Звёзды на красной дорожке
Итак, первый пункт назначения – Русский драмтеатр. Всё приурочено к Году кино: «театральный лимузин», как назвали его ведущие, а на деле автобус Русского театра, подъехал к красной дорожке, которую плотно обступили шумные зрители. Ведущие называли актёров, которые выходили из автобуса по парам (семейные, однокурсники и пр.), дефилировали в красивых нарядах по лестнице под аплодисменты и крики. Особенно бурно приветствовали самых-самых. В фойе этих самых-самых усадили на пресс-конференцию. Зрители задавали вопросы. Молодой актёр Владислав Арсланов пытался оригинальничать («от игры на сцене актёра может остановить только понос или смерть»), Валерий Гриньков своим неподражаемым гусарским голосом говорил мудро, убедительно и смотрелся как отец возмужавших сыновей и дочерей-прелестниц.
В зале была проведена церемония награждения в разных номинациях в рамках кинофестиваля «Юбилейный», приуроченная к круглой дате предстоящего сезона. Говорят, было очень оригинально и торжественно – мы не видели. Нас к этому времени увезли в театр «Нур».
Лучистый театр
Татарский театр «Нур» (в переводе – луч) напоминает мне РДК в самом хорошем смысле слова. Все друг друга знают – и актёры, и зрители, все веселы и добродушны. В фойе на первом этаже продаются платки, тюбетейки, мусульманские сувениры. Руководство театра всегда открыто для общения.
В «Нуре» всё же попытались сделать, как в первые театральные ночи. Много площадок, и что немаловажно – есть отдельно для детей. Актёры учили премудростям своего мастерства, пели песни на татарском и французском, был накрыт щедрый стол от реквизиторского цеха.
Особенно умилили симметричные фотозоны по разным углам фойе. В одном углу – портрет маслом старейшего актёра Марата Исхакова, старинный автомобиль в ярких жёлто-зелёных тонах, за круглым столом – Пушкин с пером в руке (похож!). На другой стороне – такой же портрет именитой Савии Сираевой, плетёный кырандас (повозка), и за таким же круглым столом и с пером – Габдулла Тукай.
Завлит Гульнур Усманова и актриса Айгуль Габдуллина рассказали, что в этом году по просьбам зрителей оставили тот же формат – спектакль и ток-шоу. Актёры и руководство выходят на сцену, и зрители им задают самые разные вопросы, очень часто касающиеся личной жизни. Затягивается это далеко за полночь. Что ж, у отношений душа в душу – свои издержки…
Следующий пункт – НМТ им. М. Карима, в народе – Молодёжка.
Чаепитие в Молодёжке
Пока шёл традиционный концерт на крыльце театра, нас завели со служебного хода. Встретил нас художественный руководитель Мусалим Кульбаев и сотрудник рекламного отдела Даша. Они провели экскурсию. В Камерном зале молодые актёры репетировали сценки для бенефиса. Да, изюминка этой театральной ночи в Молодёжке – «Бенефис авансом», в котором каждый молодой актёр может показать себя. В Большом зале готовились к показу театрализованного представления «Аvante». По опыту прошлого года (тогда я ещё была завлитом театра) именно отрывки из действующего репертуара становятся самой действенной рекламой.
Нас завели в VIP-комнату пить чай. Даже грустные мысли забылись… В фойе было шумно и весело.
Впрочем, в Молодёжке всегда весело, название обязывает. Понравились лавки художниц с открытками и симпатичными сувенирчиками. Куратор нашей группы Ирина нас торопила – нас ждал квест в Башдраме (как они ласково называют себя в последнее время).
Мёртвая девочка и застрелившийся актер
В театре нас встретил энергичный актер Артур Кабиров, сказал, что нашу команду зовут «бандерлоги», раздал нам фишки и тут же заставил нас бежать по бесконечным узким коридорам. Надо сказать, что к этому времени первоначальный состав из семи девушек поменялся, неизменным остался только единственный парень Дамир, миссия которого и раскрылась сейчас. Мы гримировали Дамира, одевали его в костюм принца, нашивали на его офисную одежду лоскутки, приделывали хвост и корону чёрта.
И снова бежали по бесконечным коридорам, складывали в огромный сундук реквизит по длинному списку, выполняли различные «па» в танцзале, читали скороговорки на двух языках, везли двухметрового грузного актера Хакима Муртазина на телеге и в карете… В награду нам давали пазлы.
Мы так и не смогли подобрать ключи к железной двери, и на наших глазах «застрелился» актёр. Не сумели сделать шпагат и потеряли две фишки. Но самое ужасное нас ждало впереди… Мы громко закричали, когда дверцы «шкафа» открылись, и сквозь мерцание и дым к нам начала идти бледная «мёртвая» девочка с вытянутыми руками… Она схватила нас и втащила в очередную комнату для выполнения заданий.
В общем, квест мы прошли за пятьдесят минут. Пазлы собрали у памятника Гафури, получилось «Я люблю тебя, Башдрама!».
Главный башкирский театр мира (кто поспорит?), как всегда, на высоте – дружный коллектив, крепкие традиции поколений, активная и креативная молодежь – что немаловажно, в достаточном количестве. Штат театра может себе это позволить, в отличие от той же Молодёжки.
Помимо квеста, был ещё аукцион вещей актёров и два спектакля – комедия «Муж на час» в Большом и «Джут» в Камерном. Выбор последнего спектакля – трагедии о голоде в 30-ые в Казахстане – после стольких увеселений не совсем понятен. Хотя, в связи с моими грустными мыслями, может, и символично…
Еще не «Джут», но всё же…
Первая Театральная ночь была настоящим праздником для горожан. Столько площадок и мероприятий – перед театром, в фойе, в закулисье, на сцене!.. Был огромный энтузиазм, подкреплённый, наверно, финансово со стороны Минкультуры – не знаю. Во всяком случае, о кризисе ещё не думали.
Благодаря этой акции выявилось целое культурное явление – уличные театры («Эндорфин», «Театр имени меня», «De Bufo», др.), самодеятельные и независимые.
Энтузиазм стал угасать к прошлому году. Гримироваться и наряжаться в костюмы, фотографироваться с актёрами на фоне декораций зрителям поднадоело. А предложить что-то новое, необычное – увы, на это нужно финансирование. Представляю печальную костюмершу Молодёжки Татьяну, которой одной надо подготовить столько костюмов для стольких отрывков… Одной, потому что на такую зарплату сложно найти вторую. Печальную – потому что за этот праздник вряд ли кто доплатит.
Театры ещё держатся, но уже чувствуется усталость. Площадок и креатива всё меньше. Усталости в глазах актёров всё больше. У одного театра большой фестиваль только завершился, у другого завтра открытие сезона, остальные лихорадочно репетируют перед началом сезона. Значит, дата нужна прежняя – начало сентября.
Театральная ночь по своей сути должна стать настоящим ярким праздником для взрослых и детей. Именно Театральная ночь должна показывать наши театры так, чтобы в них хотелось ходить, рекламировать актёров так, чтобы они становились узнаваемыми и желанными. Совсем как музеи и галереи Уфы вошли в пространство жизни именно после долгожданных Ночей музеев. Почему бы не предложить коммерческим структурам взять шефство над театрами в эту Ночь, не придумать совместные акции, шествия, карнавалы в духе итальянских комедий, шекспировских трагедий, древнегреческих постановок? Рестораны быстрого питания и кафе, думаю, с удовольствием подключились бы к большому театральному празднику, выбрав каждый свою тематику. Тем более, что в Уфе накопился большой опыт проведения таких масштабных праздников.
«Ой, фантазерка…», – уже слышу я недовольный вздох чиновников культуры, пишущих отчёт по четвёртой Театральной ночи. – «Отмучились, и ладно. Вон ещё сколько всего нужно проводить…»
Это да. Но ведь очевидно, что такие масштабные акции нельзя проводить только силами театров. Нужен либо отдельный грант, либо дополнительное финансирование и заблаговременная подготовка с подключением других организаций и структур.
И только тогда Театральная ночь станет волшебной и запоминающейся для всех, а не только для отдельных преданных зрителей, караулящих бесплатные флаеры на кассе.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.