Редакция Likes бесконечно любит и уважает творческих уфимцев. Сегодня мы пообщались с потрясающей художницей Сашей Шевниной, которая рисует в нестандартной стиле, не стесняется творить по ночам и старается игнорировать надоедливые вопросы прохожих.
Саша, расскажите, пожалуйста, о себе, о начале своего творческого пути. Что Вас подтолкнуло на путь художника?
Помню, как-то вернувшись из детского сада, я была сильно расстроена. У меня не получилось нарисовать, слёзы текли сами собой. Это дало мне стимул развиваться в этой деятельности. Вскоре рисование стало основным занятием.
Ещё мне очень повезло с учителями – как в художественной школе, так и в колледже. Помимо техники и наставлений, они дали мне большее – твёрдую уверенность в моей деятельности, то, чем мне заполнять мою жизнь.
У Вас очень необычные картины, в каком стиле Вы работаете?
У каждого не то, что художника, у человека вырабатывается свой стиль в жизни, и это проявляется в его деятельности. У художника это картины, он выражает в них себя, и если он кому-то очень сильно подражает, делая чуть ли не копию – это уже самообман. При этом мы не можем придумать что-то совершенно новое, так как всё уже давно придумано, а мы – продолжатели. Я учусь на работах других художников и не только художников – у поэтов, музыкантов, учёных и на многом другом. У меня выработался свой стиль, в шутку друзья называют его «Шев-стайл». Я не считаю себя оригиналом, я тоже подражаю, среди художников это Эндрю Уаейт, Исаак Левитан, Утрилло, Эгон Шиле, старые мастера зарубежья, наши иконописцы и многие другие.
Думаю, многим интересно узнать, как же происходит сам процесс написания картин. Саша, расскажите, как видит это уличный художник.
Я пишу с натуры. Натюрморты, портреты, пейзажи – всё с натуры, по фото в крайних случаях. Если портреты и натюрморты я делаю в помещении, в обстановке, где ничто не мешает, пейзажи – уже другое. Я заранее исследую местность: где я могу встать, чтобы никому не мешать, чтобы машина на меня не наехала, солнце не пекло – и множество других моментов, которые могут кардинально помешать. Это можно сравнить с охотой, азартом. Нужно вписаться в среду обитания, чтобы люди воспринимали тебя самого как часть пейзажа. Постоянно с натуры я рисую с 2011 года – с первого курса колледжа.
Была масса разных ситуаций, из которых учишься выкручиваться или не встревать. Но часть из них смешно вспомнить. Например, есть две улицы в Уфе с романтическими названиями Бондарная и Обрывная. Находятся они в частном секторе, около ул. Аксакова. Когда я там рисовала, за два часа возле меня собралась толпа праздных местных жителей, и каждый, подходя, спрашивал: «А почему колонку с водой не нарисовали?». И добавляли: «А вот если там ещё дядю Витю нарисуешь, вываливающегося из калитки – будет копия». Так они возле меня и тусили, пока не появился сам дядя Витя и не увёл компанию что-то отмечать.
Ночью ходила рисовать. Это выглядело совсем странно: человек с ящиком непонятного назначения (этюдник), фонарь на лбу, из ушей палки торчат (кисти) – не сразу догадаешься, что происходит. Но в одну из таких вылазок восхищённый моей картиной человек подарил мне цветы.
Зимой рисовала, при сильном ветре, снеге, но сейчас перестала. От этого начинаются проблемы со здоровьем, а работы получаются мрачные. Но я нашла альтернативу – рисовать из окна.
Сейчас на улицу хожу рисовать только в тёплое время, обычно в солнечную погоду. Подбираю под каждую работу более выгодное освещение, рассчитываю, в какое время людей меньше. Дома проще – рисую, пока светло. Всегда работаю, слушая музыку или аудиокнигу. Это помогает быстро войти в процесс и держаться в нём, не отвлекаясь на посторонние звуки. Во время процесса не нужно думать о самом процессе. Это равносильно контролю того, как вы сгибаете-разгибаете ноги, чтобы ходить – в результате вы споткнётесь или с места не сдвинетесь.
Отдельная тема с прохожими. Не могу болтать и работать. Раньше, по неопытности, откликалась на любую реплику. Позже начала просить не мешать. Потом – усердно молчала. Но «последнее слово техники» – наугад жестикулирую на языке глухонемых. Моментально отстают. Думаю, со временем и сам язык выучу.
Какие именно места в Уфе Вас вдохновляют?
Меня привлекают «непривлекательные» места с точки зрения большинства. Нередко, когда я рисую на улице, люди мне говорят: «Вроде ничего такого, сколько мимо ходил, а у Вас красиво». Но так же бывают и комментарии наподобие: «Зачем это рисовать, что тут красивого?».
Город, который я рисую – это место, в котором я провела большую часть жизни, всё детство. Я – часть него, он – часть меня. Мне не нужно было искать эту тему – она росла и развивалась вместе со мной. Мне всегда было интересно ходить по дворам, изучать закоулки, места на отшибе. Центральные улицы – это облицовка, часто приукрашенная, а чтобы прочувствовать местность, нужно зайти вглубь. Разрушенность, облупившаяся краска, скосившийся забор – промыслы природы. Она не терпит пустоты, а всё гармонизирует, ведь гармония – это равновесие отрицательного и положительного.
Впечатляет. А на каких выставках можно увидеть Ваши работы?
Я участвую во всероссийских выставках – последней была питерская выставка «Муза должна работать», в экспозиции были 8 моих работ. Весной будут выставки, в которых я хочу принять участие. Одна из них в конце мая – «Молодые художники Башкирии».
Ещё (уже три года) на железнодорожном вокзале Уфы висит моя «бессрочная» выставка. Время от времени меняю работы – там нет определённой темы, скорее, я составляю её по цветовой гамме. Она находится на 3 этаже под рыжим копалом, посетить её можно в любое время. Ещё я состою в Молодёжном объединении при Союзе художников РФ.
Вы помните свою первую картину? Или ту, о которой можно сказать: «Да, это просто шедевр!»?
Более-менее серьёзная работа была сделана в художественной школе в 12 лет. И это положило начало другим хорошим работам, из которых состояла моя первая выставка в 2010 году. Эта была выставка графики – из разного материала, работы формата А2, темы будничные, с привкусом одиночества и лёгкой меланхолии. В том же 2010-м одна из работ попала на молодёжную (не на детскую) всероссийскую выставку в Москве.
Из более зрелых, масляных работ к так называемому «шедевру» могу отнести картину «Утро» 2012 года, судя по многочисленным отзывам о ней.
Какой Вы художник? Опишите в 3 словах.
Влюблённый, педантичный, ревнивый
Какие советы Вы можете дать новичкам? По-Вашему, какими качествами должен обладать художник?
Не ставить перед собой цель «обыкновенного людского счастья»: семья, материальные блага, карьерный рост, признание окружающих и прочее «по сценарию».
Художник – это урод в обществе, не в плохом смысле этого слова. Это человек, которому претит обыденность. Есть фильм про талантливого писателя, снятый по книге Ч. Буковски «История обыкновенного безумия». Там такая сцена: спонсор собирает по всему миру талантливых писателей, предоставляет им жильё, рабочее место. В их числе главный герой. Но на следующий день главному герою всё это наскучивает, и он начинает «барагозить», кидаться пустыми банками в коллег. В результате его выставляют, что его не очень-то и расстраивает. По-моему, это эталонный художник.
Говорят, что на творчестве не заработаешь. Ведь не каждому оно понятно. Согласны ли Вы с этим утверждением? И как Вы находите своих клиентов?
Трудно. У меня иногда покупают картины, но в основном цена гораздо ниже, чем хотелось бы. Но благодаря интернету есть огромная возможность продвигать свои работы, даже в других странах, чем многие и пользуются.
Что привлекает поклонников Вашего творчества?
Может быть, это называется чувство времени. Я не пытаюсь специально донести что-то глубокомысленное – в большинстве случаев это выглядит надуманно. Меня что-то приводит в восторг, и я выражаю своё чувство восхищения. При том что я рисую старые потёртые здания, закоулки города, я хочу показать положительную сторону жизни: посмотрите, как красиво сочетается эта стена с утренним солнцем, или ритмы проводов, или разнообразие окон.