Исторически сложилось, что на Гоголевской улице Уфы (первоначально Ханыковской) и вблизи неё селилось еврейское население. Примерно в 80-е гг. позапрошлого века на этой улице была построена синагога. Первоначально здание было деревянным, рядом находилась двухэтажная каменная школа - хедер.
Но к началу ХХ века прихожане синагоги, многие из которых были весьма успешными купцами и предпринимателями (Меклер, Дворжец, Гутман, Гительман, Коц и другие), решили возвести более вместительное каменное здание. Средства были собраны, и к 1915 году рядом со старым деревянным выросло новое каменное здание синагоги. В декоративном убранстве его были изящно совмещены элементы неоклассицизма, модерна и неорусского стилей. По некоторым сведениям проектированием и строительством занимался переехавший в Уфу из Астрахани некий архитектор Буждан.
Комплекс синагоги состоял из двухэтажного молитвенного храма и двухэтажного же здания, где находился хедер и жили служители культа и учителя. Старое здание синагоги было переоборудовано под приют для бесплатного проживания стариков. Здесь же находилось помещение, где работал резник (для забоя скота), и миква (небольшой бассейн для ритуальных омовений). Синагога являлась единственным религиозным центром во всем регионе. Неподалеку находился магазинчик, где продавали кошерное мясо.
После 1919 года синагога продолжала действовать, хотя и с некоторыми ограничениями. В начале 1929 года появился секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию. В мае 1929 года на XIV Всероссийском съезде Советов была принята новая редакция статьи 4-й Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды», что законодательно ставило верующих в неравное с прочими гражданами положение. Принятое в феврале 1930 г. постановление правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало усилить контроль за руководителями религиозных общин, а комиссия по вопросам культов предложила упростить процесс закрытия молитвенных зданий. В массовом порядке начинают закрываться церкви и мечети, а служителей культа подвергают репрессиям. Члены религиозной общины уфимской синагоги подали заявление о регистрации в объединение, район деятельности которого будет распространяться на г. Уфу, Гоголевскую улицу.
Постановлением БашЦИКа от 29 декабря 1929 года уфимская синагога была закрыта, имущество было передано еврейской общине для молитвенного дома (флигель во дворе). Здание бывшей синагоги были приняты представителем Союза безбожников. Школьный двухэтажный дом также был отобран, учителя-евреи выселены. Верующие евреи стали молиться по домам, а в каменном здании с витражами, на которых были изображены звезды Давида, расположился клуб имени М.С. Погребинского. Считается, что Матвей Самойлович Погребинский был чекистом, ведь он работал начальником управления НКВД по Горьковскому краю. Но когда-то он был не менее популярным, чем А. Макаренко, педагогом и организатором детской трудовой колонии в городе Сарове. А в 1925-1929 годах Погребинский возглавлял в подмосковном городе трудовую коммуну, где снимался кинофильм «Путёвка в жизнь», в котором прототипом образа начальника колонии стал сам Погребинский.
В 1937-м Погребинский застрелился, а через два года, в 1939 году здание бывшей синагоги и клуба было отдано русскому драматическому театру и Башкирской филармонии. Более сорока лет коллектив драмтеатра работал в большом зале здания, где была превосходная акустика. Ныне в интерьере этого зала бережно сохраняется великолепная лепнина 1950-х годов, отражающая историю страны в ХХ веке. С 1980-х оба зала бывшей синагоги занимает Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова.
развернуть