Подорвалась сегодня на рок-оперу «Акбузат» в Русдрам, просидела два часа, прикрывая глаза ладонями, и, шурале меня побери, хочу сказать
Видит бог, я была оптимистично настроена. Последние годы элементы национальной культуры, которые я вижу вокруг, выглядят все симпатичнее. Их пока немного, но все-таки. Тот же торт ко Дню республики от Ольги Носковой, кыстыбый на Площади двух фонтанов, «Зулейха открывает глаза» в ридере. Вот и от «Акбузата» я ждала чего-то одновременно этнического и современного. Но как бы не так, как бы не так!
Сначала о хорошем. Тут четыре пункта: голос Артура Амирова; девочка в роли юного Хаубена; некоторые элементы сценографии (конь из ткани просто ох-ох-ох); некоторые элементы костюмов (и я не про цветок курая на голове Татьяны Григорьевой, не подумайте). Все остальное можно легко описать словосочетаниями «гребаный стыд» или «сказка на БСТ в 90-е», но я буду многословнее.
Сперва перед нами открывается вроде как башкирский аул, но башкирское тут можно увидеть только под лупой. Разглядев в массовке ту же Татьяну Григорьеву и Николая Рихтера, я вспомнила хит Русдрама десятилетней давности «Снегурочку». Так вот, башкиры в «Акбузате» – те же берендеи и даже музыку предпочитают соответствующую.
Дальше начались совсем уж поддавки. Авторы загнали все действие в озерное царство и совсем забили на элементы какой-либо культуры. Хотя… Эстетика гей-парада и лучших выступлений Валерия Леонтьева – это ведь тоже культура? В общем, в царстве Шульгена нашлось место как раз ей.
Затем мы вернулись на землю. Тут выяснилось, что башкирами правит хан (визуально папа Жасмин из диснеевской сказки), а вокруг него творится в прямом смысле цирк. Предположу, постановщики гордятся акробатикой и костюмами. Я же не чураюсь дешевых каламбуров, как вы уже догадались по началу статьи, и здесь подумала, что рецензию на постановку вполне можно было назвать «Цирк с конем» (не забываем, не забываем про Акбузата!). Честно говоря, к этому моменту уже дико хотелось е̶с̶т̶ь̶, чтобы все это закончилось, и мы с подругой нехитро шутили, что даже салат «селедка под шубой» лучше этой рок-оперы.
Что я, наивная душа, с этими моими ожиданиями народных мотивов в музыке и хоть чего-то интересного в сюжете? Ведь был – был! – когда-то восторг от «Голубой камеи»? Или это юность и Вячеслав Виноградов, Рустем Гайсин и Павел Едренкин, пляшущие в массовке, застили мне глаза?
Прим. ред.: Участие Алексея Кортнева и группы «Несчастный случай» в постановке – красивая шумиха, чтобы набрать классы. Кортнев написал либретто, а клавишник «Несчастного случая» Сергей Чекрыжов – музыку. Что вам сказать на счет того и другого? Там есть целая песня, целиком состоящая из слов «буль-буль». Ну, это же Кортнев, скажете вы. Не знаю, не знаю…
«Мы очень внимательно знакомились с башкирской музыкой, с эпосом Акбузат, с историей кухни, народного костюма. Самым сложным было и для Сережи, и для меня вплести в классическую музыку, в это почти двухчасовое действие, элементы рока», - признался автор либретто и стихов Алексей Кортнев. Так и вижу муки творчества господина Кортнева. Вы тоже можете увидеть – 15 октября состоялась премьера. Встречай, Уфа!
Благодарим за фото www.bashinform.ru