (современные исследователи говорят о неоклассицизме, хотя использование облицовочного кирпича как материала для выполнения различных архитектурных деталей позволяет говорить и о значительном влиянии принципов «кирпичного стиля»). Такое вмешательство, хотя и вполне обоснованное, намного задержало возведение Аксаковского народного дома и не позволило выстроить его до начала войны. А вопрос о внутренней отделке здания и вовсе оставался открытым до 1920-х годов, когда были утверждены предложения художника И.Е. Бондаренко.
В 1914 году, после начала войны, в Аксаковском народном доме разместились гимназии и училища, здания которых были заняты под военные госпитали. Переехала в Народный дом и городская библиотека, получившая название Аксаковской. Считалось, что достроить Аксаковский народный дом помешали войны: сначала – первая мировая, затем – гражданская. На самом деле не были закончены лишь отделочные работы. В конце 1919 года бывший Народный дом был открыт. На одной сцене «по очереди играли драматическая и оперная труппы».
развернуть