Когда вырастаешь, цирк уходит из твоей жизни практически навсегда. Больше не тянет, хотя когда-то вы расстались хорошими друзьями. Когда появляются собственные дети, цирк возвращается в твою жизнь. На «Легенды Африки» мы пошли с моей пятилетней дочкой.
До конца октября в уфимском цирке можно смотреть «Легенды Африки» – программу для любителей острых ощущений, наивного клоунского юмора и цирковых зверей. Я встретилась с ребятами во время репетиции и расспросила о том, сколько они зарабатывают, как оказались на арене, кого проще дрессировать – львов или пуделей, и можно ли стать артистом цирка, придя с улицы.
Прошла через служебный вход, находящийся с торца круглого здания цирка. Там находятся огромные ворота, через которые в здание попадают крупногабаритные животные и атрибутика. Рядом стояли огромные оранжевые контейнеры, на которых «Легенды Африки» добрались до Уфы.
Я не была в нашем уфимском цирке, наверно, лет 25-27. И, по-моему, здесь ничего не изменилось, ну совсем. Тот же специфический запах, бьющий в нос, та же арена, те же кресла из советского кожзама, перештопанные коричневыми нитками и подклеенные обычным скотчем, те же билетёры с забавными «химками» на головах. Хорошо, что в нашем цирке скоро пройдет тотальная реконструкция, пора-пора.
На репетиции все участники цирка были в обычной одежде, футболках и трениках, без грима и укладок. Эти ребята тренируются шесть дней из семи. Помимо самих репетиций, двухчасовые тренировки в спортзале ежедневно. Один выходной в неделю – в понедельник. Один отпуск за год. И все эти усилия ради 10 минут выступления в основные цирковые дни – пятницу, субботу и воскресенье.
Из всей программы мне больше всего понравились эквилибристы. Это реально захватывающее зрелище не для слабонервных. Хрупкие на первый взгляд ребята способны выдерживать 9-12-килограммовые шесты и своих коллег на них. Адреналин, покалывание в коленях и лёгкое головокружение от высоты гарантированы.
Лера: Что самое главное в вашей работе?
Талайбек: Физическая подготовка, координация и чувство баланса. Обязательно – чувствовать друг друга. Отработка каждого движения. Каждый знает, что друг от друга ожидать.
Лера: Как вы попали в цирк?
Талайбек: Мои родители из цирка, я в цирке с самого детства. Сначала был акробатом, гимнастом, жонглёром, а лет шесть назад попал в жанр эквилибристики. Три года назад я создал этот номер – «Эквилибристы на першах», с которым мы гастролируем. В год мы объезжаем восемь-тринадцать городов. В России и за рубежом. Скоро должны поехать во Францию, полгода работали в Белоруссии. Кстати, тринадцать лет назад я ходил в уфимскую школу №3, пока мои родители были здесь на гастролях.
Лера: Есть высшая цирковая награда в мире, своего рода «Оскар» для циркачей?
Талайбек: Это награда «Золотой клоун» в Монте-Карло, после этого фестиваля можно уже никуда не ездить, это вышка.
Лера: Она даёт какое-то финансовое обеспечение?
Талайбек: Нет, ничего не даёт. Исключительно моральные дивиденды. У нас в команде у ребят по несколько золотых наград различных степеней, но это никак не сказывается на гонорарах.
Лера: А сколько вы зарабатываете в среднем?
Талайбек: В цирке невозможно много заработать, здесь одни фанатики работают, либо династии, циркачи из поколения в поколение. Около тридцати тысяч рублей в месяц. Один выходной – понедельник. Один отпуск в год.
Лера: Если человек захочет связать свою жизнь с цирком, куда ему идти?
Талайбек: Можно прийти в московское цирковое училище, из спорта много ребят приходит. У меня вообще нет образования специального, я, можно сказать, вырос в цирке. Иногда с улицы приходят самородки, идут сначала в ассистенты, потом становятся мастерами.
Лера: Жизнь цирковых животных очень волнует многих людей. Как им живётся, на самом деле?
Талайбек: У меня сестра работает с животными в цирке на Цветном бульваре. Я могу сказать, что сейчас к животным в цирке очень хорошее отношение. Например, в Астрахани на гастролях у животных были кондиционеры, а у самих артистов не было. Есть зооветотдел, который следит за условиями проживания животных, их рационом и режимом. Животные не жалуются.
Лера: Как вы попали в цирк?
Марина Ли: Будучи подростком, я пошла в цирковой кружок. Немного там позанимавшись, в составе группы поехала на первые гастроли за границу. Потом попала в большой цирк. Была канатоходкой, а теперь вот дрессировщик пуделей. Мой муж – эквилибрист. И чтобы соединиться с ним, вместе работать и гастролировать, я забрала номер с пуделями. Занимаюсь этим около полугода где-то. Пудели – очень умные. Все собаки очень разные в плане характера и темперамента.
Лера: Сколько времени нужно им посвящать?
Марина Ли: Два часа ежедневно, один выходной в понедельник. Номер разрабатывает режиссёр цирка, ставит номер, потом передаёт его нам.
Лера: Каков основной принцип дрессировки?
Марина Ли: Прежде чем научить какой-нибудь команде, надо обязательно произнести саму команду. Собаку, когда она выполнила команду, угостить кусочком мяса. После 6-7 повторов собака уже запоминает, что за команду она получает кусок мяса (вареная говядина). Если собака не исполняет команду, ничего не получает. С шести месяцев собаку можно начинать дрессировать, а до шести месяцев мы их выхаживаем дома, привыкаем друг к другу.
Я получила двойное удовольствие. Во-первых, наблюдала за эмоциями своего ребёнка, который только-только открывал для себя цирк, её вдохи и ахи, аплодисменты, смех, неподдельное удивление, а во-вторых, программа увлекла и меня саму. Особенно, мне понравился жонглёр. Это было что-то! Как оказалось, он победитель какого-то авторитетного фестиваля в Берлине. Цирк реально становится современным и актуальным, это уже синергия многих видов искусств.
Неформальное общение с ребятами группы во время репетиции изменило моё представление об этих людях. Хорошие простые ребята, которые трудятся не ради денег и славы, а только для того, чтобы наши дети получили чистые эмоции, заряженные добром, верой в чудеса и ощущение волшебства, которое возможно лишь в детстве.