Молодые школьные учителя рассказывают Likes о детях, бюрократии и удовольствии от работы.
Наши собеседники:
Денис Фаизов – учитель информатики и математики МБОУ СОШ с. Прибельский
Екатерина Желнова – учитель испанского и немецкого языков МБОУ «Центр образования 69 с углубленным изучением отдельных предметов»
Расим Галиуллин – учитель физики, МБОУ «Гимназия 39»
Диана Файзуллина – МАОУ «Гимназия 39»
Ждёте ли нового учебного года?
Денис Фаизов: Да, конечно жду. Каждый учебный год приносит что-то новое: эмоции, опыт и знания.
Екатерина Желнова: Жду. Учительский отпуск длится очень долго, и за это время успеваешь и отдохнуть, и подготовить материалы к новому учебному году. И хочется уже скорее проверить его значимость на практике.
Расим Галилуллин: Жду.
Диана Файзуллина: Ждём, потому что это новые эмоции, впечатления, новые знакомства с учениками. Движение, новые задачи, радость, улыбки.
Чем Вас привлекла эта профессия с не очень высокой зарплатой, огромным давлением и большим количеством письменной работы?
Денис Фаизов: Меня всегда привлекала работа с детьми. Они могут быть неблагодарными и закрытыми, но в этом есть своя изюминка: нужно найти подход к таким детям. Если обобщить, я люблю трудности.
Екатерина Желнова: По поводу зарплаты я могу сказать следующее. Я занимаюсь любимым делом – если честно, сначала я даже не понимала, за что мне платят деньги. Преподавая язык, мы поддерживаем, укрепляем свои собственные знания. Одним словом, сами совершенствуемся. От давления на работе никуда не деться, но я достаточно уверена в себе и своей правоте, чтобы выстоять. Большое количество письменной работы – это то, что мы называем «бумажная волокита», если мудро использовать эти ресурсы в своей работе, можно её облегчить. Для этих целей «бумажная волокита» и создана, тем более что всё сейчас перешло в электронный режим, что для нас, молодых преподавателей, втройне облегчает работу.
Расим Галилуллин: Стабильность, уверенность в завтрашнем дне, работа с детьми и ещё куча причин. К слову, зарплата у меня неплохая, да и при желании многие учителя неплохо зарабатывают репетиторством.
Диана Файзуллина: Все минусы бюрократии, бумажной работы перекрываются другими плюсами. Тем же самым позитивом, который редко можно встретить в коллективе среди взрослых людей. Плюсом для работников сферы образования, безусловно, является график работы, летние каникулы, социальные гарантии, возможность участвовать в разных конкурсах, мероприятиях, спортивных соревнованиях.
Говорят, дети сейчас трудные в общении. Какие они?
Денис Фаизов: Я бы не сказал, что с ними трудно в общении. Обычно это связано с их личными проблемами – может, не клеится в отношениях, или в семье полный караул.
Екатерина Желнова: В общении... Нет, я бы не сказала. Сегодня они могут поделиться с учителем всем. Доверие, по крайней мере, у моих учеников со мной на высоком уровне. Это огромный плюс в борьбе с предотвращением такой распространённой, к сожалению, в наше время темой подросткового суицида, различных социальных проблем.
Для старого поколения дико, когда ребёнок, увидев учителя, бежит его обнять. Но на сегодняшний день это самое искреннее признание учителя в глазах ученика.
Сегодняшнюю «детскую наглость» могу объяснить тем, что ребенок в наше время предоставлен самому себе. Родители не уделяют особого внимания своим детям и порой непредусмотрительно сами критикуют своё начальство, своих друзей. Доходит дело до учителей – и вот ученик, подкреплённый мнением и защитой своих родителей, уже думает, что вправе говорить учителю что угодно и как угодно.
Расим Галилуллин: Дети как дети. Есть самые разные. В общении лёгкие, многие сами начинают разговор на разные темы.
Диана Файзуллина: На самом деле, всё, что показывают в современных сериалах и телепередачах о детях и подростках, не лишено доли вымысла. Конечно, встречаются разные дети – те, которые плохо идут на контакт, поначалу агрессивны. Но это, как правило, временное явление, и чаще эти проблемы исходят из семьи. Здесь важную роль играет личность педагога, его неравнодушие. Нужно помнить, что даже внутри самого колючего ёжика находится ранимая детская душа, которая ждёт понимания.
Какова изнанка работа учителя? О чём не подозревают те, кто не знает специфики работы?
Денис Фаизов: Кто далёк от профессии учителя, не подозревает, что нужно отдаваться работе круглые сутки.
Екатерина Желнова: Настоящим учителем может стать только тот, кто любит детей, всем сердцем любит свой предмет, и тот, кто готов и после работы, и на выходных взять трубку и выполнить какую бы то ни было работу. И самое главное открытие этой профессии – это то, что не все люди вашего окружения смогут полюбить вашу работу так же, как вы. Это факт. Думаю, стоит подготовить их заранее.
Расим Галилуллин: Куча бумажных дел, которые надо переделать каждый год энное количество раз. Работа с трудными детьми. Работа даже дома.
Диана Файзуллина: Самое сложное в наше время в работе с детьми – это, на мой взгляд, работа с родителями. Многие неадекватно воспринимают реальность. Обвиняют в необъективности учителей, винят во всех грехах школу. На самом деле, дети, у которых дома всё в порядке, не имеют как таковых проблем в школе. Сложность работы педагога заключается, конечно, и в большом количестве бумажной работы: тетради, журналы, отчёты. И рабочий день учителя выглядит не так, как кажется со стороны. Он длится не 5-7 часов, когда идут уроки, а растягивается на утро, ночи, выходные. Иногда смущают реформы образования.
Какими знаниями информационных технологий должен обладать каждый выпускник школы?
Денис Фаизов: Наверно, я не открою Америку, озвучив эти знания и навыки:
- поиск информации как в сети Интернет, так и из различных источников;
- обращение со штатными программами, такими как Microsoft Word, Excel, PowerPoint и т.д.;
- умение самостоятельно обнаружить и устранить вирусные программы.
Как Вы пришли к преподаванию такого экзотического языка, как испанский, и почему ему больше нигде не учат в Уфе?
Екатерина Желнова: Это счастье, которое перевернуло всю мою жизнь, случилось в 2012 году. Стоять у истоков внедрения иностранного языка, который не введён ещё ни в одной школе Республики Башкортостан – это событие уникальное.
Быть первооткрывателем – это, несомненно, гордость, но и сумасшедшего уровня ответственность. Заинтересовать детей, их родителей, доказать необходимость изучения второго иностранного языка, показать значимость испанского языка в мире вообще. Открыть испанский язык в школе – это заслуга действующего на тот момент директора Ларисы Юрьевны Насыровой. При ней школа и получила статус ЮНЕСКО. Я попала в эту школу, когда училась в магистратуре университета БГПУ им. М.Акмуллы, где и выучила испанский язык.
Равил Касимович Гарипов, наш преподаватель, и по сей день курирует направление испанского языка в нашем Центре образования. Каждый год мы совместно на базе университета на республиканском уровне проводим Неделю испанского языка. Участвуем в конференциях, языковых фестивалях разного уровня. Таким образом, мы распространяем интерес к испанскому языку, пока, правда, в пределах Республики.
В планах на ближайшее будущее у нас – выпустить первых школьников с аттестатом, в котором будет прописан предмет «Испанский язык». И вслед за этим открыть в БГПУ им. М.Акмуллы профиль «Испанский язык». И тогда, думаю, испанский язык в нашей Республике активизируется.
С чем у Вас ассоциируются три буквы – ЕГЭ? Как Вы оцениваете необходимость и эффективность этого экзамена?
Расим Галилуллин: ЕГЭ как итоговый экзамен хорош. Но думаю, что лучше бы каждый университет проводил собственные экзамены для поступления.
Как сделать уроки русского и литературы интересными во время стремительного изменения языка и снижения популярности классики у молодёжи? Действительно ли это происходит?
Диана Файзуллина: Лучшие уроки – уроки, подготовленные от души. Тогда детям не будет скучно. А если говорить глобально, то, конечно, приходится идти в ногу со временем, использовать современные методы и средства обучения: презентации, использование электронных ресурсов. Но всё это не заменяет обычного человеческого общения. Дети вполне готовы читать – и даже с удовольствием это делают, если их заинтересовать.