Чья это заслуга – вопрос болезненный: скандалы вокруг недостаточного финансирования этой сферы уже не вызывают сильного удивления, а преисполненные гордости и обиды комментарии участников кинопроцесса в соцсетях уже тянут на несколько томов скучного романа. Так или иначе, денег нет, но башкирское кино как-то держится и порой даже умудряется удивлять. Оставим вопросы финансирования для уютных обвинений в фейсбуке и обратим внимание на самые интересные проекты, которые прямо сейчас находятся на разных этапах создания в нашем регионе.
Куда приводят мечты
Как известно, важнейшим из искусств является кино, и кино это художественное, желательно – полнометражное. Сейчас есть две актуальные фигуры, которые в 2017 году стали главными героями в этой области.
Булат Юсупов – представитель старшего поколения режиссёров. На данный момент за его плечами 15 художественных и документальных фильмов разной степени продолжительности, в том числе один сериал. В 2017 году он отметился байопиком с исторической начинкой «Бабич», который был снят на грант Главы РБ и стал одним из результатов Года кино в Башкирии. Фильм-тяжеловес ожидаемо вызвал бурные овации на премьере и собрал немало положительных отзывов среди зрителей, но оставил всё же противоречивые впечатления. За персонажем Шайхзады Бабича, больше напоминающим оживший памятник, едва проглядывает человек, а взятая в самом начале патриотическая нота оглушительно бьёт в барабан до самого конца. В этом смысле «сарафан» мнений ожидаемо демонстрирует восторг не столько самим фильмом, сколько соблюдением исторической точности, изображением местного смутного времени и патриотически верным продуктом, достойным национальной гордости.
Булат Юсупов, который давно мечтал о создании фильма именно на эту тему, решил не останавливаться и объявил, что «Бабич» – лишь первая часть многосерийного проекта «Первая республика». Сейчас съёмочная группа занимается поисками ресурсов для продолжения работы в этом направлении.
«Мы живём в республике Башкортостан. Наша республика имеет важное значение в жизни страны. Благодаря своему народу наш край славится аграрной, промышленной и культурной отраслями. Но так было не всегда. 100 лет назад не было ни университетов, ни Национального театра. Ещё не пошла первая башкирская нефть. Современники не задумываются, откуда всё появилось. Фильм «Первая Республика» приурочен к празднованию 100-летия республики и расскажет о тех, кто стоял у истоков, кто создавал её такой, какой мы знаем её сегодня», – уточняют авторы проекта.
Героями новой картины будут исторические персонажи – основатель башкирского национального театра Валиулла Муртазин-Иманский, поэт Габдулла Амантай, композитор Газиз Альмухаметов, писатели Даут Юлтый, Хадия и Губай Давлетшины, хореограф Файзи Гаскаров, поэт Мустай Карим. Создатели фильма планируют охватить исторический отрезок от Октябрьской революции через репрессии 30-х до периода реабилитации и хрущёвской оттепели. Будет ли это снова экранизация учебника истории с элементами из учебника литературы или всё-таки нечто большее, зрители узнают в 2018 году, когда состоится премьера фильма.
Айнур Аскаров – более молодой представитель режиссёрской касты, отчего и тон его работ оказывается проще и ближе его ровесникам. Айнур заработал себе имя за счёт короткометражек, снятых на киностудии «Башкортостан» и одержавших ряд серьёзных побед на фестивалях разной степени тяжести. Но именно его полнометражный дебют «Из Уфы с любовью», также снятый на грант Главы РБ и выпущенный в 2017 году, позволил зрителю по-иному взглянуть на башкирское кино. Эта история уже не так кардинально опирается на набивший оскомину национальный колорит и довольно уверенно говорит о современной Уфе в лёгком ироничном тоне.
Сравнения с «Питер FM» и «Я шагаю по Москве» выглядят вполне уместно – это действительно песня Аскарова любимому городу, где-то пока ещё кособокая, но не лишённая очарования, порой глуповатая и наивная, но дружелюбная. Как выяснилось, именно такой разговор оказался необходим региональному зрителю, который вдруг подхватил любовь из заголовка фильма и стал ею с энтузиазмом размахивать. В результате проект, который Аскаров первоначально не планировал выносить за пределы Башкирии, через полгода после регионального проката попал в прокат федеральный, став стройнее на несколько минут после дистрибьюторских правок. Фильм уже окупил собственный бюджет (5 с небольшим миллионов рублей) – и, кажется, это первый масштабный успех нашего кино за очень долгое время.
Что касается следующего проекта Аскарова – фильма с рабочим названием «Буран», работа идёт. По плану это будет фильм, основанный на реальных событиях, которые произошли зимой в Хайбуллинском районе: люди застряли в снегу и не могли выбраться. Survival-драма? Действительно, почему бы и нет.
«Работаем, щупаем, думаем, – говорит Айнур. – Главное – «допилить» сценарий. Думаю, найдём инвестора и в республике, и, кроме того, есть студии, которые заинтересованы проектом и хотят поучаствовать. «Из Уфы с любовью» стал эдаким кинопроизводственным трамплином. Надеюсь, всё будет развиваться и дальше».
Краткость – сестра
Официальная основа башкирского кино – киностудия «Башкортостан». Несмотря на то, что возраст киностудии перевалил за четверть века, а суммарное количество кинопродукции, указанное на сайте, превышает 180 единиц, выпущенные в 1990-2010 гг. работы почти не известны среди широкой публики. Зачастую это короткий и очень национальный метр, что автоматически сужает круг зрителей и потенциальных фанатов. Кстати, многие из этих фильмов можно скачать с официального сайта киностудии, а более-менее свежие опыты можно увидеть раз-два в год на ретроспективных показах – например, на фестивале «Серебряный Акбузат».
В данный момент в работе киностудии 6 небольших проектов, которые должны быть завершены к концу этого года. Самый необычный из них – первый ситком на башкирском языке «Домочадцы» (12 серий). Сериал расскажет о башкирской молодёжи, которая в случайном составе набилась под одну крышу. Основную массу героев сериала играют актеры Молодёжного театра, в том числе и директор театра Азат Зиганшин. Для режиссёра Романа Пожидаева это первый вызов в этом жанре. Тем более интересно увидеть результат с учётом того, что короткометражки Романа успели довольно успешно «пофестивалить» не только в регионе, но и по стране.
Над игровой короткометражкой «Внеклассный урок» колдует Руслан Юлтаев. Именно он снял в 2015 году короткий метр «Три сестры», который за два года вошёл в программы почти двух десятков кинофестивалей России и за рубежом. Как обещают авторы фильма, «Внеклассный урок» – это история из жизни современных школьников 9 мая, дань уважения героям Великой Отечественной войны, попытка «в наглядной форме донести подрастающему поколению те жизненные установки, которые побуждали бы гордиться героическим прошлым своих предков и всего нашего Отечества». От этой схемы фильма уже сейчас тянет исторической необходимостью и художественной минутой молчания, но хочется верить, что молодой талант сможет сделать фильм, а не агитационный листок.
В документальном жанре ожидаются две короткометражки с не менее интересными задумками. Призёр международных кинофестивалей и лауреат телевизионной премии «ТЭФИ-Регион» Вилюра Исяндавлетова готовит фильм «Из военного дневника». Он посвящён истории ветерана, уроженца Башкирии, прошедшего «горячие точки». Второй фильм снимает Радик Кильмаматов, который долгое время работал в качестве кинооператора и только совсем недавно срежиссировал несколько фильмов. Его последняя работа «Песнь души» про известного в определённых кругах кураиста и певца Абдуллу Султанова была горячо принята на фестивале «Серебряный Акбузат» в прошлом году. Радик продолжает музыкально-историческую тему с фильмом «Роберт Загретдинов – виртуоз-кубызист мира».
Не забывают на киностудии и про мультики. Рим Шарафутдинов, мультфильмы которого заинтересовали всех местных фанатов «Тома и Джерри», выпустит «Волшебную историю» по мотивам башкирских сказок. Айгуль Байрамгулова, чьи «Приключения Урала и Шульгена» можно увидеть на любом марафоне башкирской анимации, готовит анимационный фильм «Медведь и пчёлы».
Бремя первых
Всплеск киноактивности в Уфе обусловлен ещё и тем, что сейчас в городе работают две киношколы. Обе предлагают получить качественное и относительно доступное кинообразование всем, кто либо не имеет возможности поступить в столичные профильные вузы, либо просто не знает, с чего начать свой путь в этой сфере. Другими словами, именно здесь можно рискнуть и превратить своё увлечение в профессию.
С 2009 года в Уфе работает киношкола Булата Юсупова, преподавание в ней ведётся по авторской методике и собственному учебному пособию. В настоящее время здесь доступны курсы для тех, кто хочет стать актёром, оператором, режиссёром, сценаристом и даже каскадёром. У учеников киношколы есть возможность снимать на предоставленном оборудовании. Кроме того, потенциальных авторов фильмов на их ученическом пути сопровождает сам Булат Юсупов – от формирования идеи до конечного продукта и его показа в Уфе. Также киношкола обещает поддержать своих учеников на фестивалях и в прокате.
Одной из последних работ учеников киношколы, громко заявивших о себе, стала комедия «Наган», снятая Булатом Юсуповым вместе с учеником своей киношколы Ренадом Еникеевым. К сожалению, работа в дуэте не смогла помочь фильму выйти за границы ученического опыта. «Наган» хоть и стал единственной полнометражкой, вышедшей в региональный прокат в условный Год кино, но всё же назвать эту работу перспективной язык не поворачивается: топорно воспроизведённые приёмы советских комедий не складываются в цельную картину. Даже если учесть, что сборы на 1 копию фильма в кинотеатрах составили около 130 000 рублей, зрители приняли комедию равнодушно, лишь в очередной раз убедившись в местечковости башкирского кино.
А вот ещё один ученик Булата Юсупова – Вадим Валиуллин, ещё недавно безуспешно пытавшийся добиться от киностудии «Башкортостан» аппаратуры для съёмок, кажется, окончательно распрощался с башкирским кинопроизводством. Его дебютная короткометражка «Кредит», выстрелившая в основном конкурсе Кинотавра-2016, стала отличным поводом для того, чтобы попробовать реализовать свои амбиции в Москве. Неожиданное для всех попадание в основной конкурс Кинотавра-2017 его же полнометражного трэш-хоррора «Мёртвым повезло», снятого в Уфе почти на чистом энтузиазме, только закрепило уверенность молодого режиссёра в своём творческом пути. Сейчас Вадим готовится снимать музыкальную комедию «Переходный возраст» по сценарию Юрия Короткова. В качестве референсов на питчинге Фонда Кино были названы фильмы «Ла-Ла Лэнд», «Самый лучший день» и «Стиляги». Финансирование получить не удалось, но это не значит, что проект нежизнеспособен. К слову, на том же питчинге Фонд поддержал новую идею ещё одного уехавшего уфимца – Романа Каримова, который планирует снять «Кольская сверхглубокая», микс из научной фантастики, мистики и катастрофы. Учитывая его способность играть жанрами и набранный опыт, должно получиться как минимум любопытно.
Михаил Калинин, тоже выпускник Юсупова, основал кинокомпанию «TALANTmedia» и работает над «первым городским» сериалом «Если бы…», действие которого происходит в Уфе, но с научно-фантастическим оттенком, напоминающим о так называемом «эффекте бабочки».
В 2013 году в Уфе появилась киношкола им. Макгаффина – филиал московской киношколы. В рамках этой киношколы обучаются режиссёры, сценаристы, актёры, монтажёры, в ближайших планах – и продюсеры. Свои мастерские здесь открыли Владимир Котт, ведущий продюсер кинокомпании «Амедиа» Олег Богатов и другие. Регулярно проводятся платные и бесплатные образовательные мастер-классы. Для выпускников-режиссёров есть договорённость с корпорацией «Russian Film Group» («Вий», «Училка») о прохождении практики на их съёмочных площадках. Руководитель уфимского филиала Гульфия Шарипова планирует этой осенью открыть ещё одну киношколу – теперь уже в Стерлитамаке.
– На обучение мы ждём всех желающих, в большей степени – людей, у которых нет никакого опыта и знаний в этой сфере, учим с нуля. Самая сильная – сценарная группа, поскольку им для работы необходимы, по большому счёту, только ручка с тетрадкой. Не менее перспективная группа режиссёров, но эта профессия требует большего количества знаний и навыков, соответственно и процесс роста более длительный. В актёрской мастерской работают, на мой взгляд, лучшие преподаватели Уфы – Светлана Аюпова и Айгуль Шакирова. У нас нет задачи за короткий срок вылепить профессиональных актёров, но раскрыть ребят и научить смотреть на жизнь немного под другим углом у нас получается.
Помимо текущих съёмок, в рамках киношколы стоит отметить ближайшие перспективы. В частности, Лилия Янтилина, выпускница сценарной мастерской, стала финалистом I-ого Международного сценарного конкурса «AMEDIA WORLD» в секции «Телесериалы» с проектом «7 ответов». До этого Лилия уже не раз попадала в лонг-лист Питчинга Дебютантов Молодёжного центра союза кинематографистов России. Полина Прохорова, также выпускница сценарной мастерской, вошла в шорт-лист питчинга кинопроектов Делового форума кинофестиваля «BRIDGE of ARTS 2017» с полнометражным проектом «На высоте». Что касается премьер, то на эту осень запланирован показ проекта «Храни тебя Бог» Камилы Далгыч, которая вошла в призовую тройку на питчинге дебютантов в прошлом году.
Смелость города берёт
Но и этим не исчерпывается уфимский кинопроцесс. Буквально на днях стартовали съёмки криминальной драмы с элементами комедии «И это всё Роберт» об обычном учителе физики, который оказался не в то время и не в том месте. Проект создают команды телеканала «UTV», компании «Уфанет» и киностудии Рияза Исхакова, обещается продукт «российского уровня». Режиссёр нового фильма Андрей Линич приглашён из Москвы и, возможно, известен вам по сериалам «Розыск», «СОБР» и «Любовь – не то, что кажется». А в качестве автора сценария – Айдар Акманов, выступавший сценаристом известных башкирских фильмов «Стеклянный пассажир», «Ловец ветра», «Из Уфы с любовью» и ряда других. Киноверсия фильма будет состоять из двух серий, в тв-формате фильм будет смонтирован как многосерийный.
«Этот проект по своему масштабу и сложности работы сопоставим с большинством московских проектов. Много экшн-сцен: погони, взрывы – словом, приключения!» – обещают авторы фильма.
В числе перспективных энтузиастов – Фарзана Утарбаева, чья дебютная короткометражка «Дикарь» вошла, помимо прочего, во внеконкурсный показ российских программ 39-го Московского международного кинофестиваля. Сценарий был написан для питчинга дебютантов, который проходил в рамках фестиваля «Серебряный Акбузат» ещё в 2015 году. Проект запустили совместно с киностудией «Башкортостан» в 2016 году и только уже после съёмок Фарзана прошла сценарную мастерскую киношколы им. Макгаффина. Вторую короткометражку, «Мой лечащий враг», удалось сделать в несколько раз быстрее, её уфимская премьера состоялась этим летом. В обеих работах среди не всегда успешных дебютных экспериментов чувствуются интересные попытки избежать очевидной концовки и прямолинейности истории, что, в конечном счёте, может привести к очень нетривиальному результату.
Как видно, подобная смелость режиссёров – даже настолько начинающих – уже начинает брать города. Даже такие, как Уфа.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.