6 июня в Мягком кинотеатре «Мегаполис» состоялся закрытый показ картины Кирилла Серебренникова «Лето». Для меня русский рок целый пласт моей жизни, и пропустить эту премьеру я не мог.
Бэкграунд от сидящего Серебренникова
Собираясь на премьерный показ «Лета», я думал о бэкграунде находящегося под следствием режиссёра фильма. Провалившись в мягкое кожаное кресло «Мегаполиса» и воткнувшись в экран, смотреть фильм Серебренникова, находящегося под домашним арестом, вполне комфортно. Это никак не повлияло на восприятие фильма, чего не скажешь о восприятии государства.
Фильм как песня «русского рокера» полон кодов и отсылок.
Фильм «Лето» – это песня русского рокера. Она полна кодов, считывать которые могут только те, кто не просто слушал русский рок, но и был им увлечён. Я честно не вижу смысла смотреть этот фильм всем, кто моложе 35 или не увлекался той музыкой. Идите с миром и не тратьте своё время. Даже за примитивным набором слов в текстах того же Цоя была жизнь его, друзей и страны. Порой они так изящно обходили цензуру, что этим нельзя было не восхищаться. Диалог в столовой в фильме великолепно это передаёт. При приёме в Ленинградский рок-клуб строгий цензор вопрошает, ну вот о чём ваша песня «оу мама, мама, я бездельник». Ответ: «О тунеядстве». Ну хорошо…
Также и в фильме нет ничего случайного, ни одного предмета, ни одного персонажа. Это кино, которое необходимо пересмотреть неоднократно. Затем почитать людей, погруженных в те события, и пересмотреть заново. Тогда, возможно, фильм раскроется до конца.
Эффект «Кино»
Группа «Кино» – одна из немногих, кто обманул время и пронзил поколения. Они до сих пор играют в наушниках старшеклассников. Лично для меня это не лучший представитель русского рока, как и «Зоопарк». Спросите современную молодежь о «Кино», и они без проблем назовут несколько песен. Но сделают круглые глаза на вопрос, кто такие «Зоопарк», «СашБаш» или «Аукцыон».
Сцена в электричке
Единственная сцена, от которой по спине пробежал холод. Полупьяный гражданин своей страны нравоучает молодёжь об их поведении и тлетворном влиянии Запада. Тридцать с лишним лет прошло, а мы вернулись туда же. Чем так отличается эта сцена в 80-х от того, что происходит сейчас? Ничем. Я не вижу разницы, и это *****ц.
«Система» как вдохновитель и муза
Но если разницы нет, если «система» опять увидела внешнего врага, а полупьяная человеческая биомасса зарычала про патриотизм, почему тогда не появляется новый «русский рок». Бэкграунд есть, а новые музыкальные течения не превращаются в условно протестный мейнстрим. Не хватает пары факторов. Слишком мало запретов, и пока ещё очень сытно. И этого уже не случится. Идеологии не выйти на уровень СССР, слишком много мы увидели, как бы кому ни хотелось.
Элементы мюзикла оправданы
Уверен, что не всех обрадуют вставки в стиле мюзикла, но это фильм о музыкантах. И порой, садясь в автобус с советскими гражданами, в их голове продолжал петь Игги Поп или Битлы, и их музыка так поглощала, что казалось, весь автобус уже подпевает им хором. Да-да, в фильме так и происходит.
Атмосфера СССР не ощущается, а вот современной России вполне себе
Режиссёр не передал до конца атмосферы СССР, не смотря на чёрно-белую пленку, не смотря на одежду героев, обстановку их коммуналок, обшарпанные подъезды и двери с облезающей краской. А знаете, почему? Включите на своём смартфоне в камере режим ч/б или сепии, погуляйте по городу (не в центре и не у администрации), поснимайте людей и всё, что вас окружает. Как? Недалеко мы от СССР уехали? Не дайте себя обмануть режиму HDR, отключите его в телефоне и своей голове.
В мягком зале «Мегаполиса»
А теперь вернёмся откуда начали, в мягкое и комфортное кресло зала «Мегаполиса». Сидя в нём, рассуждать легко и приятно. Хоть о судьбе режиссёра, хоть страны. Как прекрасно, что это «треклятый Запад» научил нас делать такие шикарные кинозалы и смотреть так много такого разного кино. Нет, в СССР мы не вернёмся, там такого не было. Не дождётесь.