Даша Заставская
Ездили в начале этого лета. Наш маршрут – Уфа, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону. Краснодарский край и Анапу мы проезжали вблизи, без этого никак – там остаются считанные километры. Мы как раз доехали до развилки до Анапы и моста и свернули на мост. Поездка из Краснодарского края до моста самая сложная, так как там почти нет указателей моста, без карты онлайн (в нашем случае — Яндекс.Карты) сложно найти путь – поворотов много, мы не раз проскакивали не туда, потому что карта не успевала срабатывать. Ещё минус нашего пути — это дороги, мы проезжали трассу Маркса и Энгельса, и это худшая трасса, которая встречается на пути.
Дорогу перенести можно спокойно, я ездила с младшим братом. Он, кстати, был терпеливее меня в пути — смог ехать 2 дня без нытья и споров (если спать часа по 4, как раз за 2 дня можно уложиться). Я слышала, что есть правила, что, если везёшь ребёнка, значит, водитель должен каждые несколько часов останавливаться, потому идеально, если в машине хотя бы 2 человека с водительскими правами, которые могут подменять друг друга.
Заметки на полях: На бензин тысяч восемь в один конец и, соответственно, столько же назад, про цены там – они не радуют, потому что установлены по Москве, таких сетей, как у нас, там не существует (вроде «Магнита», «Пятёрочки» и других). Но в Симферополе есть «Ашан», а значит, и в Севастополе что-то подобное существует. Ещё один важный момент — там нет привычных нам банков. Снять деньги там крайне сложно, поэтому на карте всё везти нельзя. Кажется, можно снять, если карты типа «Мастеркард» и «Виза», на этом всё. Цены на жильё примерно везде одни, 350 рублей с человека за сутки. Сервис – не могу назвать его хорошим, проблемный. Над многим ещё нужно работать (моё мнение), но туристические поездки по разным местам интересные.
Ольга Емелёва
Мы путешествовали по Крыму в 2016 году, в начале осени впятером — я, муж и трое детей (дочки 5 лет, 3 года, сын 4 месяца). Мы любим автопутешествия, всегда можно удобно спланировать маршрут, больше увидеть и не быть привязанным к конкретному месту. С появлением детей машина, конечно, более бюджетный вид перемещения, так как авиабилеты на всех выходят дорого. В Крыму хотелось объехать всё побережье, поэтому маршрут был от Феодосии до мыса Тарханкут, самой западной точки Крыма.
До парома ехали неполных двое суток, у нас вполне комфортно раскладывается внутри машина, небольшие ночёвки делали прямо в ней. По самому Крыму путешествовали чуть меньше трех недель. Жили и «на первой береговой линии» в палатке на диком пляже «Песчаная балка» (это незабываемо), и в маленьком домике в горах, и на виноградниках в «Солнечной долине», и в комфортном коттедже у маяка в Евпатории, и в хостеле для альпинистов и велопутешественников в Баштановке. Мне очень понравилось.
Конечно, были сложные моменты. Детям нужно тратить энергию, а в замкнутом пространстве машины это бывало тяжело. Старались делать остановки именно в пики активности. Много играли в словесные игры и загадки, пели песни. Очень чётко помню, что хитом был «Жил отважный капитан», причём дети уже свои слова придумывали и сюжеты лихие закручивали. Самое сложное – сохранять спокойствие самой. Ещё, наверно, ошибкой было то, что мы ничего не бронировали заранее, и на месте иногда много времени уходило на поиск жилья или ночёвки (с тремя детьми всё же не всё подряд подходит), но зато судьба подкидывала нам интересные варианты. Сейчас я бы заранее всё же продумала примерные точки и связалась с хозяевами. Ещё был момент на подъёме на Ай-Петри, когда вдруг не завелась машина. Дети мирно спали, а мы с мужем без слов прокручивали в голове возможные варианты событий. Но, к счастью, машина отдохнула и больше нас не пугала. Спускались с Ай-Петри мы, кстати, в густом тумане и чувствовали себя героями фильма ужасов.
После любых путешествий остаются какие-то свои словечки, коды, смешные и забавные истории, иногда понятные только участникам. Самая нетерпеливая у нас средняя дочь Соня. Она всё время спрашивает, долго ли, скоро ли и когда приедем. И в этот раз, только мы выехали из Уфы, она сделала скучающее лицо и спросила: «Ну скоро там Крым?», с тех пор мы ей часто это вспоминаем.
В дороге я читала книгу «Свет в океане», там герой – смотритель маяка, и тем удивительнее было жить прямо у действующего маяка в Евпатории, просыпаться утром и смотреть на него. На Ай-Петри я залезла с 4-месячным сыном в слинге, было здорово. На обратном пути на пароме нас провожали дельфины.
Отдохнули мы чудесно. Крым для меня, в первую очередь – природа. Мы старались быть вдали от шумных толп, базаров, торговли. Горы, море, история. Интересные люди, увлечённые свои делом – спортсмены, путешественники, своеобразные дауншифтеры. Домой возвращались вдохновлённые, ведь дорога домой всегда быстрее, да и по родным соскучились. Тогда у нас в семье за рулём был только муж (да и вообще, он у нас всегда капитан), ему было тяжелее, конечно. Но именно его лёгкость на подъём и надёжность делают для нас такие вылазки возможными.
Заметки на полях: Нас очень выручала маленькая походная плитка. С нежностью вспоминаю наш быт в палатке у моря, там особая атмосфера, поэтому если есть палатка, возьмите её с собой в автопутешествие, даже одна звёздная ночь под шум волн может стать чудесным воспоминанием. А самое главное – здоровый авантюризм и лёгкость. С детьми – тем более. Дети воспринимают это всё как приключение, и если мы, родители, будем более легки на подъём (не исключая правила безопасности, конечно), то в семейном багаже прибавится счастливых моментов.
Анна Иванова
В Крым мы с мужем и двое детей (5 и 2,8) ездили с 10 по 23 июня. Туда выехали в 6:30 по местному времени, делали остановки каждые 6 часов, к 12 ночи (тоже по местному времени) доехали до Волгограда. Переночевали в хостеле (цены были 800 руб. на семью). Утром неспешно позавтракали и отправились на Мамаев курган, погуляли пару часов, пообедали и продолжили путь (примерно в 14:00). К 2 часам ночи прибыли в Керчь. Обратный путь занял больше времени: ехали из Севастополя, выехали в 11:00 и прибыли в Краснодар к 10 вечера. Переночевали в хостеле (траты – 1400 руб. на семью) и в 8 утра продолжили путь. К часу ночи доехали до Саратова. Переночевали опять же в хостеле (800 руб.), выехали в 8 утра и к 10 вечера по местному времени были в Уфе. На обратному пути делали остановки чаще – каждые 4 часа. Было очень жарко в машине без кондиционера, так что обратите на этот аспект своё особое внимание.
Мы с мужем перенесли поездку отлично, большую часть пути он был за рулём, я иногда сменяла его часа на четыре. Для детей взяли в поездку новые недорогие игрушки из «Фикс прайса», поэтому дети были самозаняты. Очень выручало Lego: подолгу играли с ним. Старший много рисовал, младший играл с трансформером. Записали аудиосказки, когда дети перевозбуждались – включали их. От режима не отходили, в 9 вечера «укладывали» их спать – убирали все игрушки, укрывали пледами. В поездку я подготовила много устных игр, но не учла, что в машине плохая звукоизоляция, на трассе очень шумно, особенно с приоткрытыми окнами. Чтобы что-то сказать детям, приходилось кричать. Но они молодцы, находили себе развлечения сами. Хотя это была первая дальняя поездка на машине с детьми, и мы не пожалели, что решились. Всё прошло на ура, а самое необычное, что нас ни разу не остановили сотрудники ДПС!
Отдохнули мы замечательно. Говорят, что отдых с детьми – это не отдых, а смена обстановки. В этом году мы действительно отдохнули. Отели выбирали бюджетные, но обязательно с детской площадкой и закрытой территорией. Утром гуляли самостоятельно, пока я готовила завтрак. Плюс каждый день был дневной сон по 3 часа, и у нас с мужем тоже (идеальный вариант). Мы побывали в 4 городах: Керчь, Судак, Гаспра и Севастополь. Больше всего понравилось в Севастополе. Успели и в море накупаться, и посетить все запланированные экскурсии.
Полезные расчёты: Если только на дорогу, примерно такой расчёт: 18 тыс. на бензин – с учётом путешествия по Крыму (машина «Рено логан»), ночёвки – 800 руб. туда, 2200 руб. обратно, расходы на еду в дороге – примерно 3000 рублей. Итого 24 000 рублей. Жильё нам обходилось в 1800 руб. за сутки за семейный номер с четырьмя спальными местами в мини-отеле, в Крыму были 10 дней. Общий расход по поездке – 65000 руб.
Обязательно берите с собой таблетки от укачивания – для детей. А вообще половина вещей, которые мы брали, не пригодились: самокат и беговел для детей, многочисленные игрушки для пляжа (достаточно взять по 1 ведёрку и 1 совочку). А вот из малогабаритного и интересного: можно взять акварель и кисточки – раскрашивать камушки на пляже!
Заметки на полях: На обратном пути возникла проблема с ночёвкой в Саратове. Это оставило осадочек. Забронировала на Букинге заранее отдельный номер в хостеле, приехали туда в 2 часа ночи, а номер оказался занят. Стали обзванивать другие хостелы, нигде не было свободных отдельных номеров, только места на верхних полках в общих комнатах. Очень хотелось как можно быстрее принять горизонтальное положение, поэтому мы согласились на общую комнату. Состояние хостела было удручающим: как только утром открыли глаза, сползли с полок и быстро сбежали оттуда. Но детям очень понравилось в «домике для путешественников». Поэтому лучше заранее продумывать ночёвки, желательно по отзывам знакомых и друзей.
Эльвира Нигматуллина
В 2015 году, кажется, как раз за год до начала строительства Крымского моста через Керченский пролив, мы решили отдохнуть в Крыму. Ездили с мужем вдвоём, организовав себе отдельный маршрут — помогли родители мужа, которые ездили туда почти каждый год (они проехали с нами половину пути). У родителей моего мужа со времён СССР большинство родственников переехало в Крым, кто по направлению из учебных заведений, кто в качестве «освоенцев». Поэтому поездка в Крым в их семье ещё с 90-х традиционно проходит на автомобиле: успеть объехать всех родственников и посетить любимые места без привязки к общественному транспорту. Надо отметить, что общественный транспорт – это очень «слабая» сторона Крыма – древнейшие забитые до отказа троллейбусы и автобусы без каких-либо кондиционеров, на каждый маршрут организовывается очередь, которая стоит на жаре, под палящим солнцем.
Мы поехали с родителями на автомобиле, потому что в дороге нужен был сменный водитель, чтобы как можно быстрее доехать до переправы на паром (так как ожидание очереди на переправу тоже занимало время – от 40 минут до 6 часов), дальше в Крыму маршруты разошлись. Для основного проживания на южном берегу Крыма мы выбрали Алушту (это один из красивейших городов и крупный транспортный узел), и от неё двигались самостоятельно по всем достопримечательностям ЮБК: Гурзуф, Никита, Ялта, Ливадия, Гаспра (Ласточкино гнездо), Алупка и гора Ай-Петри, далее переехали в Коктебель через город Белогорск, в котором находится сафари-парк «Тайган».
Ехали 2 дня с остановкой на ночь под Ростовом-на-Дону (успев поучаствовать в знаменитой «курортной пробке», которая раньше тянулась из года в год в разгар сезона) и, кажется, где-то за Волгоградом на обратном пути. Останавливались в кемпингах, которых очень много на этом маршруте – и они довольно прилично обустроены.
2200 км в автомобиле «прожить» сложновато, но природа Крыма невозможно прекрасна, и каждый его уголок – это великая красота и древнейшая история. Так как с общественным транспортом там большие сложности, наличие собственного автомобиля «развязывает руки» – это великолепная возможность исследовать полуостров. Ведь его красота и уникальность сложена не только вдоль моря, но и ближе к его центральной части (горы, солёные и пресные озера и т.д.).
В принципе, дорогу мы перенесли неплохо: развлекали в дороге друг друга песнями, разговорами, делали небольшие остановки, чтобы «размять ноги» на заправках. Сложно, наверно, только когда в одном автомобиле 4 взрослых человека, и физически неудобно долго сидеть или подминать колени. Но человек — существо адаптивное, быстро ко всему привыкает. Пусть основная сложность России – это качество и организованность дорог, на юге они гораздо лучше и шире, чем здесь, у нас. Однако попадались сложные участки, ну и были такие отрезки, где на сотни километров не было никакой цивилизации – это необходимо просчитывать для заправки автомобиля.
Мы ехали по онлайн-навигатору, загруженному в телефон, и дополнительно по автомобильному GPS, который сбивался чаще, чем телефон. Мне дорога до Черноморского побережья по России знакома с детства: когда-то мы тоже ездили на машинах в те времена ещё на «российскую сторону Чёрного моря». Муж с родителями, как оказалось, всегда выстраивали маршрут через Украину и до определённых событий заезжали в Крым через Харьков. Соответственно, я единогласно была выбрана главным штурманом. В один из моментов я задремала, и меня пожалели – не стали будить, через 30 минут я проснулась от спора между двумя водителями – оказалось, что за эти 30 минут они перепутали развязку и заблудились... Пришлось останавливаться, перегружать карту и выезжать снова на маршрут.
Отдых был чудесный. Но, как обычно, дорога обратно изматывает больше, чем туда, от осознания того, что отпуск закончился, море позади, и ты отдаляешься от него всё дальше по длинной дороге. Это, скорее всего, больше психологическое утомление, когда торопишься домой, чтобы снова вернуться на работу (в рутину) до следующего отпуска.
В целом в дороге важно взаимоуважение водителей и пассажиров, плюс поддержка – и тогда путешествие на автомобиле может стать достаточно ярким приключением.
Заметки на полях: В Крыму не нужны наряды. Удобная обувь и одежда, купальники и готовность проводить много времени на свежем воздухе (не только на пляже). Уникальность Крыма – в его истории и природе. Там нет инфраструктуры, но есть притягательные места силы: мысы, бухты, горы, скалы, лесные и горные тропы, ботанический сад и много чего ещё интересного. Ну а в дорогу – тут уж кому как комфортно: в машине у нас были перекусы в виде свежих овощей и фруктов, много воды и влажных салфеток. Ну и обязательно – хорошая музыка!
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.