Гагарин-центр (ул. Менделеева, 205а)
В «Гагарин-центр» представлено направление «робототехника», которое подразделяется по возрасту обучающихся. «Первое знакомство» для школьников 1-3 классов, «Базовый уровень» – 4-7 классы, «Творческий проект» – для учеников старшей и средней школы, с возможностью участия на соревнованиях по JuniorSkills, «Робофест» и т.д. Используемые платформы: LEGO WeDo, LEGO Mindstorms, Arduino, 3D-принтеры.
Директор «Гагарин-центра» Игорь Нуйкин: «Весной 2019 года «Гагарин-центру» будет три года. Для нас это не первый проект, мы также проводим олимпиаду на кубок Ю. А. Гагарина. Его основная цель – это не построение бизнеса и получение прибыли, а развитие олимпиадного движения в республике. Создатели и учредители «Гагарин-центра» – предприятия разных сфер деятельности. Если многие кружки технического творчества построены на основе проектной деятельности, то у нас это центр дополнительного образования IT-профиля (робототехника, прототипирование и ряд других направлений), которому дети учатся ежегодно, переходя из класса в класс. Подбирается индивидуальный подход при работе с детьми и разработке учебных планов. На сегодняшний день робототехника – это та область, которая позволяет успешно развивать техническое мышление ребёнка. Удачно, что мировые лидеры в разработке технических систем (это, прежде всего, LEGO) производят не только сами конструкторы, но и хорошие обучающие программы. Сейчас промышленная робототехника развивается с каждым днём. Раннее техническое образование поможет современным школьникам сформировать необходимые навыки в этом направлении, потому что в школах такого нет (и в системах педагогического образования вузов, к сожалению, тоже).
Обучение в «Гагарин-центре» начинается с 6 лет. С детьми младшего возраста нужен не только особый подход, но и соблюдение требований Роспотребнадзора, которые для малышей особенные. К тому же, дошкольникам сложно быть усидчивыми и надолго концентрировать внимание на одном процессе, все их занятия ориентированы на 20-30 минут.
«Я думаю, что 6 лет – это тот возраст, который подходит для успешной реализации наших образовательных программ. Я знаю, что в Уфе есть центры, где упор делается именно на дошкольное образование, в том числе и дополнительное. Сама концепция нашего центра в том, что мы работаем на базе школ, постоянно актуализируя программы и подготавливая ребят к участию в различных проектах», - говорит Игорь Нуйкин.
Роболаборатория (ул. Маршала Жукова, 22; ул. Рабкоров, 8/1)
В «Роболаборатории» проходят занятия для детей, начиная с возраста 5 лет. Направления следующие: STEM студия (5,5-7 лет); ИНЖЕНЕРИНГ (8-12 лет); Scratch программирование (7-12 лет) – создание компьютерных игр; РобоКОДДИНГ (9-16 лет) – программирование роботизированной платформы RoboCODE на Arduino; проектная работа на Ардуино (12+) – творческие проекты под кураторством инструктора; работа на токарном станке, фрезерном ЧПУ и 3D-принтере.
Создатель «Роболаборатории» Ксения Сенюшкина: «Мы пришли в робототехнику из авиамодельного спорта, это тоже техническая сфера. Вращаясь в этих кругах, мы увидели, что детям остро не хватает знаний электроники, механики и навыка работы руками. Это в нашем детстве были «Очумелые ручки», «Сделай сам» и «Мурзилки», мотивирующие на изобретение нового. Сейчас дети больше ориентированы на покупку готовых вещей. Быть пользователем, а не создателем – вот что в них заложено. Мы решили показать, что может быть иначе, и дать те знания, которые в школе ребята не получат. Само понятие «робототехника» понимается и читается всеми по-разному. Для одних это собирать конструкторы, для других – глубоко изучать науку на практике. Не всегда родители, приходя в робототехнику, хотят вывести своего ребёнка в инженерную специальность. Часто люди выбирают секции исходя из того, что нравится ребёнку или самим родителям, потому что в их детстве такого не было. Но за техническими специальностями будущее. Должны быть люди, которые создают технические новинки, обеспечивают их работоспособность и внедряют новые устройства на производства, в больницы, в повседневную жизнь. Как часто шутят инженеры: из любого технаря всегда можно сделать экономиста, но наоборот не получится».
Летняя школа «Роболаборатории» существует уже третий год. Тут нет диктантов, контрольных, долгой теории под запись – ребята учатся всему на практике. Именно так приходит понимание основных принципов работы электронных устройств, механических элементов и программ. «Роболабораторию» можно считать сменой вида деятельности, так необходимой для качественного отдыха. Летом приходят ребята, которые занимались весь год в клубе, и для меня это показатель их заинтересованности и целеустремлённости.
«Уникальность «Роболаборатории» – в методике. Мы не работаем на конструкторах Лего и прочих, а рассматриваем робототехнику как науку, состоящую из трёх основных аспектов: электроники, конструирования и программирования. Такое понимание помогает детям раскрыться творчески и получить максимально глубокие знания в области робототехники. Они не связаны деталями конструктора и базовым софтом для написания программ в упрощённом виде. Дети строят роботов на контроллере Arduino, но до Arduino надо «дорасти», приобрести знания в первых двух аспектах. Занятия выстроены соответствующим образом. В первую очередь дети изучают электронику и учатся мастерить своими руками, создают механические игрушки, паяют схемы. Всё, что дети делают, они забирают с собой. Представляете, насколько важно ребёнку сделать работающий механизм самим, с нуля, и показать всем друзьям?», - говорит Ксения Сенюшкина.
Со второй половины года ребята начинают погружаться в программирование. Скоро появится платформа для обучения детей возраста 8+ работе с датчиками и прикладному программированию на языке СИ. Сейчас тестируем её на собственных «подопечных». Наиболее популярные программы: 5+ и 8+, но наиболее продуктивны 8+ и 13+, так как это именно тот возраст, когда ребёнок готов расти, изучать и создавать. Для малышей у нас открыто направление STEM, которое знакомит деток с основными законами физики, плюс немного электроники и акцент на создание поделок, где они сверлят, пилят и иногда паяют. Для старших всё вышеописанное плюс работа на фрезерном станке с ЧПУ, создание моделей для 3D-принтера, иногда и токарный станок в деле.
Технопарк УГНТУ (ул. Космонавтов, 4)
Осуществляются занятия по направлениям: «Робототехника Lego EV3» (4-8 класс), «Робототехника Lego Wedo 2.0» (1-3 класс), «Мехатроника и робототехника» (5-7 класс), «Физические эксперименты в робототехнике» (8-9 класс, авторский курс, соединяющий такой раздел физики, как механика, и образовательную робототехнику).
Директор Технопарка УГНТУ Наталья Бадоля: «У нас занимаются школьники с 1 по 11 классы, студенты, магистранты, аспиранты УГНТУ и учащиеся других вузов, профильные педагоги. Мы не берём на обучение малышей, потому что популярность робототехники для дошкольников – это двоякая популярность. По сути это сбор денег с родителей, а мы не увлекаемся подобными вещами. Нам важен измеримый и понятный результат, а дошкольники в силу возраста не могут и не должны делать многие вещи. Мы стараемся не допускать того, чтобы работу за детей выполняли тренеры. В истории с малышами, именно в образовательной робототехнике, это всегда будет 10% к 90% в пользу взрослого. Также мы располагаемся в корпусе университета и по многим требованиям не соответствуем стандартам дошкольного учреждения. Подпольно мы не работаем, так как представляем собой структурное подразделение федерального университета. Всё открыто, официально и соответствует действующему законодательству».
80% курсов ведут инженеры, имеющие педагогическую подготовку или в рамках педагогической нагрузки, если мы говорим о наших магистрах и аспирантах. Здесь несколько лет выстраивали преемственность: школьники становятся студентами, работают наставниками. Выпускники продолжают заниматься с детьми, трудоустраиваясь в серьёзных компаниях, таких как «Петон», «Роснефть», «Башнефть», «УМПО» и т.д. Или это педагоги с многолетним опытом результативной работы. И те, и другие постоянно повышают свою квалификацию – как по месту работы, так и педагогическую. Почти все образовательные программы являются собственными разработками педагогов или авторских групп университета.
«В рамках базовых курсов образовательная мобильная робототехника направлена на общее развитие склонностей к техническим дисциплинам, начальное представление о предмете и развитие начального уровня, такого «прекомпетенция»-формата. Мы даём базовое понимание конструирования, моделирования, программирования. Так же, как и авторский курс для малышей 7-8 лет «Арт-инженерия», запущенный в 2016 г. В адаптивной форме стремимся развить у детей «геометрическое», пространственное мышление, даём такие понятия, как симметрия, асимметрия, эскиз и т.д. Проектная работа со школьниками рассчитана на решение задач, приближенных или достигших уровня инженерных. Трёхмерное моделирование и прототипирование вполне даёт базовое представление о профессии инженера-проектировщика. Уроки технологии дают понимание, что такое индустриальные технологии вообще. Понимание самого слова «технология» как процесса целенаправленного преобразования», - говорит Наталья Бадоля.
IT-школа Орбита (ул. Ленина, 70)
В IT-школе «Орбита» проходит обучение робототехнике по двум направлениям: LEGO Education WeDo (программная среда Lego Education WeDo графическая, то есть в ней не нужно писать код — только drag-and-drop перетаскивание блоков. Это более понятный формат программирования для детей – учеников начальной школы), LEGO Mindstorms EV3 Education (простая модель двухмоторной тележки для отработки навыков настройки и программирования легороботов начинающими, детьми и студентами. С её помощью решаются стандартные задачи образовательной робототехники: движение по линии, избегание препятствий, движения вдоль стены и т.д). IT-директор – Марат Ахметшин, координатор Всероссийской роботехнической олимпиады по РБ, организатор собственной роботехнической республиканской олимпиады «Роболига» (2015-2018 гг).
Центр детского технического творчества «Биктырыш» (ул. Шафиева, 1)
В рамках образовательных программ, реализуемых центром, есть студия «Робототехника», предназначенная для детей 9-14 лет. Преподаватель курса – Фуат Идрисов, тренер по образовательной мобильной робототехнике в Уфе, который несколько лет подряд доходит со своими учениками до всероссийского уровня олимпиад по данному виду робототехники.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.