27 марта во всём цивилизованном мире традиционно празднуется День театра. Конечно, дата эта становится поводом не только для радостных капустников, больших театрализованных концертов и закулисного кутежа, но и для серьёзных разговоров. Мы задали несколько актуальных вопросов художественным руководителям и главным режиссёрам некоторых уфимских театров.
Чтобы нам, простым обывателям, понять, что творится с театром сегодня и каким он может быть уже завтра, не надо искать знатоков из столицы. Ведь гораздо важнее обратиться к тем рупорам, которые развивают театр здесь и сейчас. Поэтому мы не стали лишний раз разглагольствовать о Шекспире и поминать Станиславского всуе, а просто поговорили с художественными руководителями и главными режиссёрами некоторых уфимских театров. Мы задали им пять простых, на первый взгляд, вопросов:
– Как по-Вашему, Уфа – театральный город? И почему?
– Каких постановок не хватает в Уфе в целом и в Вашем театре в частности?
– Какие усилия надо приложить, чтобы театр как вид искусства стал более популярным в Уфе?
– Что Вы думаете о развитии частных коммерческих театральных проектов в Уфе?
– Какой бы Вы хотели увидеть театральную сферу Уфы через 5 и/или 10 лет?
Как итог, мы получили три честных мнения тех, кто точно знает, каким должен быть уфимский театр.
Полина Шабаева, художественный руководитель Театра Юного Зрителя «Маска», актриса и режиссёр, педагог студии творческого развития
Уфа – однозначно театральный город, но не в той мере, в которой хотелось бы служителям Мельпомены. У нас предостаточно театров от государственных до частных, но процент посещаемости очень низкий. Мне часто приходится общаться с детьми, так как я преподаю и веду мастер-классы. Выясняется, что многие дети ходят в театр исключительно организованно от школ, но с родителями не были ни разу. А культура посещения театра прививается с самого раннего детства.
Что касается самих спектаклей в Уфе, то хочу сказать, что репертуарные театры боятся экспериментировать, ведь приходится ориентироваться на кассу. Но зачастую именно лабораторные постановки вызывают у современного зрителя интерес к театру.
Отсюда и ответ на вопрос, как сделать театр более популярным в Уфе. Надо не бояться экспериментировать, привлекать молодых режиссёров, пробовать, ошибаться и снова пробовать. Театр должен быть ЖИВЫМ.
Например, частные проекты дают возможность выбора, как артистам – поучаствовать в чём-то новом, так и зрителю – увидеть театр, который они ещё не видели, познакомиться с современной драматургией.
А своему театру я хочу пожелать, чтобы через 5-10 лет глаза артистов Уфимского ТЮЗа, в котором я служу, всё так же горели, когда мы собираемся на репетиции, а сердца учащённо бились при встрече со зрителем. Чтобы это был ТЮЗ, где энергия бьёт ключом, где есть полёт фантазии и воображения; ТЮЗ, в который наши сегодня ещё юные зрители спустя время приводили уже своих детей.
Альберт Имамутдинов, директор и главный режиссёр Башкирского государственного театра кукол, актёр и режиссёр
Я считаю, что Уфа – достаточно театральный город для населения с такой большой численностью. У нас очень много театров на любой вкус, на любую целевую аудиторию. Но есть ещё к чему стремиться, конечно же.
Вот, к примеру, смелых, экспериментальных постановок не хватает. Сейчас наши театры находятся в своеобразной зоне комфорта: стараются ставить спектакли в традиционной форме, выбирают классические названия, известные широкому кругу людей. К сожалению, это вызвано тем, что наша публика пока ещё не готова принимать экспериментальные спектакли.
Но чтобы популяризовать театр в Уфе, всё равно надо ставить смелые и новаторские спектакли. Надо равняться на уровень европейских театров. Ещё в нашем городе нужно развивать фестивальное движение. Сейчас в Уфе проходит очень мало театральных фестивалей, если сравнивать с Москвой и Санкт-Петербургом. Получается, что сегодня между людьми мало живого общения: каждый утыкается в свой гаджет, нас затягивает круговерть «работа-дом-работа», людям элементарно не хватает тёплого общения друг с другом. Театр должен предоставить людям и такую возможность.
В театре зритель должен чувствовать себя уютно и комфортно: перед началом спектакля выпить чашечку кофе в буфете, посетить театральный музей, купить программку, после просмотра спектакля – обсудить увиденное со своим спутником.
Для того чтобы театр стал более популярным, он должен быть интересным, современным и всегда идти на шаг впереди зрителя.
Вот частные проекты сейчас очень актуальны. Они возложили на себя очень серьёзную миссию: стали заниматься продвижением театрального искусства как такового. Частные театры ищут своего зрителя и, надо отметить, делают это весьма успешно. Они работают с современными, интересными пьесами, затрагивающими самые злободневные темы, они делают эксперименты. В общем, делают всё то, что не могут себе пока позволить государственные театры: ведь им никто не ставит никаких планов, они сами вольны заниматься тем, чего желает их сердце, в этом и их счастье…
А что касается будущего нашей сферы искусства через 5 или даже 10 лет, то это не такой уж и большой срок для развития театра в городе-миллионнике. Но я всё же я надеюсь увидеть нашу театральную сферу более раскрепощённой, более свободной, новаторской. Мы не должны бояться экспериментировать. В идеале я вижу нашу театральную сферу очень дружной, где театры не конкурируют, а наоборот, поддерживают друг друга. Чтобы у каждого был свой зритель, чтобы давали возможность развиваться частным театрам.
Мусалим Кульбаев, художественный руководитель Национального молодёжного театра РБ им. М. Карима, режиссёр
Театральный ли Уфа город? Всё познаётся в сравнении. В сравнении, например, с Геленджиком, Уфа – очень театральный город, даже сверхтеатральный, а в сравнении с Москвой или Петербургом можно было бы желать и большего. В целом, по моему мнению, Уфа – довольно театральный город. Такое ощущение складывается, потому что всё более-менее интересное в Уфе обязательно находит своего зрителя, обязательно. Ну и, в конце концов, в Уфе большое количество театров, которые работают шесть дней в неделю, и ни один из их залов уж основательно не пустеет, а это говорит о многом.
Но уфимским театрам, скорее всего, не хватает ультраэкспериментальных постановок, которые являются именно экспериментом и поиском в сфере театрального искусства. Это те случаи, когда человек исследует способы взаимодействия с аудиторией. А для этого, конечно, нужны искатели. К счастью, сегодня в Уфе таковых хватает.
Что касается Молодёжного театра, то, наверно, ему не хватает немного динамики, то есть выпуска большего количества постановок. И, вероятно, какого-то не очень бюджетного непоказного поиска, который не претендует на то, чтобы превращаться в мейнстрим.
Если говорить о популяризации театра, то для этого он (прим. Театр) должен быть интересным, как бы это банально ни звучало. Постоянно должно происходить что-то, делающее его необходимым для публики. А это только серьёзный вдумчивый разговор со зрителями о том, что важно, поиск ответов на актуальные вопросы. В просто развлекательном сегменте мы всегда будем проигрывать, хотя театр должен быть интересным и в этом смысле.
И я искренне считаю, что чем театров больше, тем лучше: всем найдётся место под этим небом. Я приветствую развитие театров, которые своими эстетическими и художественными исканиями не ведут к усреднению вкуса аудитории. Появление любых коллективов, которые действуют на достаточно высоких профессиональном, творческом, эстетическом и этическом уровнях – это хорошо.
И через 5 или 10 лет мне хотелось бы видеть Уфу с бесконечным многообразием театральных форм. Чтобы разные театры сосуществовали, а люди всё больше предпочитали бы такую форму взаимодействия с искусством, которая требует размышления, раздумий, усилий. Всё меньше и меньше будет фальши. Сами формы постановок и способы взаимодействия со зрительным залом будут активно меняться так же, как меняется и наш мир. И, думаю, уровень правды будет расти, а форма подачи стремиться к простоте.