Без праздника — нет спектакля. Таким девизом руководствовался знаменитый московский режиссер Евгений Вахтангов, создавая постановку, которая позже станет классикой, настоящей школой актерского искусства — «Принцессу Турандот» по сказке Карло Гоцци. Своим заветам Вахтангов не изменял на протяжении всей творческой карьеры — таким же праздничным и карнавальным, как легендарный спектакль, был и является по сей день его театр.
Кроме «праздничности», в своей работе Вахтангов придерживался особого тона — работы с текстом, работы с актером и, наконец, со зрителем. Утверждение в спектаклях идей любви, жизни и добра, познание через артистов человеческой гармонии — это отличало режиссера от коллег, начинавших с ним в одно время.
Образованию Вахтанговского театра предшествовало создание в 1913 году молодыми московскими артистами своей драматической студии при МХТ. Брали практически всех желающих: от претендентов на место в студии требовалось лишь две вещи — серьезное отношение к делу и дисциплинированность. Тогда руководство объединением взял на себя сторонник системы Станиславского и ученик мастера, молодой и энергичный Евгений Вахтангов. Со своими актерами постановщик обращался очень бережно, стараясь не задеть чувств молодых, пусть не профессиональных, артистов, не допустить ничего грубого или резкого — в студии царила атмосфера чуткости и добра. Сам Вахтангов отзывался о ней так: «Милые лица... Трепетные чувства». А еще утверждал: главное не результат, а процесс. Это же объяснял и своим ученикам, готовым погружаться в этот процесс без остатка.
В 1920 году было официально объявлено о появлении Третьей студии при Художественном театре. День первого показа спектакля по произведению Мориса Метерлинка — а премьера состоялась 13 ноября 1921-го — стал считаться днем рождения нового московского театра. Еще через год на суд публики была представлена «Принцесса Турандот» — лебединая песнь режиссера, спектакль, впоследствии ставший для начинающих и уже зрелых артистов хрестоматийным. Постановку «невероятной силы и счастливой победительности», удостоившуюся высокой оценки самого Станиславского, Вахтангов создавал, будучи тяжело больным, и даже не смог прийти на премьеру, которая, к слову, прошла с оглушительным успехом. Артист скончался от рака желудка в мае 1922-го.
Место художественного руководителя театра пустовало: на протяжении многих лет после кончины Вахтангова режиссеры сменяли друг друга, но никто из них не мог долго удержаться на посту «главного» в студии. В 30-е годы обострились отношения со сталинским правительством: постановки театра резко оценивались критиками, а некоторые и вовсе запрещались к показу. Руководство страны требовало идеологически правильных спектаклей, что перечеркивало заложенные Вахтанговым традиции. Их возрождение началось лишь в эпоху Перестройки, когда у руля театра встал режиссер Михаил Ульянов, возглавлявший труппу до 2007 года.
Сейчас художественным руководителем театра является известный режиссер литовского происхождения Римас Туминас. Для своих постановок — а критики определяют стиль мастера как иронично-загадочный — режиссер берет отечественную классику: Чехова, Грибоедова, Лермонтова... В 2011 году, в честь 90-летия театра, Туминас поставил представление «Пристань», в основу которого легли тексты ведущих мировых писателей и драматургов, от Шекспира до Брехта. Кстати, постановка, вместе с еще несколькими («Дядей Ваней» и «Евгением Онегиным») была удостоена театральной награды «Хрустальная Турандот».
На сегодняшний день Вахтанговский театр под руководством Римаса Туминаса является одним из ведущих в столице. Каждый год здесь проводится переоборудование сцены, а недавно было затеяно строительство нового трансформируемого зала на 250 мест. В театре работает и Малый зал, где зрителям показывают экспериментальные камерные спектакли. Репертуар театра весьма разнообразен: здесь — и постановки классиков (Юрия Любимова), а также нынешних звезд театральной режиссуры (Юрия Бутусова, Владимира Мирзоева, Михаила Цитриняка и других).
развернуть