Иоланта - лирическая опера в одном действии
Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик - Алексей Людмилин
Режиссёр-постановщик - Иркин Габитов (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Художник-постановщик - Петр Окунев (Санкт-Петербург)
Художник по костюмам - Мария Осипова (Санкт-Петербург)
Хормейстер-постановщик - Эльвира Гайфуллина
Художник-постановщик света - Сердар Чарыев
Хормейстер - Альфия Белогонова
Дирижёры - Герман Ким, Фарит Идрисов
Концертмейстеры - Олия Газимова, Людмила Коломоец, Марина Куликова
Спектакль ведёт - Наталья Перфильева
Иоланта
В уединенном замке живет с подругами слепая от рождения дочь короля Рене — прекрасная Иоланта. Она заперта здесь своим отцом, чтобы никто не узнал о ее недуге, чтобы молва о нем не дошла до обрученного с нею с детства бургундского рыцаря Роберта. От Иоланты тоже скрывается ее несчастье: при ней не говорят о зрении, о свете.
Привезенный королем знаменитый мавританский врач Эбн-Хакия ставит два условия, при которых излечение Иоланты станет возможным. Первое — она должна узнать о своей слепоте, и второе — она должна страстно желать прозреть.
Рыцарь Роберт со своим другом рыцарем Водемоном, отстав от свиты во время охоты, случайно попадают в сады замка Иоланты и застают ее спящей. Водемон, плененный ее красотой, не находит в себе сил уйти, хотя надпись у ограды грозит смертью всякому, вошедшему в этот сад. Роберт отправляется на поиски свиты, а Водемон остается ждать пробуждения Иоланты.
Иоланта просыпается. Рыцарь заводит с ней разговор, из которого постепенно выясняет, что девушка слепа. Водемон открывает Иоланте ее несчастье, описывает всю красоту зримого мира и пробуждает в ней страстную жажду видеть.
Входят король, Эбн-Хакия и подруги Иоланты. Они с ужасом узнают, что тайна недуга Иоланты раскрыта. Но теперь оказываются выполненными условия, предъявленные врачом, и Эбн-Хакия приступает к лечению. Чтобы усилить в Иоланте стремление прозреть, ей внушают, что, в случае неудачи лечения, Водемона ждет смерть.
В это время возвращается в замок рыцарь Роберт со свитой. Узнав, что девушка, которую они нашли спящей в саду, — его невеста Иоланта, он обращается к королю Рене с просьбой разорвать обручение. Роберт любит другую женщину и не хочет мешать любви Иоланты и Водемона.
Исход лечения оказывается успешным. Опера заключается общим хвалебным гимном Создателю.
Алеко
В степи на берегу реки раскинулся цыганский табор. У одного из шатров, греясь у костра, Старый цыган — отец Земфиры — вспоминает о своей юности. Он рассказывает о своей возлюбленной Мариуле, которая изменила ему и сбежала, бросив маленькую дочь — Земфиру. Алеко возмущен этим поступком, только смерть кажется ему достойным наказанием за измену. Земфира — жена Алеко — и Молодой цыган, сидящие тут же, горячо оправдывают поступок Мариулы. Их возражения приводят Алеко в ярость, он клянется, что никогда не пощадит даже беззащитного соперника.
Земфира взволнована и напугана. Она боится ярости Алеко и опасается, что недолго ей и ее возлюбленному удастся обманывать ревнивца. Старый цыган утешает дочь и советует ей молчать и не трогать Алеко. Он чужой среди цыган, но не понимает этого.
Во время начавшихся плясок Земфира и Молодой цыган незаметно уходят.
Все стихает, табор готовится ко сну. Тихонько крадутся между шатрами Земфира и Молодой цыган. В их прощальном дуэте сохранен в неприкосновенности пушкинский текст. Влюбленные прощаются, договариваясь о следующем свидании. Земфира входит свой шатер и запевает песню: «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня…». Алеко понимает, что песня не случайна, это и есть та катастрофа, которую он предчувствовал. Он не жалеет о прошлом — ведь именно Земфира подарила ему смысл жизни. Алеко вспоминает то короткое время, когда они любили и были счастливы. Постепенно он возвращается к реальности, к собственной трагедии.
Наступает утро. Раздается голос Молодого цыгана. Счастливый любовью Земфиры, он поет о свободной любви, сравнивая непостоянное женское сердце с луной, свободно плывущей по синему небу.
Входят Земфира и Молодой цыган, упрашивающий ее продлить свидание. Неожиданно появляется Алеко. Он напоминает Земфире о былой любви, но она беспечно и резко отвечает на все его мольбы. Обезумевший от ревности Алеко убивает Молодого цыгана. Увидев, что Земфира оплакивает своего возлюбленного и презирает его, Алеко убивает и ее. Сбегаются все цыгане, все потрясены кровавой драмой, представшей перед ними. Мудрый старец изгоняет Алеко из табора, цыгане поддерживают его. Они складывают свои шатры и пускаются в путь, осуждая Алеко на самое страшное наказание — одиночество.
развернуть