– Вы довольно известны за рубежом, но не так сильно в своём городе. Как бы вы описали – чем вы занимаетесь?
– Сейчас микроскульптурой. Вообще себя позиционирую как художник-экспериментатор. Я работаю в разных жанрах: живопись, скульптура, миниатюра. Сейчас мне интересно работать с графитом. Два года назад интересно было делать миниатюры на семенах тыквы, на коробках...
– Как вы пришли к микроскульптуре? Почему именно карандаши? Ведь именно эти работы наиболее известны.
– Да, наиболее известны микроскульптуры из графита, хотя вирусный эффект в СМИ начался с миниатюрных картин на семенах тыквы, подсолнечника и зёрнах риса, а также копий картин Ван Гога на спичечных коробках. Когда увлекался миниатюрой, то в интернете встретил работы резчиков по карандашу, стало интересно попробовать... Так и «подсел» на графит.
– Вас не задевает, что прочие ваши труды не так известны в сравнении с графитовыми микроскульптурами? Артур Конан Дойл в своё время был не в восторге, что его знают только по Шерлоку Холмсу.
– Ну, это не важно. Сегодня одно в тренде, завтра другое. Уверен, что если я продолжу работать с семечками, это тоже будет иметь популярность. Я решил максимально выложиться на графите, полностью выжать всё из этого материала – понять границы своих возможностей... И самому пока интересно очень работать с карандашами. Возможно, вернусь к живописи, когда устану работать в микромире. Я считаю себя многофункциональным разноплановым художником. Да, клише, плен амплуа... Есть такое. Например, Юрия Никулина запомнили только как комика, клоуна, или актёра Дэниэла Рэдклиффа запомнят только по Гарри Поттеру. Меня это не тревожит.
– Расскажите о процессе – сколько времени примерно уходит на одну скульптуру, сколько вы тратите карандашей, с чего начинаете и что используете. Есть ли специальное оборудование?
– Работа над одной скульптурой занимает в среднем от 8 до 12 часов, а иногда и несколько дней. Во время работы нужно делать частые перерывы, т.к. глаза сильно и быстро устают от напряжения. Когда я работаю, приходится задерживать дыхание и работать между ударами сердца, потому что можно повредить микроскульптуру неосторожным движением. Использую в своей работе стереомикроскоп и нож со сменными лезвиями. Вырезаю из специальных больших (Jumbo) карандашей с грифелем диаметром 5 мм и из обычных карандашей с грифелем 2 мм. И с меньшими диаметрами: грифели 0,5 мм и 0,35 мм механических карандашей.
Клей или фотомонтаж категорически не используется: все скульптуры выполнены из цельного графитового стержня.
Самая сложная работа была «Железный Трон» для HBO – его я делал три недели. Самая популярная – «Эйфелева башня» (чаще всего заказывают повторить).
Раньше часто ломались. Сейчас с первой попытки делаю скульптуру. Хотя бывают и неудачные дубли.
– Какую работу вы считаете для себя самой дорогой и близкой?
– У меня нет любимых. «Титан Браавоса» нравится, «ВАЛЛ-И», «Чёрная роза»... Я же с душой работаю, на вдохновении... Это очень интимный процесс. Поэтому я почти каждую свою работу люблю.
– Вы упоминали HBO. Расскажите, как случилось ваше партнёрство с вещателем «Игры Престолов», и будет ли оно продолжаться.
– В начале 2016 года ко мне обратилась галерея «К-плюс» из Сингапура. Они как посредники попросили сделать коллекцию для HBO. Когда я согласился, то подписал контракт с «HBO Asia». Работал над коллекцией около 5 месяцев. Сделал 16 эксклюзивных скульптур (их я не буду повторять или копировать) и ещё 15 скульптур для коллекционеров. Продолжение возможно, обсуждаем детали, но пока бумаги не подписаны.
– А как вам сам сериал?
– До этого заказа не смотрел. Потом пришлось! Втянулся сразу. Стал фанатом. Сейчас даже второй раз пересматриваю все сезоны. Жду с нетерпением седьмой сезон. В сериале не нравится обилие постельных сцен. А в остальном очень интересно и по сюжету, декорациям, деталям. Декорации, костюмы, предметы, операторская работа – это мне интересно как художнику. Жанр фэнтези мне всегда нравился.
– Есть ли у вас ещё опыт подобного сотрудничества?
– В 2016 году американская кинокомпания «20th Century Fox» для рекламы фильма «Дом странных детей мисс Перегрин» заказала микроскульптуру сокола на часах. В 2016-ом британская пивоваренная компания «Guinness» заказывает две микроскульптуры пивных бокалов для своей рекламной компании. В ноябре 2016-го городские власти города Шарджа, ОАЭ, заказывают 10 микроскульптур для рекламной кампании международной книжной ярмарки Sharjah International Book Fair 2017. В 2017 году кинокомпания «20th Century Fox» второй раз обращается и заказывает микроскульптуру главного персонажа фильма «Война планеты обезьян». В 2017 году российское представительство «ALCATEL Mobile» заказывает логотип компании из графитового карандаша для рекламы в соцсетях. Короче говоря, часто обращаются.
Сейчас многие бренды поняли, что очень выгодно привлекать известных блогеров (фотографов, моделей, художников и т.д.) для рекламы в соцсетях. Поэтому реклама в интернете и в соцсетях набирает обороты. За ней будущее, а не за билбордами и ТВ…
– Это интервью прочитает много людей, поэтому задам самый главный вопрос: как заказать у вас скульптуру на карандаше, и сколько она будет стоить?
– Цены обсуждаются индивидуально, по письменному обращению. Я не называю «лобовые», и прайс-листа у меня нет. Заказать просто: написать мне в FB, в Instagram или письмом (на сайте всё есть). Но в России и СНГ у меня единичные случаи обращений. Для земляков это дорого. И такое искусство не ценится. Первая выставка в России была в прошлом году в Архангельске! Неожиданно было для меня. Сейчас мои скульптуры есть на выставке в Санкт-Петербурге «Титикака – невероятные факты и мировые рекорды». Ещё в Петербурге работы можно увидеть теперь в музее «Русский левша». В июле будет экспозиция в Витебске, на Славянском базаре.
Это корпоративные заказы, от юрлиц. Частные лица не обращались из России. А вот, например, один канадец у меня уже шестую скульптуру заказывает. Причём он сразу сказал мне, что так он инвестирует свои сбережения в моё искусство, потому что знает, что скоро сможет это продать на аукционе в 100 раз дороже. У нас меценатство, инвестиции в искусство и вообще любовь к искусству искоренили ещё в 1917 году... И с тех пор это отсутствует в России в принципе.
– В какой момент вы осознали, что жизнь разделилась на «до» и «после» творчества? Когда вы поняли, что поездки по миру, выставки, сотни тысяч читателей в Инстаграме – теперь ваше новое окружение?
– Наверно, когда я понял, что могу прокормить семью, занимаясь искусством. Когда понял, что не должен работать в офисе с 8 до 19 часов и с понедельника по пятницу.
Важнее возможность самовыражения, свобода творчества, финансовая свобода… А остальное (перечисленное тобой) – просто приятные бонусы.
Вот просыпаться тогда, когда выспался – вот счастье. Быть счастливым каждый день, заниматься творчеством, делать только то, что любишь и когда сам это хочешь – вот самое важное для меня. Когда я понял, что всё, о чем я мечтал (описал выше) сбылось – вот тогда это и было «До» и «После».
– Это звучит вдохновляюще. Однако, справедливости ради, мало кто говорит о неприглядной изнанке подобных историй освобождения. Наверняка вам было тяжело оставить прежнюю жизнь. В своём выступлении на уфимском TEDx Вы говорили, что пришлось пройти через отчаяние, сомнения – вы даже продали бытовую технику и машину. И всё-таки сейчас мы разговариваем с вами как со свободным художником, а не как с королём бумаг в душном кабинете. Какой была ваша смена курса? Как вы сейчас вспоминаете этот период «из кокона в бабочку» и откуда черпали силу?
– Да, было отчаяние – и не раз. Когда хотелось всё бросить и вернуться на работу: где стабильный заработок, где решения за тебя принимают, где всё предсказуемо... Силу мне давала семья, супруга, дети. Они поддерживали и давали силы двигаться дальше.
Разумеется, для художника важно признание. Важно знать, что ты востребован и что твои произведения покупают. Когда пришла популярность, когда стали писать в СМИ, появилось много заказов, стали хорошо покупать – наверно, тогда стало понятно, что этим можно жить, можно строить творческие планы... Да и семья может быть спокойна за завтрашний день.
Это было доказательством утверждения, что когда ты занимаешься любимым делом, упорно и преданно, то рано или поздно придёт успех и всё ему сопутствующее.
А то, что я сказал выше – не красивые слова. Это простые истины, возможно, «избитые» и много раз звучавшие. Но суть проста: найди любимое дело, отдай всего себя этому, и в этом будет твоё счастье. Это как путь буддиста: важна не конечная цель, а сам Путь!
– Если бы вы могли подарить любое чувство и ощущение каждому человеку на планете, что бы это было?
– Интересный вопрос. Я не волшебник из Изумрудного города, но скажу так: у всех уже есть все чувства, данные Природой/Вселенной. У них есть глаза – они могут видеть… Слух, осязание, разум, душа, интуиция... Я не могу ничему научить людей. И дать им могу только то, что создаю сам как художник. Каждый сам должен распоряжаться своими чувствами.
В год издаются тысячи и тысячи книг, сотни фильмов, сотни музыкальных альбомов, тысячи картин, скульптур... Всё это делают люди – для людей. Просто нужно больше общаться живьём, не в гаджетах. Больше читать, смотреть правильное кино, ходить в галереи, слушать хорошую музыку... Смотреть на природу, учиться у неё... Проживать каждый день не как последний, но как самый важный! Находить радости в мелочах. Прощать других и себя... Не бояться мечтать. Много мечтать. Да много чего можно сказать людям...
Я через 10 минут начну делать новую скульптуру. Я просто закроюсь в кабинете. Включу лампу. Сяду за микроскоп. Надену наушники, включу свой плейлист на iPhone... Потом возьму карандаш и резец – и отключусь от этого мира.
Потому что я уйду на несколько часов в мир собственный, в свою Вселенную.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.