В Уфе снимают фильм «Первая республика»: он – о тех людях, которые создавали Башкирию такой, какая она сейчас. В картине будут показаны истории писателей, хореографов и основателей башкирских театров. Корреспондент likes.ru решил узнать, как выглядят съёмки исторического художественного фильма изнутри и даже принял участие в массовке.
Массовка в кроссовках
Один из съёмочных дней, на которые мне удалось попасть, проходил в Уфимской филармонии. «Сегодня мы снимаем Первый съезд союза писателей СССР в московском Доме союзов, на котором у представителей разных республик, в том числе – Башкортостана, произошла встреча с Максимом Горьким, Александром Фадеевым и другими писателями», – рассказывает исполнитель роли Габдуллы Амантаева, актёр русского драматического театра Фаниль Тулунгужин.
Меня на бегу познакомили со съёмочной группой, актёрами и костюмерами, попросили не лезть перед камерой и просто не мешаться: люди вокруг что-то переставляли, бегали и кого-то искали – атмосфера была явно рабочая. Я первый раз прошла за кулисами сцены филармонии, зашла в гримёрку, где девушки надевали платья и халаты, а мужчина искал кого-то, кто помог бы ему завязать галстук, и мне предложили сняться в массовке. «Хотите увидеть всё изнутри? – спросила девушка. – Нужно просто посидеть среди людей в одном кадре. Давайте я дам Вам какие-нибудь вещи». Мне дали пиджак, чёрную юбку в горох и попросили немного убрать волосы. Процессом руководили костюмеры: «Вы, допустим, приехали на съезд из Татарстана: вот, держите тюбетейку», – мужчине протянули головной убор.
Я переоделась и стала вписываться в окружающую атмосферу. Меня проводили в холл филармонии, который в фильме изображает Колонный зал Дома союзов в Москве, и посадили среди актёров и массовки. За пронумерованными стульями сидели мужчины в костюмах и женщины в винтажных платьях. Кто-то делал селфи, кто-то обсуждал цены на жильё, а актёры непринужденно пели, ожидая команды режиссёра. «Тяжелее всего – когда сидишь и ничего не делаешь», – шепнула девушка слева. Около получаса актёры массовки собирались, расходились и переодевались, и только когда режиссёр попросил о стопроцентной готовности, люди заняли свои места. «Никто из массовки никуда не ушёл? – засмеялся он. – Давайте договоримся, что каждый должен следить за своим соседом и в случае чего – признаваться, чтобы не приходилось бегать за людьми. Спасибо всем за ожидание, сейчас мы начнём снимать». Актёры зааплодировали. Свободные места в «Колонном зале» нужно было заполнить, и среди массовки сели звукорежиссёры, осветители и сам режиссёр.
- Так, кто у нас там из массы с телефоном стоит? А ну убрали! Все готовы? – крикнул в зал режиссёр. – Мотор?
- Есть, – ответила девушка с микрофоном в первом ряду.
- Камера?
- Сцена 46, кадр 1, дубль 1, – раздалось позади.
- Начали.
Где-то сзади по рельсам поехала камера. «Уважаемые писатели! Я рад приветствовать всех вас на первом съезде писателей СССР...», – начал Максим Горький. «Стоп!» – скомандовал режиссёр. Девушка рядом со мной взволнованно посмотрела на мои и свои яркие кроссовки, которые в тридцатые выглядели явно не так. «Обувь в кадре не видно, – ответил режиссёр. – На нашем киношном съезде сидеть можно хоть босиком». Горький пригладил накладные усы. Прошло ещё несколько минут, съёмочная группа посовещалась, и всё началось снова: мотор, камера, сцена. На пятом дубле Горький перестал приветствовать писателей, желать присутствующим здоровья и удачи, и с улыбкой произнес: «Дорогие мои, я уже так устал, но я должен повторять одно и то же, – и выдержал паузу: – потому что я актёр». Позже я узнала, что во время съёмок звук записывается, но в фильм будет вставлен отрывок настоящей речи Максима Горького из хроники.
Перед каждым новым дублем после слов режиссёра слышалось быстрое: «Сцена сорок шесть, кадр один, дубль два!». Помощница режиссёра или, как она представилась, «хлопушка» Елизавета Карабанова поделилась: «Самое сложное для меня – это запоминать дубли, когда никто этого не делает, и успевать быстро записывать на хлопушке новый номер. На площадке я нахожусь где-то по десять-двенадцать часов».
Театральные актеры и кастинги
Сцену, для которой я переодевалась и сидела в ожидании с актёрами, сняли примерно за час: итогом стали один кадр и несколько секунд метража, на которых среди других затылков можно найти мой, если постараться. Это было долго и тяжело: не представляю, как можно провести на площадке целый съёмочный день. По словам кастинг-директора, в среднем в день снимаются три сцены, это около минуты или двух минут метража. «Я работаю в театре, и для меня непросто играть в кино, хоть у меня и был подобный опыт, – говорит исполнитель роли Максима Горького, актёр русского драматического театра Олег Шумилов. – Никогда не бывает сразу понятно, за какое время отснимется сцена: иногда всё получается удачно, быстро, а иногда на это уходят дни – это зависит от многих факторов. Мне привычнее играть в театре: на сцене играют от начала до конца, а для кино нужен опыт, чтобы, например, отыграть сначала печальную финальную сцену, потом – начало, которое было довольно радужным. Актёры кино, наверно, к такому привыкли».
Актёров на роли в фильме набирали на кастингах. «На главные роли мы нанимали профессиональных актёров: в основном тех, кто играет в театрах, – говорит кастинг-директор, Катрина-Карлугас Душанбаева. – Личности в фильме – исторически узнаваемые, и на одну роль мы пробовали три-четыре человека: нужно было, чтобы актёры подходили и внешне, и внутренне. Бывало такое, что актёр похож на его героя, но настроение отыграть у него не получалось, и приходилось возобновлять поиски. С подбором актёров мне помогала автор сценария, доцент и зав.кафедры актёрского мастерства Уфимского института искусств, Тансулпан Бабичева. Также мы провели два основных кастинга, и те, кто не прошёл на главные роли, получили хотя бы эпизодические. Я считаю, что для начинающего актёра, который ещё нигде не играл, попасть в исторический фильм – хороший результат».
Одной из главных героинь является первая башкирская писательница-романистка, Хадия Давлетшина. «В сюжете отдельной линией проходит волна репрессий, когда происходили гонения невинных писателей и других деятелей культуры, а потом – ссылки и расстрелы их жён, детей и близких. В фильм попадает период тех лет, когда моя героиня сидела в тюрьме, а также – последние годы, когда она была освобождена, но находилась в ссылке, – рассказывает исполнительница роли, артистка Национального молодёжного театра, Лилия Искужина. – В сегодняшней сцене для моей героини наступает переломный момент: она встречает своего кумира, Максима Горького, и после этого вдохновляется и начинает писать ещё больше. Для меня эта работа очень важна: самое сложное – постараться думать как моя героиня, посмотреть на эти события её глазами и рассказать историю от её имени».
Деньги приходится экономить
В соцсети я наткнулась на пост о поиске реквизита для фильма: нужны были предметы декора, мебель и предметы обихода того времени.
«Средства на фильм – 9 миллионов – выделила республика. Конечно, можно дополнительно финансировать фильм, но никто не будет этого делать, – говорит второй режиссёр Алан Монро, – хотя обычно исторические фильмы снимают с бюджетом в десять раз больше нашего. Поэтому мы подходим ко всему творчески: сами садимся в массовку, сами декорируем некоторые локации, какие-то сцены снимаем в павильоне на хромакее. Но съёмки любого фильма – это круто, потому что ты творишь историю, и это бесценно». Перед началом съёмок помощники режиссёра сами развешивали портреты и закрепляли на балконе филармонии цитаты Сталина на красном полотне. «Думаю, основная сложность в том, что нужно каким-то образом выстроить кадр так, чтобы было понятно, что это именно тридцатые годы, – говорит оператор Илья Пономаренко, – в общей массе видно, что это советская эпоха, но такие маленькие детали, как одежда и реквизит, и составляют всю картину».
У режиссёра картины уже был опыт подобных съёмок: в прошлом году в прокат вышел «Бабич», первый фильм проекта. «Для меня важно через главных героев передать все перипетии того периода – с 20-х по 50-е года прошлого века – и познакомить зрителей с той эпохой, – говорит режиссёр «Первой республики» Булат Юсупов. – Наша картина ведь повествует о людях, которые заложили основу всех культурных институтов, на которых до сих пор основывается наша республика – при том, что лично этих людей мы не знали. Это большая тема в том смысле, что эти года очень интересны с точки зрения культуры: музыки, хореографии, театрального искусства».
Когда ждать фильм
По словам съёмочной группы, съёмки фильма планируют завершить в конце июля, а в прокат картина выйдет примерно через год: это время уйдёт на монтаж, цветокоррекцию, переозвучку и графику. Фильм выйдет чёрно-белым и на башкирском языке. Создатели картины планируют общереспубликанский показ по телевидению, участие фильма в мероприятиях к 100-летию республики Башкортостан в 2019 году и его участие в конкурсной программе кинофестивалей.
Съёмки – это одновременно сложно, интересно и очень необычно, потому что фильм – это продукт работы очень многих людей, в который каждый человек из съёмочной команды вкладывает свои силы. Пожалуй, самое непередаваемое ощущение испытываешь, когда видишь на мониторе кадр, который ещё не видел зритель, но ради которого одевали и красили актёров, расставляли реквизит, выставляли свет, рисовали раскадровку – и снимали это часами.