Азамат Шавлуков листает страницы уфимской легенды
1988-1990 годы. Иллюстрации для сказок, песик Рипли и студия
Прото-Муха появилась в 1988 году, когда Виталий Мухаметзянов и Олег Халимов выпустили книжку-раскраску для детей «Рипли-детектив» про собачку, которая искала пропавшие из холодильника сосиски. Это была уже не книга, но еще и не комикс. Тогда же появляется и маскот будущего журнала - озорная мушка. Сценарий писал Мухаметзянов, Халимов рисовал.
Все картинки кликабельны
В 1989 году Мухаметзянов показывает уже свой рисунок в иллюстрациях к «Кошке, гулявшей сама по себе» Редьярда Киплинга. Стилистика отдалились от добродушной и яркой советской мультипликации, это было ближе к карикатуре. Несмотря на невысокий запрос к подобному заказу, Мухаметзянов выкладывается. Работа с тенью, контраст, экономичная детализация - это уже на уровень выше картинки для детской сказки.
Еще один важный момент - опыт рисунка по готовому литературному произведению в дальнейшем станет очень полезен «Мухе», ведь история уже проверена временем и точно найдет своего читателя.
В том же году Мухаметзянов и Халимов иллюстрируют продолжения приключений Винни-Пуха в пересказе Заходера, позднее Виталий сам рисует «Трех поросят». Как вам советский Кристофер Робин?
1990 год - ключевая дата. Теперь «Муха» это не просто МУ и ХА в фамилиях Мухаметзянова с Халимовым (либо только одного Виталия), теперь это студия и в ней делают комиксы! Начинают они с перевода литературы в комиксы. Для работы над «Затерянным миром» подключают Руслана Сулейманова. Никто не знает, что спустя годы, художник стенгазет с завода лампочек станет звездой журнала и от его монстров начнет тащиться вся страна.
Олег Халимов выступил в качестве сценариста. Не удивляйтесь - да, книгу-то действительно написал Артур Конан-Дойл, но эту груду текста надо было грамотно разбить на сцены, на страницы, на кадры, распределить, разобраться с общим объемом, придумать, что и как выделять тенью, будет ли это цветное издание… Это огромная работа, и Халимов стал истинными советским пионером в этом деле. Сулейманов занимался непосредственно рисунком, а покраску черно-белого (занятие порой более сложное и тонкое, чем работа карандашом) взял на себя Мухаметзянов.
Команде удалось передать эмоции и динамику замечательного романа. Ребята не остановились. В следующих работах – «Невероятная планета» и «Сокровище громовой луны» по рассказам Эдмонда Гамильтона - они экспериментируют с цветом (однотонные страницы), шрифтом и с «выкриками».
Студия, привлекая уже более взрослую аудиторию, не забывает и о детских работах. Мухаметзянов выпускает историю Рипли, «Васька и инопланетяне», а для книги Даниила Хармса «Детям» студия привлекает двух новых художников - некоего Саймона и Корнелия Шнапса, работающих в совершенно разной манере.
1991-1992 годы. Первый российский журнал комиксов
Первые выпуски были определяющими - необходимо было показать самые разные стороны комикса. Вариант сборника историй как нельзя подходил группе разношерстных авторов. Они были молодыми и смелыми. Комиксы во многом сохраняли отечественный колорит и тенденции времени - в первом выпуске американец скачет на лошади в Уфу, публикуются сплетни мира рок-музыки и весьма жесткое анти-сталинское стихотворение. Научная фантастика это железный хит и поэтому авторы продолжали «кадрировать» произведения западных авторов. Одной из фишек первого выпуска неожиданно стал американский хоррор-комикс, переведенный на русский.
Появились новые авторы - Дмитрий Федотов, Дмитрий Ткачев, Салават Шайхинуров и другие. «Муха» была разносторонним изданием. Свою долю имела фантастика, своих читателей находили шутливые истории.
Помимо этого, в ранних выпусках печатались рассказы и головоломки, была рубрика для писем читателей - ведь появилась первая слава.
Что касается непосредственно комиксов, то в первую очередь выделяется «Заговор» о чернобыльских мутантах. Экшен у Сулейманова получался не хуже, чем в американских сюжетах. Общий тон «Мухи» в районе 5-6 номера стал более взрослым.
Завершился 1992 год тремя важными вехами в последнем номере - компьютерная трехмерная графика на обложке, еще одна антология «Оказия» (комедийно-алкогольные приключения простых русских мужиков 1913 года) и первый перевод сборников «Мухи» на английский язык.
Воистину, старт, несмотря на нерегулярный выход, был успешным. «Муху» читали даже в тюрьмах.
1993-1994 годы. Алиса, Мишель и немцы. Золотое время «Мухи»
В 1993-ий журнал входил уверенно и солидно, пусть и после долгой паузы. Вадим Рубцов запустил нерегулярный, но потрясающе нарисованный мягкими цветами цикл «Школа Ведунов» и в «Мухе» появилось фэнтези.
Авторы могли позволить себе больше. В 14-ом выпуске Руслан Сулейманов стал давать уроки рисунка.
А еще читатели увидели Рипли вживую. Несмотря на все трансформации журнала, время от времени собака появлялась на страницах. Неудивительно, ведь в свое время ее сольный сюжет купило несколько миллионов человек!
Был введен новый цикл о незадачливом пареньке по имени Мишель, который влипал то в мистические, то в криминальные истории, выходя из них комичным путем, зато победителем. За короткое время он успел повоевать с ожившей картиной, вернуть засекреченные документы и обменяться телами с негодяем-бандитом. Еще одна антология была с «русским Конаном» - приключения Перуна.
Международные эксперименты вышли на новый уровень. Если в 1991-1992 годах избранные комиксы «Мухи» были просто переведены на английский, то теперь были выпущены совместные сборники с немецкими авторами на двух языках.
Но, пожалуй, главным событием стало сотрудничество с группой «Алиса». Даже в США комикс с участием звезд мигом разлетается бесчисленными тиражами - настоящими хитами стали комиксы про Арчи и группу Kiss, помощь Барака Обамы Человеку-Пауку а также совместное приключение Эминема и Карателя. А у нас была «Алиса». Сюжетами двух комиксов послужили песни, сами по себе чарующие, а качественная графика создала уникальную атмосферу готики и рока.
1995-2009. Последний полет «Мухи»
Журнал было издавать непросто. Со временем студия сделала упор на другие сферы - клипы, фильмы, театры, музыка. «Муха» занималась много чем. Наступил экономический кризис и это было не время для комиксов. За 14 лет вышло всего три журнала - в 1995, 2000 и 2009 году. Каждый из которых мог считаться как первым в новом сезоне, так и последним. Каждый мог стать точкой возврата, однако...
И так завершился полет «Мухи» - первого российского журнала комиксов, издания, аналогов которому не было и нет. Но что же думают о «Мухе» ее авторы? С нами пообщался один из основателей журнала Дмитрий Федотов.
- Прошло 25 лет после выхода первого номера «Мухи». Как вы смотрите на этот опыт сейчас?
- Спустя 25 лет я думаю, что это были лучшие годы моей юности и моей работы. Мне это нравилось больше, чем все, чем я потом когда-либо занимался. Мне очень жалко, что это не продолжилось и так и не восстановилось. Виталик [Мухаметзянов - прим. ред.] был сердцем, головой движения - всем. Вокруг него мы просто были группой художников, которые не знали, чем заняться.
- Тяжело было после Советского Союза напечатать журнал комиксов в Уфе?
- Это был уже не Советский Союз, это была уже перестройка. Тогда нам всем казалось, что будущее только-только начинает открывать нам двери и мы стремительно бежим туда со своими комиксами.
- Вы ожидали подобной реакции от аудитории? Получали много писем.
- Письма начали писать постепенно. Я даже не помню, когда пришли первые письма. Сначала это были единицы, потом десятки, потом пошли сотни. Конечно, когда первое письмо пришло, мы обрадовались. (смеется)
- А как к вашему увлечению относились знакомые? Не считали, что вы занимались чем-то непонятным?
- Да нет, почему? Как раз тогда это было вполне нормальным. Советский Союз только закончился. Вся молодежь того времени знала про комиксы, просто их не имела. Мы рассчитывали, что, издавая комиксы, мы заработаем и это будет делом всей нашей жизни. По крайней мере, я на это рассчитывал. Помимо комиксов мы иллюстрировали книги, делали любую печатную продукцию - плакаты, календарики, какие-то фото-обои и так далее.
- Кем вы себя тогда чувствовали? Гордились ли вы, что открываете стране окно в мир комиксов?
- Я не думал, что я открываю окно. Но я гордился. Мне нравилось все, чем мы занимались.
- На какое время пришелся пик журнала?
- Наверное, на 1993-ий. Сейчас трудно сказать. Тем более, как это, пик? У нас все, в общем-то, до конца шло не так уж и плохо, пока вдруг не закончилось. Пришло время. Во многом, я думаю, нас сожрала экономика, потому что народу тогда больше был нужен хлеб, нежели комиксы. А комиксы все-таки чуждая нам культура.
Комиксы, действительно, не российское явление. Но в 21 веке ни у одной культуры не осталось географической прописки. Сегодня «Муха» - это классика. «Мухи» больше нет. Не так давно не стало ее основателя и бессменного главного редактора Виталия Мухаметзянова. Мы соболезнуем его родным и уважаем этого человека.
Сначала ты никто. Потом бьешься за идею. Затем поднимаешься на пьедестал. В итоге становишься легендой.
Весь архив журнала и спецвыпуски доступны онлайн на сайте студии.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.