Интуитивно я позвала прогуляться по городу Максима Холодилина, художника и владельца галереи Х-MАХ. Он невероятный персонаж Уфы, будет возможность, обязательно пожмите ему руку и познакомьтесь лично, пока он не уехал жить куда-нибудь ещё.
Передвигались на предоставленном компанией «Башавтоком» автомобиле Renault Kaptur. Хорошая тачка для города и загорода, особенно для тех, кто ищет приключения на одно место и не брезгует бездорожьем и беспогодьем.
За рулём была сама Алина Байкова - заместитель генерального директора по маркетингу и PR ГК «Башавтоком».
Телефонистка на крыше
Мы начали наш маршрут с крыши одного из домов в самом центре города. Тут есть уникальное строение, на его крыше живёт телефонистка. Это чистой воды паблик-арт в духе графики Роя Лихтенштейна, которым я переболела лет семь назад.
Рисовали телефонистку московские ребята под названием Арт-группа 310 - художники, прославившиеся масштабными работами в стиле поп-арт. Их работы живут на стенах в Испании, Москве, Смоленской области, Берлине, Амстердаме и Монтенегро. Это самая артовая крыша Уфы, с которой открывается обзор на город во все 360 градусов. Все вертикальные поверхности покрыты граффити и графикой.
Аллея скульптур: bigger please
Лера: Что ты можешь сказать про новую арт-аллею? Как тебе?
Максим: Я не скажу, что это прям вот современно – современно, что-то тут про семидесятые слышится. Хочется, чтобы они были раз в десять-двадцать больше, выше и крупнее, чтобы скульптуру в городе было видно не только в упор. Размер скульптуры должен соответствовать городу, его масштабам. Задача искусства - впечатлять. В каждом нормальном городе, где уделяют внимание объектам искусства, есть красивые места, куда устанавливают различные арт-объекты. Они задают тон и атмосферу, становятся местом притяжения для людей.
Самая правильная подача и идеальное использование естественного ландшафта и искусства в Уфе - это памятник Салавату Юлаеву, где его видно издалека, где обыграны и горный обрыв впереди и аллея-шлейф позади памятника. И да, возможно, надо было эти скульптуры раскидать по всему центру, а не лепить в одну линию.
Тогда вместо арт-аллеи город получил бы целую арт-ситуацию. Но, разумеется, это намного лучше, чем ничего. И Ольга с Виолеттой проделали колоссальную (тяжелую и важную) работу, им за это любовь и почтение. Будем помнить также, что у подобных мероприятий всегда есть бюджет. «Это – очень важный вопрос, сударь», - говорил кот Бегемот.
Три шурупа - а кто автор?
Лера: Смотри, легендарные три шурупа. Один местный космоэнергет сказал, что это символ равновесия, что Уфа - это территория энергетического баланса, поэтому здесь так много талантливых и творческих людей, разного рода целителей, гуру, проповедников, представителей нетрадиционных способов лечения и т.д.
Максим: Изначально сама выбранная форма трёх шурупов - это примитив. Но кто сказал, что примитив - это плохо. Это можно назвать тремя шурупами, тремя болтами, а ещё тремя экваторами. Межпланетарное безумие своего рода. Вот табличка с описанием на трёх языках - русском, английском и башкирском. Кстати, с табличками в Уфе плохо. Автор Трёх шурупов не указан. Почему? Это же смешная цитата «Голоса ветров» Магритта, опущенного на землю, и один шар повернут на торец. Прикольно же, Магритт уфимской айдентикой занимался…
Фонтан «Семь девушек» - пренебречь, вальсируем
Лера: Поющие фонтаны или Семь девушек, тебе это нравится?
Максим: Изначально это памятник танцу, что само по себе круто. В мире не так много памятников танцу. Башкирских легенд много разных, но о легенде Семи девушек мы все знаем и помним только благодаря танцу. Танец популяризировал легенду. Если бы это не было станцовано, этого бы не было. Разумеется, сами изображения девушек прям не восторгают, но это второстепенно. И да, теперь есть где фотографироваться на память. В городе должны быть такие попсовые штуки. Фонтан хорошо вписан в город. Тут вообще есть, о чем подумать – на этом месте раньше памятник Сталину стоял красивый, а теперь вода и застывший танец…
Лера: у меня всегда возникает вопрос, а что показывать приезжим гостям в Уфе?
Максим: А нечего. Нечего показывать. Возможно, памятник Салавату Юлаеву! Огромную конную статую, каких сейчас уже не делают. Это гениально и грамотно, честно. Нам есть чем гордиться, в какой-нибудь Перми такого нет. Строго говоря, такого нигде нет, это уникально.
У нас большая проблема с самоидентификацией или городским брендингом, с которым все так носятся. Мы не понимаем, чем мы уникальны. Мысль простая - надо создавать новые достопримечательности, если нет старых. Строить, например, знаковые сооружения на знаковых местах. Есть уникальное место, например, это возвышенность при въезде в Сипайлово. Таких красивых мест очень мало в городе, их трудно создать самим. Просматриваемый с многих сторон холм, на который зачем-то установили памятник ангарам Леруа Мерлен! Теперь он возвышается над городом. Это же издевательство! Такие места значимы для города, они способны оказывать влияние, но используют их примитивно, с корыстью, без идей.
Памятник Ленину из полипропилена и надгробий
Лера: Если постучать по нему, то становится ясно, что внутри он пустой!
Максим: Да, раньше он был гипсовый и от него отваливались куски. Когда началась перестройка, его убрали «помыть». Я слышал, что сейчас он валяется где-то в московском дворе. А взамен сделали из пластика.
Лера: Как долго ещё Ленин будет украшать улицы России? Может, есть смысл заменить его на что-то более актуальное?
Максим: А ты знаешь, что многие памятники Ленину облицовывали плитами надгробий с советских кладбищ? Даже, вот этот, здесь, в Уфе. Если отодрать плиты, то с внутренней стороны надписи надгробий. Так как мрамор стоил дорого, была такая практика возить плиты с кладбищ. Не только в Уфе, конечно. Например, некрополь Данилова монастыря в Москве раздали на стройматериалы.
Зачем убирать Ленина, пусть будет. Это же наша история, или ты хочешь стереть её? Та эпоха была такой и надо принять это. Повторять за другими, а не генерировать что-то собственное - вот проблема Уфы в целом
Нулевой километр - загадай желание
Максим: Если памятники Ленину были заряжены идеологически и сейчас отражают время, то история с нулевым километром - это слепое бездумное копирование. На нём написано, «нулевой километр башкирских дорог». Почему? Есть какие-то отдельные от российских башкирские дороги?
Лера: Говорят, на нём нужно посидеть и загадать желание...
Максим: Это безумие. Простудишь всю гинекологию.
Лера: Мы сейчас едем смотреть самое большое граффити Уфы - Гагарин на улице Гагарина в Сипайлово
Максим: Наша национальная мифология состоит из двух незыблемых вещей - победа в ВОВ и полёт Гагарина.
Это то, без чего мы жить не можем. И если ты начнёшь говорить об этих двух вещах в своей индивидуальной манере, у тебя есть риск быть объявленным бесом и поднятым на вилы. Есть такой риск. Но ведь можно, не принижая значения нашего всего, подумать об этом в другом контексте, не привычном, без клише...
Лера: Например, Гагарин сидит на кухне и пьёт молоко...
Максим: Ну, прекрасно. Ведь, на любой из этих кухонь, окна которых выходят на этого Гагарина, сидит чувак в трусах и пьёт молоко. Это было бы настоящее и искреннее, об этом, возможно, начали говорить за пределами Уфы, но, увы, наш Гагарин как миллион других, в скафандре.
Максим: В Филадельфии очень хороший пример с граффити. Там выделяется определенное количество поверхностей, более того, экспозиции постоянно обновляются. Это стало настоящим городским культом, туристов со всего мира водят и возят в графитти-туры, это уже стало частью города. В Уфе огромное количество бесхозных стен, в спальных районах, в Черниковке, целые кварталы серых унылых коробок.
Лера: Ну сейчас хотя бы какое-то движение началось, но опять же, как-то куце. Заказные граффити - это вообще грусть и тлен. Ощущение, что те, кто распоряжается этим в городе, очень боятся реальных и сложных тем. Недограффити, получается.
Максим: А может, я хочу высказаться на тему анального секса, например, на центральных? Ведь и это часть жизни. То есть, какие-то ограничения, все же, быть должны.
Осётр, выпрыгивающий из попы куницы в двух шагах от Горсовета
Максим: Проблема в том, что в Уфе механизм допуска к уличному творчеству странен и непонятен. Человеку не обязательно иметь достаточно опыта, у него, вообще, может напрочь отсутствовать элементарный вкус. Возможно, поэтому у многих объектов отсутствуют таблички с авторами, так как это случайные для истории люди. Это безумие безымянно.
Например, куница на Проспекте Октября, недалеко от Горсовета! Непонятно, что это такое вообще, с виду напоминает осётра, выпрыгивающего из задницы куницы! Ты посмотри сама. Художник - любитель, который ещё вчера был водителем трактора, вдруг решает, что хвост у куницы растёт именно так!
Статуя с лицом Путина
Максим: Ну я не знаю (смеётся). Есть в этом что-то (смеётся). Любительские воспоминания о советском прошлом.
Лера: Плавки современные, а у этого шестой айфон в руках, на девушках кеды-конверсы... У этого лицо Путина, похоже.
Максим: Люди скучают по ощущениям великой страны, я тоже скучаю. Мы жили в это время, это же было реально, мы были крутыми, а потом, раз! и всё закончилось. И если на ВДНХ в Москве все подобное монументально, то это убого и смешно. Провинциальное, непрофессиональное и недостаточно художественное воспроизведение контекста. Но могу сказать, что есть в этом какой-то кайф... Что-то папуасское.
Лера: Ощущение, что делали китайцы...
Максим: Нет, скорее всего, это делали провинциальные любители, например, буздякцы..
Конь с членом
Максим: Это сделал мой друг Тимофей Дорофеев. В этом что-то есть. Хорошая работа, профессиональная, в отличие от. Это же ветер крутит его вентилятор внутри, ну классно же. Это ведь не просто сварить железяки, это ещё надо было, чтобы все это ожило, чтобы ты чувствовал коня... Вышеупомянутые буздякцы так бы не смогли.
Максим Холодилин - родился в 1968 г. в Уфе. В 1990 г. окончил Киевское высшее зенитное ракетное инженерное училище, в 2000 г. – юридический факультет Башкирского государственного университета. Кандидат наук. Основатель и руководитель галереи актуального искусства “Х-МАХ”. С 2001 г. участвует в выставках в России и за рубежом, принимал участие в спецпроекте Московской биеннале в 2011 г. Большое внимание уделяет работе с видеоартом. «ЗолотаяПайцза» в 2001-2003 совместно с Наилем Байбуриным - один из заметных проектов – перформансы-размышления о степи и степняках в чистом поле в Благоварском районе.
Renault Kaptur, официальный дилер компания «Башавтоком». Полноприводный кроссовер, сочетающий в себе элегантный дизайн и комфорт по высшим французским стандартам. Идеально подходит для эксплуатации в российских условиях. Позволяет персонализировать автомобиль под водителя с помощью цветных дисков и наклеек на кузов. Помимо кузова, крыша и корпусы зеркал могут быть окрашены либо в черный металлик, либо в цвет слоновой кости. Таким образом, производитель предлагает 19 вариантов окраски Kaptur. Renault как никто понимает желание своих клиентов отличаться от серой массы.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.