Если всех огорчает тот факт, что Гоголь сжёг часть своих сочинений, то сценарий нового «блокбастера» по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» точно следовало бы предать огню. Потом прикрыть газеткой и обходить стороной, делая вид, что этого конфуза в нашем кинематографе не приключалось.
Страшно смешно
Повести Гоголя — наивно-страшные, как бабкины сказки. Умом понимаешь, что всё небыль, но как холодеет в груди, пока читаешь об оживших мертвецах, неупокоенных утопленницах и диаволе в человечьем облике! В детстве меня сильнее всего пугала сцена «Страшной мести», в которой трупы с длинными ногтями и бородами встают из могил. Уже на филфаке я узнала, что это приём магического реализма. Но сперва было жуть как страшно! В поисках той самой сказочной жути я отправилась на показ «Гоголь.Начало». Напрасно: её там нет.
Новый хоррор по гоголевским мотивам не только нестрашен, но и смешон. В плохом смысле. По-хорошему задорной была «Ночь перед Рождеством», в которой простой люд потешается над чёртом — и своими же суевериями и пороками. Но в новой экранизации смешно всё: от попыток «ненавязчиво» обыграть сюжеты классики до уморительных спецэффектов. Грешно потешаться над болезными, но в наше время даже в браузерных играх графика лучше!
Об аллюзиях и реминисценциях
Отсылки к другим произведениям выполнены настолько топорно, что похожи на пародию. Зрителю явили сразу всех узнаваемых персонажей: кузнеца Вакулу, гарну дивчину Оксану (она тут, правда, мёртвая), неверную жену из «Сорочинской ярмарки» и гениального сыщика Эраста Фандорина. Секунду... причём тут Фандорин? Так это же «фишка» новой франшизы — снять по мотивам «Вечеров» детектив, где расследуются серийные убийства девушек.
Всё экранное время зрителю неловко за героя Олега Меньшикова, столичного интеллектуала, вынужденного ловить чёрта в диких местах и противостоять суевериям крестьян. Совсем как в «Сонной лощине», где герой Джонни Деппа расследует убийства Всадника-без-Головы! Но тут на подмогу следствию приходит Николай Гоголь с его мистическим даром: во сне поэт видит события прошлого. Это как в фильме «Из Ада», где герой Джонни Деппа расследует убийства Джека Потрошителя. На фоне интимного знакомства экранного Гоголя с мёртвой Оксаной, трудно не вспомнить и «Труп невесты», где тот же Депп озвучил главного героя.
В общем, оригинальностью сюжет не блещет. Казалось бы, причём тут Гоголь? Словно в знак протеста персонаж, изображающий Николая Васильевича, половину киноленты пролежал в отключке: то видения смотрел, то просто отсыпался после пьянки. Как тут не запить!
О продюсерской наглости
Казалось бы, что может быть хуже, чем продавать зрителю дрянной суррогат бёртоновского хоррора? Но продюсеры пошли ещё дальше. События «Начала» нельзя заспойлерить потому, что в фильме нет концовки. Битый час гений сыска и поэт бегают по малороссийским лесам за Рогатым Всадником, пару раз берут ложный след, никого в итоге не изобличают и даже не подозревают толком... Смотрите продолжение в следующей части!
Неприлично вот так продавать кино без концовки. Да, торжество сил добра может быть не окончательным, но какое-то разрешение конфликта в финале должно быть. Иначе ты просто посмотрел двухчасовой платный трейлер ленты «Гоголь.Продолжение». Редакция Likes вам этого делать не советует. В финале остаётся лишь процитировать пророческий опус Ксении Собчак: «Вам врёт Фонд Патриотического Кино: они пилят бюджет и снимают говно».