Балет в 3-х действиях
Либретто М. Петипа
Хореография М. Петипа и А. Горского
Возобновление и новая хореографическая редакция
Ю. Григоровича
Спектакль идет с двумя антрактами
Дата премьеры: 19.04.1995
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Пролог
Дон Кихот, испанский Идальго, начитавшись рыцарских романов, погружается в волшебный мир грез. Его окружают фантастические видения.
Дон Кихот решает отправиться странствовать, чтобы громкими подвигами прославить имя прекрасной Дульсинеи, которую он избирает «Дамой своего сердца». Оруженосцем он избирает преданного ему толстяка Санчо Панса, человека, наделенного трезвым крестьянским умом и юмором.
Действие первое
На площади испанского городка у кабачка Лоренцо веселиться народ. Здесь же веселая и задорная Китри, дочь хозяина кабачка и влюбленный в нее цирюльник Базиль. Отцу Китри не угоден бедный жених, куда более ему по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.
Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. В разгар веселья на площади появляется Дон Кихот со своим оруженосцем. Они вызывают всеобщее удивление. Увидев Лоренцо, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Хозяин кабачка приглашает путешественника к столу. Девушки окружают толстяка Санчо и потешаются над ним. Дон Кихот, увидев Китри, принимает ее за прекрасную Дульсинею.
Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются ее разыскивать.
Действие второе
Картина первая. «Цыганский табор»
На пути влюбленных Китри и Базиля встречается цыганский табор. Вслед за ними здесь появляются Дон Кихот и Санчо. Старый цыган, хозяин театра марионеток приглашает их посмотреть кукольное представление. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы. И здесь его снова преследует образ прекрасной Дульсинеи… Забывая о том, что это театр, он бросается с оружием в руках защищать даму своего сердца.
Цыгане в страхе разбегаются. Санчо в ужасе мечется, тщетно пытаясь успокоить своего господина. Наконец, он падает на колени, и в отчаянии вскидывая руки, взывает к небесам.
Дон Кихота вновь окружают страшные видения.
Картина вторая. «Видения Дон Кихота. Фантастический сад Дульсинеи»
Обессилевший Дон Кихот погружается в сон. Теперь он в фантастическом саду, в царстве дриад, среди которых ему чудится то видение Китри, то образ прекрасной Дульсинеи.
Санчо находит своего господина, и они вдвоем идут дальше.
Картина третья. «Таверна»
Китри и Базиль скрываются в таверне. Здесь их находят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Лоренцо хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем. Но, по уговору Китри, Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри рыдает над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает Лоренцо в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с «умершим» цирюльником. Базиль вскакивает, ему уже незачем притворяться мертвым.
Действие третье. «Свадьба Китри и Базиля»
Свадебное веселье на городской площади. Сюда пришли Дон Кихот и Санчо.
Горожане, от мала до велика, веселятся и танцуют, соревнуясь друг с другом в ловкости и красоте. Виновники праздника — жених и невеста Китри и Базиль, танцуют свой танец, полный грации, очарования и любви.
Желая счастья Китри и Базилю, Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми героями свадебного праздника.
Эпилог
Благородный идальго Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса под звуки трубы отправляются на новые подвиги.
развернуть