Искусство – неотъемлемая часть нашей жизни, и если даже вы с трудом называете себя поклонником какого-либо его проявления – оно везде. И если сейчас Уфу вовсю захватило граффити, то всего каких-то пятьдесят лет назад культура всего советского пространства переживала настоящий мозаичный бум.
Многие историки отзываются об этом периоде как о времени, когда Советскому Союзу ещё было что сказать и миру, и собственным гражданам. Информацию о мозаиках было найти сложнее, чем философский камень – наши краеведы лишь разводят руками, уповая на затерянные и исчезающие факты создания не только мозаик, но даже и уфимских памятников. В специальном обзоре мы вспоминаем сохранившиеся мозаики Уфы.
Уфимская детская филармония на просп. Октября, 33
Панно на ДК РТИ, ныне уфимской детской филармонии, было выполнено к 50-летию образования СССР. По словам краеведа Янины Свице , мозаика выполнена не из смальты (кусочков цветного стекла), а из маленьких цветных керамических плиточек «ирисок». Работа сделана известным уфимским художником и писателем Петром Алексеевичем Храмовым.
Мозаика на южном фасаде ДК УМПО (авторы Сергей Литвинов, Леонид Круль, Тамара Нечаева)
Самые распространённые «мозаичные» темы – человек, наука, спорт, покорение космоса, фольклор, исторические сюжеты, труд и индустриализация. Фасад монументальной постройки под названием Дворец культуры УМПО украшает мозаика, выполненная из смальты. Три грандиозные фигуры демонстрируют популярный сюжет настенного искусства: промышленность, космос.
Мозаика в интерьерах ДК УМПО
В данной мозаике можно найти множество сюжетов: главное – вовремя подключить воображение. Мы увидели день и ночь, воплощённые в образе женщин разных, но таких дружественных национальностей, калейдоскоп народностей, объединившийся в хоровод вокруг символа нашей республики – курая. Мужественную стену мужчин, гордо держащих в могучих руках орудия труда. Инстаграмщиков предупреждаем - для проведения фотосъёмки требуется специальное согласование с руководством.
Инженерный факультет Башкирского Государственного Университета на Мингажева, 100
Ежедневно студенты инженерного факультета БашГУ могут любоваться прекрасным панно с изображением юной миловидной девушки, одетой в традиционный башкирский костюм. Гармонично сложенные плитки со временем не потеряли цвет, а вот кто автор, к сожалению, загадка.
Городской дворец культуры на пр. Октября, 137
Автор панно на Городском дворце культуры – заслуженный художник Лябиб Мугтобаров, первый среди художников Башкирии, опробовавший технику «маркетри». Его работы также можно встретить в интерьерах гостиниц и вокзалов.
Панно на здании Академии наук на ул. Кирова, 15
Авторами панно, создаваемого в 1973 году, являются Александр Пантелеев и Александр Юдин. Смальту (кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ) для мозаики привезли из Москвы и Киева, а мрамор и яшму – с Урала.
Объёмная мозаика на здании цветочного магазина «Роза дизайн» на пр. Октября, 182/1
Никто уже не помнит, что было раньше на месте цветочного магазина «Роза дизайн», так удачно вписавшегося в строение с объёмным цветочным панно. Кто-то говорит, что это был дом культуры, где обычно художниками и воплощались подобные прикладные работы. Мозаика в хорошем состоянии, а текущие владельцы здания поддерживают концепцию постройки. Мы только рады.
Фрагмент мозаики на здании бывшего завода «Геофизприбор» на Комсомольская, 2
И снова популярные мотивы. Наука, устремлённые в светлое будущее ясные глаза, огромные руки, держащие дары земли. Огромные ели закрыли монументальное панно, и теперь для того, чтобы мало-мальски увидеть сюжетный коллаж, нужно продемонстрировать чудеса сноровки и немного помять газон. А жаль, ведь там даже имеется тематический для того времени слоган.
Мозаики украшали многие объекты, но сейчас зачастую на их фасадах красуются рекламные баннеры и вывески. Так, совсем недавно этот вид искусства можно было наблюдать на здании бывшего Агрегатного завода (ул. Аксакова, 97), Уфимской чаеразвесочной фабрики и многих других. Советские модернистские мозаики срочно нуждаются в реставрации, защите – зачастую или они разрушаются, или их не видно за рекламными щитами или деревьями (как с панно на ул. Комсомольская, 2). Ну и конечно, их необходимо исследовать и показывать людям – если, конечно, государство начнёт воспринимать их всерьёз.