Профессия их необычна, специальность не получишь в университете, опыт накапливается годами, а степень значимости - почти что третья рука всех, кто выходит на лед, наряду с талантом и кропотливым трудом. Кто они? Укротители льда, айсмейкеры, ледовары. В чем их секрет? Разбиралась редакция Likes
Лед из кипятка
Ильнур Ахтямов приходит на работу к 7 утра. Сверяется с расписанием, переодевается в рабочую форму (почти что фанатскую) в лучших традициях хоккейного клуба «Салават Юлаев» и идет к одному из ресурфейсеров или по-простому, ледовому комбайну, от которого любая шкодливая детвора (и не только) пищала бы от восторга.
Еще бы: большая серебристая машина, и машина в прямом смысле слова - на базе Chevrolet, с креслом - правда снаружи, рулем, специальным ножом и множеством кнопок, что творят на арене невообразимое: превращают покоцаный коньками лед в гладкую зеркальную поверхность.
После тренировки маленьких хоккеистов на малой арене есть ровно 15 минут - следующими выйдут фигуристки, и лед должен быть как новый. Начинается заливка льда - зрелище необычное и красивое.
На каток выезжает канадская ледозаливочная OLYMPIA, за рулем машины - Ильнур. Он внимательно смотрит на лед, виртуозно управляя тяжелым комбайном. Ездить по льду - целое искусство, соблюдать технику безопасности - самое главное. Описать круг, потом другой, чуть шире, чуть уже, полукруги, и внимательнее на поворотах - на них заносит, так что «педалью газа стараюсь не увлекаться, чтобы и равномерно залить, и не повредить борта» - говорит Ильнур. Кстати от скорости зависит не только безопасность самого водителя, но и качество ледяного зеркала.
Технология сложна в своей простоте: специальный нож срезает шершавые неровности, и машина заливает микротрещины горячей водой - чуть остывшим кипятком (60-80 градусов), от чего лед снова становится зеркальным. Таких «гладких» выездов может быть до двух десятков в день, максимум Ильнура - 25. Все зависит от расписания и количества тренировок: в среднем, каждые час-полтора нужно обновлять лед.
В дни больших игр нагрузки больше - нужно дождаться конца игры, последнего зрителя, «обновить» каток для позднего сеанса, выгрузить срезанный лед, грязь и мусор из специального бокс-бункера, проверить аккумуляторы, а затем проделать тоже самое еще раз - на утро, и, наконец, пойти домой (но это неточно). Почти как Золушки, в полночь, правда, работают по сменам.
Как сварить лед и не дать завязнуть шайбе
В основе ледовой арены - бетонная плита, под ней - медные трубы со специальным холодильным агентом, (не путать с Джеймс Бондом) регулирующим температуру. На плиту наращивается лед. Дело это кропотливое и тонкое - поверхность всегда должна быть ровной, а поэтому весь процесс у заливщиков льда занимает около недели.
Сезон начинается уже летом: бетон постепенно охлаждается до комнатной, нулевой, а затем минусовой температуры, тщательно очищается от мусора, после чего наносится первый слой воды и мелкими миллиметровыми шажками (иначе он начнет крошиться) наращивается до полутора сантиметров. Следующий этап - вся необходимая разметка, спонсорские баннеры, надписи - и снова заливка водой, но уже гораздо толще. Финальное наращивание льда происходит до 4-4,5 см, после чего каток становится похожим на каток, который мы привыкли видеть.
Супер важный пункт в ежедневном списке дел - следить за температурой льда, это главный показатель. На профессиональном сленге - это жесткость или мягкость льда. Чтобы будущие (и настоящие) Плющенко, Радуловы, Виктор Аны - каждый чувствовал себя комфортно, выходя на ледовую арену, нужна разная температура, потому что у каждого льда своя функция. Чем ниже - тем жестче, и коньки скользят легче, и скорость быстрее, и шайба не завязнет и не укатится вместе с клюшкой соперника.
Поэтому для хоккеистов температура не больше 6 градусов - говорит Ильнур. - Для фигуристов поменьше. Чем лед мягче, тем более комфортен для катания, для них это оптимальный вариант. А вот особых отличий температуры для льда фигуристов и обычных любителей коньков нет.
Укротители льда
Искусству заливки льда обучаются на месте, у более опытных мастеров. Здесь учат варить лед, заливать арену, по которому коньки скользят как по маслу, управлять комбайном, правда, с последним частенько приходится возиться самому - познавать все тонкости “капризной машины”, как называет ее Ильнур.
На сегодняшний день в уфимской спортивной «Уфа-Арене» три чудо-машины или по крутому, три ресурфейсера канадского производства. Две машины обслуживают большую арену, и одна - малую. Цены на них серьезны так же, как лица судей в финале Кубка Гагарина.
Помимо Ильнура в команде еще 11 человек - целая дюжина укротителей льда. Хотя не только. В перерывах между выездами на лед, есть и другая работа: смотреть за бортами, рекламными баннерами, хоккейными воротами, что-то подвязать, где-то подкрасить, закрепить, заштопать, почистить, словом, нести ответственность за всю хоккейную коробку, и, конечно же, не забывать обслуживать машину.
На любом соревновании внимание всегда приковано к выступающим: фигуристам, любителям, хоккеистам - спортсменам любого сорта. Все сорванные овации всегда заслуженны, но небольшая толика успеха принадлежит людям, обычно остающимся в тени, за кулисами ледового театра. А профессиональный праздник всех ледоваров открытых и закрытых катков - это повод не только узнать тонкости их работы, но и поблагодарить за кропотливый труд - все ради того, чтобы «юлаевцы» любого разлива могли летать по Уфа-арене.