«Ацтекский» декор 90-х, интерьер провинциального загса в «Доме чая» и проблема намывов. Павел провел в городе 10 дней и во время своей поездки вел дневник, редакция Likes попросила его суммировать свои впечатления в виде небольшой истории.
Когда-то в детстве я уже бывал в Казани. Помню, как экскурсовод рассказывала про университет, в котором учился Ленин, и показывала покосившуюся башню в центре города, которая оказалась башней Сююмбике. Это было в 1986 году, тридцать лет назад.
Замечательно, что в Казани нет маршруток! Новые трамваи. На остановках в центре – табло с указанием времени ожидания. В автобусах wi-fi. Метро безупречно чистое, станции и вагоны новые. Станции освещены довольно тускло и выглядят мрачновато, но по мне это как раз то, что надо. В вагонах экраны, на которых идут уроки русского языка!
В Казани как нигде очень хорошо с едой – везде вкусно!
Пообедал в кафе «Дом чая» с дизайном провинциального ЗАГСа – очень впечатлило внутреннее оформление с люстрами, портьерами и картинами. Еда дешёвая и очень вкусная.
Поужинать я решил в подобной кафешке «Добрая столовая», её настойчиво рекомендовал TripAdvisor. Ужин обошелся мне в 72 рубля, не понравилось только то, что в столовой сильно пахло хлоркой, но это не мешало молодым парочкам, которые решили устроить себе там романтический вечер.
На Спасской башне Казанского Кремля (по сути, на традиционном шатровом храме «восьмерик на четверике») очень непривычно выглядит пятиконечная звезда.
Также меня удивил Благовещенский собор – архитектурный объём выглядит несоразмерным по отношению к куполам, а центральный купол явно 18-го века, хотя собор, судя по времени строительства и формам, был заложен Грозным. Позднее я узнал, что храм несколько раз достраивали, что и стало причиной несоразмерности. Внутри очень грубые поновления росписей и звонница! Раньше я никогда не видел колокола внутри храма. И лучше бы не слышал – внутри они звучат нечеловечески громко.
Зашёл в роскошный храм Петра и Павла, посмотрел петровское барокко.
Недалеко от Кремля я обнаружил новый архитектурный феномен – «казанское (татарское?) барокко». Что-то есть общее у интерьера «Дома чая» с этой архитектурой. Даже не дома-дворцы, а дома-торты!
Самое сильное архитектурное впечатление произвело на меня во время прогулки здание Пирамиды на Булаке. Позже я прочитал, что это чудо достроили в 98-ом году, и на открытии был Ельцин. Наверное, музей Ельцина должен был бы выглядеть именно так…
Прогуливаясь по центру города, в одном из дворов я нашёл идеальный экспонат для этого музея: «ацтекский» декор 90-ых.
Почти все фасады в центре обновлены (и даже вставлены новые рамы), но во дворах встречаются живописные руины. Очень разительный контраст между тем, что снаружи и внутри. Город на удивление чистый. И чистый от визуального мусора, который назойливо лезет в глаза в Дзержинске и Нижнем.
Мне нравится слово «сарай», которое в русский язык пришло, скорее всего, из татарского и его коннотации к «дворцу». И это слово довольно точно определяет тот архитектурный феномен, который, по моему мнению, должен определить лицо нашего времени.
Я общался с местными экологами и активистами – в Казани сейчас очень актуальна проблема намывов. Съездил в Займище и обошёл пойму Казанки в черте города, посмотрел намывы в Аракчино. У бизнесменов не на шутку разыгрались аппетиты – целый городок в акватории Волги. На старых снимках из Google виден небольшой полуостров, и он почти исчезает в половодье (а именно в это время уровень приближен к отметке 53, по которой Росреестр должен разделять воду и сушу). На сайте Реестровой палаты я обнаружил, что прямо по акватории нарисован участок, названный «сушей». То же самое с поймой Казанки и Займищем. Вся акватория вокруг старого (до 1957 года) русла Казанки поделена на земляные участки. Для строительства на песке вбивают бетонные сваи. Неужели это достаточно прочное основание? Почему-то в памяти всплыла фраза из песни Антонова: «я замок свой построил на песке».
От Аракчино я доехал на автобусе до остановки «Серп и молот», где обнаружил удивительную часовню, стоящую вплотную к конструктивистскому зданию, и отлично сохранившуюся советскую литую скульптуру «СССР – оплот мира». Напротив неё руины сгоревшего в 2015 году ТЦ «Адмиралтейский».
Оттуда я поехал прямо на трамвае через микрорайоны до стадиона «Арена». На фасаде стадиона самый гигантский в Европе экран, очень яркий. Не знаю, как с этим быть тем, кто живёт напротив. Им в обязательном порядке нужно устанавливать на окна рольставни. Огромный неотключаемый телевизор, показывающий только рекламу!
Стадион смотрится совершенно феерично среди камышей, болот и заливных лугов. В высшей степени чужеродно. Оказывается, архитекторы задумывали форму стадиона как водяную лилию. Перед Ареной какая-то выставка динозавров. Выставка приглашает приобщиться к природе и далёкому прошлому. Забавно, что это происходит на том самом месте, где несколько лет назад студенты пытались спасать из-под экскаваторов образцы древнейшего папоротника, занесённого в Красную книгу.
Последние дни моего пребывания в городе я был занят подготовкой к выставке.