Вы заметили, как в этом году Уфу захлестнула мощная волна культуры? Бесконечные симфонические ночи, марафоны классической музыки, вечера органа, оперы и драматического искусства. Отношусь к этой тенденции с горячей поддержкой – все больше людей обретают вкус к культурному досугу, аудитория театров молодеет – теперь в фойе встречаются не только надушенные бабушки, но и молодежь в кедах и гипюровых кофтах. Ходить в театр стало так же модно, как вести здоровый образ жизни – бегать марафоны, отказываться от курения, есть фалафель и ходить на выборы. Можно по-разному смотреть на это явление – мы становимся то ли более рафинированными, то ли более цивилизованными.
С 16 по 25 сентября в Уфе проходят Шаляпинские вечера, об этом знает, пожалуй, вся городская интеллигенция. Отгремели Кармен и Травиата. Завтра Князь Игорь, в исполнении неотразимого Аскара Абдразакова. Хотелось бы дать несколько советов тем, кто идет в оперу в первый раз или подзабыл, каково это.
Как ходить в оперу?
Хорошая опера – это долго, как правило, не менее трех часов. Часто из-за того, что протяжное пение так распределено во времени, многие считают оперу скучнейшим театральным жанром. Это неправда, просто нужно подготовиться.
1. Оденьтесь потеплее, сейчас в театрах, как и везде, нет отопления. Несмотря на аншлаг, зал не успевает прогреться. За три часа успеете околеть и схватить простуду
2. Дресс-код в опере нынче нетребователен. Лично мне больше нравится старая традиция одеваться в лучшие одежды. Это красиво и настраивает на торжественный лад – праздник для души
3. Перед оперой важно хорошо поужинать. Избежите очередей в местном буфете и нецелевых расходов. Ценник на еду здесь, как в аэропорту. 200 р. за 100 мл французского вина, например
4. Учтите, никаких жвачек здесь не продают, поэтому если хлопните бокальчик коньяка, освежайте дыхание своими силами
5. Женщинам не рекомендуется пить много жидкостей перед выступлением и в антрактах, очереди в женский туалет достигают нескольких метров, рискуете не успеть к третьему звонку
6. Самое, на мой взгляд, важное – не скупиться на хорошие места. Все эксперименты с билетами показали, что точнее всего звук бьет в сердце в партере и на балконе первого уровня прямо напротив сцены. Все остальные варианты – это какой-то незавершенный половой акт.
Кармен в Уфе
Что касается уже прошедшей Кармен (Лариса Андреева и Ильгам Валиев, Кармен и Хосе), здесь Уфа, конечно, удивилась. Андрееву мы больше не увидим – московская звезда укатит в свой театр имени Станиславского. Однако она навсегда останется в наших сердцах, как, пожалуй, самая сексуальная, стройная, загорелая и пышнокудрая исполнительница партии Камен с нездешним совершенно, глубоким бархатным голосом.
Сильный и колоритный образ Андреевой резко контрастировал с образом Валиева, который на ее фоне смотрелся так, как должно быть, и должен смотреться слабый духом мужчина на фоне женщины дикой спонтанности. Хосе в исполнении Валиева блекл, в каждой сцене хочется пожелать ему быть мужиком. Раздираемый противоречиями, он часто не может объединить ум с сердцем и всякий раз проигрывает: Кармен, когда поддается ее кокетству, Микаэле, когда она говорит ему «не позорься», матери – как плохой сын, но прежде всего себе – когда отказывается от службы в армии ради ветреной девчонки – дела всей своей жизни.
Постановка Белянушкина, пожалуй, чересчур человеческая, хотя он предупреждал нас.
Герои полны недостатков, как запланированных, так и не очень – Андреева, невпопад щелкающая кастаньетами во время танцев на столе. Оно и понятно – одновременно петь и играть на инструменте надо уметь. Валиев, не тянущий низы, и оркестр, который на практике показал, зачем все-таки нужен дирижер, когда по темпу отстал от певцов. Будем надеяться, что президент республики, который присутствовал на премьере, ничего не заметил.
Все это, однако, ерунда по сравнению с масштабностью постановки. Для премьеры изготовили 1000 апельсинов.
180 артистов, очень впечатлило детское пение воспитанников студии при театре. Это был первый раз, когда я всплакнула.
Несмотря на неотразимость партии Кармен, зрителей, и я с ними соглашусь, очень тронула партия Микаэлы в исполнении Эльвиры Фатыховой. Знаете, это как придерживаться стороны Хилари Клинтон в истории с Левински. Приличная девушка, трепетно любящая солдата, отвергнута ради легкомысленной цыганки. Однако она не только не бегает за изменником, а дает обещание матери убить его, чтобы тот более не множил свой позор. А как она его осаживает! Эти глаза, полные решимости, стойкости и слез, нельзя забыть!
Можно ли считать президентский грант, выданный Вечерам, отработанным? Воскресный гала-концерт покажет окончательный результат. На данный момент мероприятие определенно повысило уровень нашего города в сфере культуры, особенно вкупе с приездом вахтанговцев и фестивалем Спивакова.