16:00. Музыканты группы «Дамаск» в сборе. На площадке их уже встречает звукорежиссёр Александр Сосновский. Булат Аминов и его коллеги расчехляют инструменты, провода, подключают все необходимые устройства.
- Я считаю, MH27 это лучшая музыкальная площадка в Уфе. Они открыты сотрудничеству, предлагают хорошие условия, хороший звук, отличный сервис для зрителей. У нас уже не столько деловые, сколько дружеские отношения, когда мы можем созвониться и сказать: «А давайте сделаем концерт?» - отвечает Булат на вопрос о выборе места.
И действительно, MH27 удивительное заведение. Просто зайдите внутрь и посмотрите по сторонам. На месте клуба первоначально планировались торговый центр и кафе, по сей день там голые стены и бетонный потолок. Сложно представить себе в теории что-то худшее с точки зрения акустики. Попробуйте поговорить в любой комнате, где нет ни ковров, ни штор, ни диванов, а лишь голые стены. Вы услышите эхо. Но в MH27 вы не столкнётесь ни с чем подобным. Музыка в заведении звучит прекрасно.
- Большинство идёт в магазин и покупает всё китайское. Мы же наняли человека, который съездил в Москву, подобрал хороший комплект и привез его сюда, - объясняет Сосновский. - За ту цену, которую нам предложили, лучше вообще ничего нет. Этот звук ещё нас всех переживёт и всё ещё останется райдерным. Французы не умеют делать машины, а звук почему-то умеют. Сегодня, когда люди слышат, что у нас L-ACOUSTICS, даже не спрашивают дальше подробности, а сразу говорят, что к нам едут. В Уфе ещё один такой комплект недавно появился в прокате. Он работает только на президентских мероприятиях.
Когда приезжал Иван Дорн, мы сообщили, что у нас здесь висит 14 киловатт. Они ответили, что им надо ещё 14. В итоге сошлись на том, чтобы наш аппарат работал на 20 киловатт, весь трещал, хрипел, но вытянул. На концерт пришло под тысячу человек, это был самый биток и самая большая проверка для нас. Они с собой только свет привезли, а всё остальное было наше.
16:45. Всё воткнуто, куда надо, группа начинает играть музыку, проверяя настройки звука и заодно вспоминая свои партии.
- Московская компания нам сделала проект, как всё должно висеть, куда должно быть направлено, под каким наклоном, что на балконе, что под балконом, что в туалетах – всё-всё-всё. Мы сами уже это раскидывали, тянули провода, - продолжает Александр. - Когда всё повесили, приехал сертифицированный специалист от L-ACOUSTICS и два дня настраивал здесь весь звук.
С тех пор всё это управляется кучей дорогого оборудования, которое мы настроили в 2015 году и с тех пор ничего не трогали. За два года нашего существования только один приехавший звукач попросил что-нибудь покрутить. Я не буду говорить, с кем он приезжал. Ладно, я ему оставил компьютер и отлучился минут на 20, а когда вернулся, он меня просит: «Саня! Сделай, как было! Пожалуйста, верни всё назад!»
Тут стоит большой компьютер, он сам всё показывает, как надо крутить. Очень сложно что-то сломать, для этого надо вообще не разбираться, но таких людей мы сюда не подпускаем.
17:15. В зале появляется Патрик из «VIA Чаппы». Сегодня он выступает в качестве приглашенного гостя. Саундчек заканчивается прогоном песни с его участием. Александр в это время сидит не за пультом на балконе, а слушает звук в зале, параллельно управляя настройками своего пульта через приложение на планшете.
- Если честно, сцена должна стоять не по длинной стороне, а по короткой, как футбольные ворота, - рассказывает звукорежиссёр. - Тогда звук будет идти по длинному коридору, и акустика будет лучше. Но надо помнить, что клуб построили на месте, предназначенном для других целей, и для посадки лучше, чтобы сцена стояла здесь. Иначе люди, сидящие в другом конце зала, ничего не увидят. А сейчас сцена сделана так, что находится в центре внимания, где бы вы ни сидели.
17:20. Музыканты покидают сцену и отправляются готовиться к вечернему выступлению. В списке дел среди прочего копирование файлов, которые будут транслироваться на экране за спинами музыкантов во время концерта. Сегодня это 120 работ башкирских художников.
- Коммерческих предложений в 2015 году было много, - Александр переходит к следующей части. - Мы пришли к выводу, что незачем платить посредникам, а проще взять билет в Гонконг, познакомиться там с директором фабрики по производству света, экранов и заключить с ним контракт. Так и было сделано. Кирилл Шишов поехал на фабрику и отправлял мне видео по WhatsApp. Мы посмотрели, поизучали, посравнивали, Кирилл обошёл несколько фабрик, собрал коммерческие предложения, они оказались в 5 раз дешевле, чем те, что нам предлагали в Уфе, Москве или Новосибирске. Наш экран, например, стоит 1 800 000, а здесь нам его предлагали за 4 миллиона. Мы эту разницу в 2 200 000 вложили в декор, мебель и всё остальное.
- С настройкой звука к концертам понятно, а как вы готовите свет и видеоинсталляции?
- Каверы у всех на слуху, все знают слова Ёлки, например, где куплет, где припев, поэтому мои световики легко могут сделать шоу, которое всем понравится. А вот с авторским материалом посложнее. Бывает, что группы начинают собираться недели за три и отрабатывать материал. Они приносят свои пожелания по экрану, по цветовым гаммам, по заливкам, по динамике, по всему. Могут принести свои футажи или слайд-шоу прямо по песням. Приносят видео с YouTube, говорят, как хотят, чтобы всё смотрелось, и начинают творить шоу. Если группа не из Уфы, то многое оговаривается заранее. А в день концерта техники приходят пораньше на саундчек.
У всех привозов саундчек обычно в 12, а мы с 10 утра уже на площадке. У всех артистов строгий тайминг: во сколько прилетает самолёт, во сколько приезжает технический персонал, во сколько основные музыканты – всё очень строго. И мы, и они стараемся не отступить от этого тайминга, все прописано в договорах и райдерах, всё завязано на репутации. Они не могут позволить себе облажаться и мы тоже.
18:00. В зале начинает звучать фоновая музыка, двери заведения открыты, здесь всё готово к приёму посетителей. Музыку Сосновский только что запустил со своего пульта.
- Этот пульт – большая звуковая карта, которая стоит 2 миллиона рублей, - озвучивает он цену. - Сюда прилагается очень много лицензионного софта. Человек на сцене может растеряться, примочку не туда повернуть, а пульт не ошибётся. Когда я ребятам говорю, что вы налажали, это не я говорю, это компьютер говорит. Я тут просто как пилот за штурвалом самолёта. Летит он, а я нажимаю тумблеры, хотя если я не буду их нажимать, он и без меня дальше полетит. Настолько всё систематизировано.
Мне посчастливилось работать на концерте «Korn» в Уфе. У них стоял пуль т за 80 000 фунтов, по размерам он как четыре наших. В самом начале шоу звукорежиссёр подошёл и нажал на кнопку. Через два часа, когда всё закончилось, он нажал её ещё раз. Всё остальное время, он стряхивал пылинки, фейдеры трогал. Я думал, он вспотеет, будет бегать с помощниками вдоль пульта, а он просто нажал на кнопку и всё звучало, как в студии. Это современная звукорежиссура, всё настроено заранее и всё делает компьютер. Мы тоже идём к тому, чтобы по специальному тайм-коду шёл звуковой ряд, световое шоу, просто в Уфе так ещё не принято работать.
20:00. В Москве раздаётся стартовый свисток, дающий начало футбольному матчу сборных России и Португалии. Это же время написано на афишах, анонсирующих концерт «Дамаска», но он по заведённой традиции ещё не начинается.
Кстати, часто гонорар артистов зависит от количества зрителей, посетивших концерт. Случается, музыканты задерживают начало, надеясь, что лишние минуты позволят собрать им дополнительную аудиторию, которая затем отразится на их кошельке.
- Самый большой профессионал из приезжавших сюда это Илья Лукашев – звукорежиссёр «Therr Maitz», - Александр делает выбор, не задумываясь. - Они привозили очень много специального оборудования, порядка пяти компьютеров. Свет, звук, экран – всё шоу было синхронизировано. Человек пять ездит с ними и за всё это отвечает. И это ещё помимо всего моего персонала. Кроме меня здесь работает ещё три звукорежиссёра и три светорежиссёра.
20:08. Криштиану Роналду забивает Игорю Акинфееву. В MH27 это видит только директор БСТ Рустам Зарафутдинов, который организовал трансляцию на своём телефоне прямо за столом где сидит. Футбольный матч, кстати, проходит при аншлаге и собирает более 40 тысяч болельщиков. В MH27 присутствует около 100 человек. На концерт пришла примерно половина из них. Остальные ужинают, что-то отмечают, просто проводят время.
- Бывают, что звукорежиссёры работают очень громко, - делится Сосновский. - Гости начинают жаловаться. Музыканты уедут, а гости ещё придут, и плохая репутация мне не нужна. Если менеджер сообщает, что гости, которые, скорее всего, оставят за столом тысяч 150, не особо довольны звуком, я не могу обойти это стороной. Мы обязательно сделаем так, как им надо, потому что это наши клиенты и мы не хотим их потерять.
20:30. Группа «Дамаск» появляется на сцене и начинает концерт. Если убавить громкость, то получится отличный фон для коктейльной вечеринки, которая и так происходит возле барной стойки, где собрались «Звёзды уфимского фейсбука».
«Звёзды уфимского фейсбука» - это не только живые люди, но и бренд, под которым не так давно состоялся благотворительный концерт. Булат Аминов принимал в нём участие и снова напоминает об этом со сцены всем собравшимся, призывая достать телефоны и отправить смски с пожертвованиями. Кто-то действительно берёт мобильник и переводит средства, кто-то продолжает листать Инстаграм.
- Усиливать свои позиции необходимо, когда тебе кто-то наступает на пятки, - рассуждает Александр Сосновский. - В Уфе я пока не вижу заведений, которые могли бы конкурировать с нами в техническом плане. Меня частенько приглашают в другие заведения что-нибудь настроить, подкрутить, помочь. Я вижу, какие вложения люди делают и в какую сторону они себя продвигают. У нас голые стены, бетон и дерево, никаких золотых унитазов, но наша атмосфера притягивает наших гостей.
21:00. «Дамаск» наконец взбодрился и начал напоминать рок-группу, выдавая энергичные вещи. «Звёзды уфимского фейсбука» выдерживают не все. Кто-то разбредается по углам, кто-то вообще направляется к выходу. Те, кто остался перед сценой, награждены лучшим номером вечера – песней «Дым», которую и исполняет Патрик.
- Музыканты все молодцы, хорошо выкладываются, - комментирует Александр. - Я сейчас посмотрел, в прошлый раз на концерте «Дамаска» было больше приглашенных гостей, были Гайса, Айгиза, а сегодня всё скромнее, но так, может быть, даже и лучше. За два года существования в нашем пульте сохранилось 168 сцен, то есть это 168 коллективов. Вот у нас на открытии были «Фрукты», потом вот Евгений Маргулис, «Ногу Свело», Billy’s Band. Они все могут хоть завтра приехать, а у нас все настройки для них сохранены. Сейчас на осень согласовывается очень много интересных коллективов, с «Браво» диалог ведём. Мне кажется, осенние привозы всколыхнут Уфу.
21:30. Булат Аминов объявляет завершающую песню и начинает перечислять всех, кто поддерживал проведение концерта. Зрители упрашивают «Дамаск» сыграть ещё что-нибудь на бис. Патрик в это время поднимается наверх и благодарит Александра за хорошую работу.
- Конечно, наша работа незаметна, - признаётся звукорежиссёр. - Если всё отработало хорошо, то никто спасибо не скажет, а если всё плохо, то тебя обязательно вспомнят. Редко такое, что всё классно, и тебе похлопают или пивом угостят. Обычно так поступают только иностранцы. Но они приходят и начинают хвалить, хвалить, хвалить всё, включая кухню, говорят, что даже из гримёрки не хотели выходить, потому что так вкусно было.
21:40. Концерт окончен. Рустам Зарафутдинов продолжает наблюдать, как Россия проигрывает Португалии. Наши футболисты ни разу не попадут по воротам соперника, но журналисты уже приготовили классические «проиграли, но выглядели достойно», которые пойдут в ход через несколько минут, когда игра завершится.
- Я сегодня крайне доволен, это был лучший концерт «Дамаска», - сообщает Булат Аминов, спустившись со сцены. - Немного не доволен своим вокалом, сказалась ночная репетиция, но это живой звук, без ошибок может играть только фонограмма. Мы сегодня сняли видео и записали звук. Во-первых, весь концерт будет показан по телевидению, а во-вторых, это видео будет использовано при продвижении проекта для агентств и компаний в сфере музыкальной индустрии.
22:00. Для Александра Сосновского пришла пора закругляться. Завтра в MH27 очередное выступление, которое потребует настройки живого звука.
- Наша ежедневная задача - поддерживать всё в рабочем состоянии. Музыкальные коллективы у нас разные, MH27 работает 365 дней в году, каждый день у нас живая музыка, какое-то знаковое событие, - резюмирует он. - Мы как раз и собираемся тут, чтобы каждое событие было знаковым, даже в понедельник или вторник.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.