Молодёжный театр Уфы принял в своих стенах актеров из Казани
Казанский государственный театр юного зрителя предлагает гостям одной из своих постановок интересную альтернативу классическому пребыванию в зале и пассивному наблюдению за происходящим на сцене. Что, если… Что, если ты можешь оказаться на сцене, в непосредственной близости к актёрам, стать соучастником происходящего в рамках действия спектакля, смотреть историю исключительно крупным планом? Более того, ты тоже будет приковывать внимание зрителей! Кто-то невольно начнёт рассматривать твои ботинки, другие – ловить твой взгляд, третьи, совершенно тебе не знакомые – здороваться с тобой во время антракта, кивать, мол «я тебя узнал, ты сидишь на сцене!».
Возможность испытать это на себе 23 сентября получили гости уфимского Молодёжного театра, где проходят гастроли творческого коллектива из соседнего региона. Речь идет о спектакле «Вкус мёда» по пьесе драматурга Шейлы Дилени, написанной в 1961 году. Это произведение называют одним из самых ярких примеров творчества «рассерженных молодых людей».
В чем особенность казанской постановки? Во время каждого показа от 20 до 30 зрителей оказываются в описанных ранее условиях – в непосредственной близости к актёрам. В одном из интервью, объясняя этот художественный ход, режиссёр постановки Владимир Чигишев заметил, что предлагаемые обстоятельства для актеров – работа рядом со зрителем – лишают возможности спрятаться за что-то: музыку, дымку, декорации. И поэтому такой эксперимент затрагивает не только зрителей, но и героев действа, за которыми мы так пристально и безостановочно наблюдаем, замечая все детали – от и до, без прикрас.
Что же такое «Вкус меда», и можно ли его узнать? Начнём с того, что никакого отношения к одной из главных визитных карточек Башкирии как название, так и содержание пьесы не имеют. Английский драматург даёт нам возможность разобраться в самих основах жизни, и именно про её вкус идет речь. Приторно сладко, как в мечтах, невыносимо сложно, как в реальности.
Перед нами – история взаимоотношения поколений. Рано ставшая матерью женщина и её неуправляемая, истеричная, требующая самостоятельности дочь. Дальше всё как полагается: ссоры сменяются задушевными разговорами, слёзы – совместными танцами. Натянутые до предела нити конфликтов рвутся, история непредсказуемо меняет ход, а прошлое становится таким далёким и неузнаваемым в считанные минуты. Но пересказывать сюжет – дело неинтересное и ненужное. Можно также долго рассуждать о том, кто плох из героев, а кто хорош, кто прав, а кто совершает череду непоправимых ошибок.
Поэтому перейдем к самому главному – что испытывает и о чём думает зритель, оказавшийся на два часа частью сценографии.
Лёгкая неловкость. Потому что на тебя смотрят те, кто сидит в зрительном зале. И ты чувствуешь их энергетику, ловишь их взгляды. А потому у тебя возникает желание быть лучше – не сутулиться, не расплываться на стуле, не совершать ненужных телодвижений.
Заинтересованность. Ты, окруженный предметами быта героев и самими героями, невольно проявляешь повышенный интерес к тому, что будет дальше. Как сложатся отношения между мамой и дочкой, что каждая из них сделает в следующую минуту – уж не бросит ли в тебя подушку или что потяжелее?
Соучастие. Ты не можешь делать вид, что тебя вовсе не касается происходящее на сцене. Как минимум, потому, что в любой момент к тебе – глаза в глаза - может обратиться герой пьесы, задать вопрос и, не дожидаясь твоей реакции, вновь погрузиться в действие.
Владимир Чигишев (режиссёр, если вы забыли) советует зрителям посетить постановку дважды: посмотреть со стороны зала и с позиции «изнутри». К сожалению, уфимцы лишены такой возможности, но вот казанцы должны непременно ею воспользоваться!
Чуть не забыли! Музыкальное сопровождение спектакля – песни легендарной ливерпульской четверки.
«Help! I need somebody, help!».