19 августа прошел Всемирный день фотографии, с которым мы поздравляем всех, кто причастен к фотоискусству. Больше всех поцелуев и объятий от нас получают, конечно же, наши фотографы. Не покладая объективов, они работают на радость вашим глазам, а заодно рассказывают, что думают о своей работе.
Даниил Кропачев:
– Какую съёмку вы предпочитаете: репортажную или постановочную?
– Мне нравится репортажная съёмка, потому что в ней нет фальшивых эмоций. Она сложна тем, что фотограф работает в режиме реального времени, в имеющихся условиях, и он должен успеть быстро среагировать и сделать кадр. Например, вчера я работал на банкете, и один из гостей говорил поздравления. По его речи я понял, что сейчас будет что-то особенное, и не ошибся. Он сделал предложение своей девушке, и я успел заснять этот момент. В этом и заключается репортажная съёмка. Из всего алгоритма действий самое лёгкое – «нажать на кнопочку», но не в этом всё заключается. Нужно чётко представлять картинку в голове, учитывая свет и композицию, и именно тогда родится фото, наполненное атмосферой и чувствами.
Я не люблю постановочные фото, именно поэтому и не снимаю свадьбы. Я сразу говорю молодожёнам о том, что не буду делать излюбленных кадров в парке, где им скажут, как встать и куда посмотреть. Я хочу видеть реальные чувства и эмоции.
– Что вам больше нравится – фотографировать или обрабатывать?
– Сложно ответить однозначно. Мне нравится фотографировать, но в процессе обработки приходит так называемый «художественный взгляд». Двигая ползунки редактора в разные стороны, можно получить совершенно другой кадр, а не тот, который задумывался изначально.
Владимир Ковальчук:
– Какой жанр съёмки в Уфе наиболее востребован – прогулка, лав-стори, студийная съемка, свадебная и т.д.?
– С точки зрения коммерческого фотографа жанр съёмки не столь важен. Прогулка, лав-стори или свадьба – суть этих направлений очень близка. Все они относятся к разряду коммерческой, глянцевой фотографии, которую мы видим на улицах города, в буклетах и журналах. Эта тенденция продиктована самим заказчиком, а спрос, как известно, рождает предложение. Также существует художественная, социальная фотография, которая в меньшей степени представлена на выставках и на просторах интернета. К сожалению, коммерческая фотография более востребована, чем фото как вид изобразительного искусства. Я бы особо выделил такое направление в портретном жанре, как «селфи», которое появилось сравнительно недавно и стало популярным благодаря мобильной камере и приложению Instagram. Некоторые знакомые относят это направление к виртуальной социальной жизни, задавая логичный вопрос: «А где тут фотография?». Но этот вопрос относится скорее к качеству контента, а не к определению того, что можно называть фотографией. В мире стало больше фотоаппаратов и мобильных устройств, больше возможностей для съёмки – только профессионалов, мастеров своего дела, наделённых талантом виденья, увы, не так много.
– Какой ваш любимый жанр?
– Уличная и репортажная съёмки, жанровая фотография мне наиболее близки по духу. Самое сложное – это увидеть в простых вещах нечто особенное. Я обожаю минимализм и чёрно-белое фото, делаю скромные попытки в художественной фотографии. Очень часто спрашивают: «А что вы здесь фотографируете?». Долгое время объяснял, что привлекло моё внимание, но однажды проходящая мимо бабушка, краем уха услышав вопрос, подсказала универсальный ответ: «Жизнь он фотографирует, жииизнь, что тут непонятного?».
Вайднер Дмитрий:
– Какую из сделанных вами фотографий вы считаете лучшей?
– Лучшей фотографии, как и самой любимой, у меня нет. Каждый день у фотографа идёт постоянное, безостановочное развитие, и поэтому в техническом плане снимки становятся лучше, но это не значит, что от этого они становятся роднее сердцу. Сейчас съёмка идёт более профессиональная – и фотограф, и модели работают на результат. Но раньше фотография была для меня увлечением, отдушиной, и поэтому работы 2014-2015 годов для меня более душевные и эмоциональные. (Прим. автора: Дмитрий сказал, что можно для материала взять его старую и новую фотографии и написать под ними этот комментарий)
Пономаренко Илья:
– Чёрно-белая или цветная фотография?
– Я не думаю, что правильно отдавать предпочтение какой-либо технике изображения и «топить» только в этом стиле. Для меня что цвет, что монохром являются способами передачи сюжета, геометрии, композиции. Цвет является способом передачи эмоции, чувства, атмосферы, что очень хорошо прослеживается в кинофильмах. Достаточно вспомнить «Звёздные войны» со сценой, где Люк узнает, что Вейдер – его отец. Картинка на экране пропитана тёмно-синим, чёрным цветом, который подчёркивает трагизм и холод всей ситуации, добавим к этому красный меч, старающийся разбудить НЕНАВИСТЬ в Люке, и поймём, что именно эти сочетания цветов необходимы для создания таких чувств.
Но если взять фотографии Брессона (да простят меня фотографы за такой банальный пример), станет понятно, что в его снимках смысла цвету ноль. Вспомните фото с лестницей и велосипедистом. Там прослеживается чёткий ритм, и композиция, лишённая цвета, восторгает зрителя. Поэтому я отдаю своё предпочтение задумке. (Прим. автора: Речь идёт о фотографии Анри Картье-Брессона «The Var department. Hyères»)
Анастасия Булатова:
– Фотография – это наука или искусство?
– Для ответа на вопрос необходимо разобраться в том, что такое наука, а что такое искусство. В моём понимании «наука» – это способ восприятия мира, основывающийся на фактах. Изучение перспективы и законов построения изображения я не могу назвать наукой, потому что это начальные азы, без которых фотография не сможет полноценно существовать. Такое понимание заложено у нас далеко в подсознании, и это больше психологическая отрасль, когда ты строишь изображение, управляя вниманием своего зрителя. Поэтому оценивать фотографию как явление через призму перспектив, линий и сочетаний пятен и тонов не совсем правильно. Искусство же – это способ выразить определённую мысль, которую автор хочет донести, с помощью выразительных средств. Непосредственно фотография апеллирует не фактами, а авторством. Искусство в целом – достаточно широкое понятие, и далеко не всё может называться этим словом. Отсутствует главная мысль и определённая идея, существуют только картинки, которые формируются по принципу «что вижу, о том и пою». Фотография как таковая не относится ни к науке, ни к искусству, это способ конкретного человека изучать мир и знакомиться с ним.
Михаил Роскошный:
– Существует ли разница между работами мужчин и женщин? И чего в фотографии больше – мужского или женского?
– Отвечу так: разницы нет, потому что каждое фото создаётся фотохудожником с соблюдением правил композиции или с нарочитым их нарушением. Думаю, если бы мне показали несколько фотокарточек и попросили определить, какого пола человек, их сделавший, я бы не смог с уверенностью ответить. По любительским снимкам ещё можно попытаться определить, а по профессиональным фото это сделать довольно затруднительно.
Нотки мужественности или, наоборот, женственности нейтральной по характеру фотографии придаются во время постобработки. Плавные тона, без резких переходов – это женственность, а мужественность – это немного больше контраста, чем необходимо. Но тяжело в портрет брутального бородатого мужика внести «няшность», если только не дать ему в руку плюшевого розового медвежонка или не сфотографировать его вместе с маленькой дочкой.