Либретто С. Низаметдинова и Р. Галеева по одноимённой трагедии М. Карима
Дата премьеры: 13.04.1996
Продолжительность: 3 часа
Действие первое
Стоянка Танкабики. В заботах о семье и хлопотах по дому протекает жизнь байбисы: подрастает младший сын Ишмурза, мужает средний сын Акъегет, что будет обручен с красавицей Зубаржат, и старший сын Юлмурза, коль будет милостив Аллах, вернется со службы белому царю — на радость матери и жене своей Шафак. И для бедняжки Диуаны, которого Аллах обидел разумом, всегда найдется у Танкабики ласковое слово. Слывет Танкабика мудрой и справедливой, и все в роду старейшины и дети почитают и уважают байбису.
Проходил теми местами странник Дервиш, да и остановился отдохнуть на стоянке, где хозяйка так приветлива и добра. Танкабика зовут ее? Когда-то давно он знал красавицу с таким именем…
Разумно и справедливо течет жизнь на стоянке Танкабики — вот скоро и ее ненаглядный Акъегет с материнского благословения введет молодую жену Зубаржат в дом, и о том объявлено роду. И весть хорошая пришла, что кончилась война и, стало быть, вернется из похода Юлмурза…
Да вот уже и первые всадники показались… Но нет меж них сотника Юлмурзы, и лишь на горсть земли с его могилы прольются горькие слезы матери и Шафак.
Действие второе
Свято чтут в роду обычаи, адат — заветы предков. И во всем послушна Танкабика воле старейшин рода, и коль решили аксакалы, что станет Акъегету женой Шафак, а Зубаржат отдать придется за малолетку Ишмурзу, то так тому и быть.
Тяжело на сердце у Танкабики — не за грехи ли молодости наказывает ее Аллах? Тому уж тридцать лет, а все нет покоя ее душе, и плод греховной связи — убогий Диуана — укором ей поныне служит. Лишь твердый духом и исполненный веры в Аллаха спасется в этом мире, потому — да покорятся дети велению судьбы: обычай рода повелевает Шафак войти в юрту Акъегета, а Ишмурзе супругом Зубаржат стать. Смиритесь, дети! Всевышнему не прекословьте: мы все Всевышнего рабы!
А кто же пришелец — гость — шайтан или святой? Зачем бродяге Дервишу Шафак? Откуда знает оборотень тайну, что в самом донышке души хранит Танкабика? Так вот она — расплата за проступок!
Всевышний, дай силы женщине, поддержи ее в час испытанья!
Действие третье
Уже третий месяц, покорившись судьбе, живут в одной юрте Шафак и Акъегет. В тоске и одиночестве тянутся дни и ночи для Шафак, ведь сердцем Акъегет по-прежнему принадлежит Зубаржат. И не одной Шафак известно, где ее муж проводит ночи. И люди рода влюбленных осуждают, виня в прелюбодеянии.
Дервиш полон греховных мыслей — мечтает о любви Шафак, и коль не отречется она перед людьми от мужа, то погасить луну грозится в полночь. Сегодня в полночь свершится затмение луны!
Не выдержав трех дней разлуки с Акъегетом, в шатер к любимому приходит Зубаржат. Нет больше сил таиться и у Акъегета. Решительно он матери сказал, что жить отныне будет лишь с милою своей.
Но это смертный грех и нарушение адата! Не потому ль Всевышний род карает: скот падает, и люди мрут от хвори, и даже луна погаснуть может над страной! Коль не покаются и от любви греховной не отрекутся Акъегет и Зубаржат, погибнуть может все!
Но покаяния слов не знает Акъегет. И пусть мир рушится, и гаснет пусть светило прямо на глазах — от Зубаржат своей он не отречется!
Разбито сердце матери, но запоздалого раскаяния Танкабики не слышит разъяренная толпа.
«Орлица красноглазая, не ты ли, зачем своих птенцов столкнула в пропасть?»-то голос совести иль голос Диуаны?
Луна погасла и затмились души. И изгнаны из рода Акъегет и Зубаржат — в небытие, иль в вечность, иль в бессмертие?
И новая рождается луна…