Но «Навигатор» был не просто ночным клубом, в котором выросло нынешнее поколение уфимцев от 30 и старше. Он был продюсерским центром и звукозаписывающей студией, где сипайловская группа «Lumen» превратилась в рок-звёзд российского масштаба, а десятки других музыкантов получили возможность выступить перед публикой и записать свои дебютные песни и альбомы. Здесь учились работать будущие профессиональные журналисты, создавая еженедельную телепрограмму «Наш формат», здесь же под тем же названием «Наш формат» был рождён мощнейший музыкальный фестиваль, который два года подряд собирал в Уфе на одной сцене более двадцати групп из Уфы, России и других стран СНГ.
Сегодня мы с Азатом Нигаматзяновым вспоминаем, как всё создавалось, куда всё делось и вернётся ли когда-нибудь обратно.
Азат: До клуба «Навигатор» в этом здании была заводская столовая фирмы «Мир». В советские годы это было большое предприятие, которое обшивало полстраны. Когда фирму «Мир» начали переделывать в торговый центр, ужимать цеха и отдавать в аренду торговые площади, Ровшан Вахидов, ставший директором «Навигатора», занимался бизнесом. У него было несколько направлений: мебель, отделочные материалы… В общем, всё было неплохо, пока не случился 1998 год. Где-то он таким образом спасал свои капиталы и очень удачно перепрофилировался из работника торговли в человека шоу-бизнеса. Большая заслуга Ровшана, что он смог из этого функционального здания сделать атмосферное, уютное заведение. Как многие отмечали, абсолютно бюджетное и при этом очень душевное.
Андрей: До «Навигатора» в Уфе были ночные клубы?
Азат: Самый первый ночной клуб в Уфе – это «Naza», он находился в ДК «Авангард» на перекрёстке Аксакова и Достоевского. Также был клуб «Puppet House» в Театре кукол. Наверно, он был вторым, я могу ошибаться в хронологии. Ещё был «Скорпион», на ВДНХ были постоянные тусовочки под брендом «Student Club», хотя слова «бренд» тогда ещё никто не знал, но у него уже были свои логотип, штампик, реклама крутилась. Ночная жизнь начинала бурлить. «Навигатор» и «Ночной город» открылись в одно время – в декабре 1998 года.
Андрей: Как Вы во всё это попали?
Азат: У меня был опыт проведения и организации различных студенческих мероприятий УТИСа, где я был директором студклуба, работал в профкоме. Потом произошло некое масштабирование деятельности, и мы делали в 1999-2000-х годах вечеринки в «Навигаторе», в клубе «Naza». Мы туда и ходили, и работали. Сначала я ставил звук, потом начал делать вечеринки. Так влился в клубную жизнь сначала как промоутер, а затем уже как арт-директор клуба «Навигатор».
Андрей: В чём было главное отличие «Навигатора» от других клубов?
Азат: Мы изначально понимали, кто наш клиент. Мы работали не на богатых и обеспеченных представителей «золотой молодёжи», хотя, конечно, и они приезжали. Если посмотреть фотографии, у нас были все. А нашим основным контингентом были студенты, у которых не так много денег, но которые также хотели отдохнуть, приобщиться.
Андрей: Зачем работать на аудиторию, у которой нет денег?
Азат: Какие-то у неё деньги есть. Мы понимали, что у них есть, условно говоря, 200 рублей. Исходя из этого, мы и строили свою шоу-программу, формировали меню. Студенты тоже должны где-то отдыхать. Поскольку я сам из студенческой среды, я прекрасно понимал их потребности. Мы смогли им сделать интересное предложение. Очереди в «Навигатор» вспоминают до сих пор, когда мы вы вынуждены были даже поставить барьер-разграничитель. Понятно, что тогда был и дефицит заведений, но конкуренция всё равно уже была. Люди прониклись нашим духом. Мы не старались выжать из них последнее, мы не поднимали цены. У нас были свои принципы.
По понедельникам у нас был бесплатный вход. Понятно, что сейчас этим не удивишь, но тогда везде вход был платным. Мы привозили какие-нибудь коллективы, это называлось «Рок-понедельники». Сформировался такой микробренд. Тоже выстраивались очереди. Мы привозили большое количество интересных музыкантов из соседних городов. То есть, начали культуртрегерскую деятельность, показывали, что есть не только у нас.
Андрей: В 2017 году невозможно представить, чтобы прямо в клубе посетителям разрешали спать до утра, как это было возможно в «Навигаторе». Вы осознанно пошли на такой шаг?
Азат: Да, был у нас такой чилаут. Время – 4 часа, транспорт не ходит, мы должны были выгонять людей на улицу зимой? Ну замёрзнет банально человек, зачем это делать? Пусть до 6 часов полежит, поспит. Проснётся – пойдёт на трамвай или троллейбус, доедет до общежития. Сложно назвать такие вещи бизнес-идеями, это просто человеческое отношение к твоему потребителю, когда ты понимаешь его чаяния.
Андрей: Почему, приглашая музыкантов, Вы делали акцент на рок-группы?
Азат: И мы сами, и наша аудитория больше любили эту музыку. В то время рэпа было меньше, это было время фильма «Брат 2», был всплеск, потому что вот только что случилась Земфира, поэтому и группы у нас были такими. Валерия Сюткина, конечно, сложно назвать совсем попсовым артистом, но и его концерт у нас был.
Мы тогда не знали слова «кавер-группа», хотя они тогда уже были. Например, в клубе «Жёлтая субмарина» играли «Walkers», «Outrider». Но у нас это не прижилось, мы старались работать с группами с авторским материалом. Была попытка сделать джазовые среды с нашими известными джазистами, но этот формат не получился. Прошло две или три вечеринки, и мы это свернули, потому что аудитория и атмосфера были не те.
Андрей: Зачем был нужен фестиваль «Наш формат»?
Азат: У нас было желание, во-первых, дать молодым коллективам путёвку в жизнь, во-вторых, познакомить аудиторию с ними. Мы не хотели банально зарабатывать денег, мы хотели развиваться сами и помогать молодым талантам. Я считаю, всё это было небезуспешно. Больших материальных дивидендов это не принесло, но приятно вспомнить тех, к кому мы имели отношение. «Lumen» сейчас катается по стране и собирает полные залы. Они прекрасно помнят те времена. «Навигатор» запечатлён в их дискографии на концертном альбоме «Live in Navigator club». Так что клуба нет, а он живёт.
Андрей: Были ли все проекты успешны с точки зрения бизнеса?
Азат: К сожалению, бизнеса было мало в этой деятельности. Мы больше учились понятию «шоу-бизнес». Учебников не было, учителей – тем более. Всё приходилось проходить на собственном опыте.
Андрей: Почему в 2002 году клуб «Навигатор» закрылся?
Азат: Из-за банальных экономических вопросов. У фирмы «Мир» сменился собственник, с новым собственником мы не договорились по аренде. Желание развиваться дальше было, но получилось так.
Андрей: Когда сейчас проезжаете мимо мебельного магазина в этом здании, Вам не обидно, что ничего не напоминает о некогда знаковом месте?
Азат: Никакой обиды нет. Красивое здание, очень круто сделан ремонт. У «Уфанета» там отличный опенспейс. Время течёт, жизнь меняется, это нормально. Конечно, остаются воспоминания, что здесь был забор с граффити Ивана Хомякова, здесь всё кипело и бурлило, но сейчас всё по-другому, что ж теперь? Ничто не вечно под луной.
Андрей: Чем из сделанного во времена «Навигатора» Вы гордитесь больше всего?
Азат: Гордиться можно много чем, но мне, в первую очередь, приятно вспомнить моменты, людей, с которыми работали. Сейчас все дружим, общаемся, помогаем друг другу, хотя все в разных уголках страны. Общение – это самое главное. То же касается и приезжавших звёзд. Нашей задачей было гостеприимно их встретить, выполнить все условия и даже больше. Все они стали нашими друзьями. До сих пор дружим с музыкантами из групп «Пилот», «Tequilajazzz», «Смысловые галлюцинации».
Андрей: Кто из работников клуба добился больших успехов?
Азат: Никто из команды не пропал, все состоялись, стали профессионалами своего дела. Ровшан Вахидов – концертный директор группы «Мельница», руководитель концертного отдела компании «Navigator Records», генеральный директор компании «Наш формат», которая занимается в Москве организацией концертов, фестивалей. Также Ровшан продолжает заниматься продюсированием. Сейчас это группа «Каспий».
Мы сотрудничали в клубе с фотохудожником Артуром Тагировым. Сегодня это очень модный, востребованный фотограф в Москве. Дизайнер Андрей Артёмов тоже сейчас в Москве, он основатель и дизайнер модного бренда «Walk of Shame». Звукорежиссёр нашей студии Влад Савватеев приложил руку к основным хитам группы «Lumen», теперь он пишет музыку для кино.
Андрей: Почему из десятка интересных уфимских рок-музыкантов начала нулёвых серьёзного успеха добились только «Lumen»?
Азат: Это вопрос к Всевышнему! Но тут, как говорится, на Бога надейся, но сам не плошай. Парни изначально отличались целеустремленностью, харизматичностью, это было видно. Ну и, конечно, музыкальный материал, разговор с публикой на её языке. Это, может быть, даже последние рок-герои в стране. И не сказать, что они сильно присутствуют в медиа, но свою тысячу человек они в каждом городе собирают.
У «Нечто», например, тоже всё в порядке с харизмой, мне очень близка их музыка, она очень самобытная, ни на что не похожая. Но не случилось. Я не знаю, кому задать этот вопрос. Была большая плеяда, все варились в одном соку. Так или иначе, все реализовались в жизни, каждый состоялся, никто не пропал. Когда-нибудь кто-нибудь переслушает диски «Наш формат» и что-нибудь оттуда почерпнёт.
Андрей: Какая музыка нравится нынешним студентам, которые ходят в клубы?
Азат: Сейчас, мне кажется, больше в ходу либо живая музыка с уходом в экстремальную сторону, либо рэп. Или даже трэп. Не могу сказать, что мне это очень близко, но что сделаешь? На вкус и цвет товарищей нет.
Андрей: Среди нового поколения уфимских музыкантов есть те, кто по потенциалу способен выйти на федеральный уровень?
Азат: Конечно, есть. Например, Сергей Приказчиков, который «Пицца», это уже сделал.
Андрей: Но это не рэп…
Азат: Да, но он же начинал в рамках «VIA Чаппы». И на них, и на него, надеюсь, я тоже положительное влияние оказал. И вот, пожалуйста, состоялся человек, творческая личность.
Андрей: Можно ли сравнивать аудиторию, которая ходит в клубы сейчас и ходила тогда?
Азат: Базовые вещи остались теми же, мы не будем говорить про банальный съём, но пообщаться, убежать от одиночества в большом городе – такие вещи остаются. А меняются краски, антураж, тренды, одежда. Сейчас появилось больше соблазнов, они стали другими. Кальянов, например, в наше время не было. Но самое главное – это всё равно общение.
Андрей: Почему не осталось заведений, в которых главное – музыка, а не бар или еда?
Азат: Музыки стало слишком много, угодить каждому тяжело. Везде звучит лаунж. Тематические заведения ушли, даже танцевальных клубов практически нет. Наверно, это ещё вернётся. Мода, она же такая. Сложно угадать, но на данный момент пока так. Хотя есть организаторы, которые собирают большие залы, но не в Уфе, а в Москве, Питере. Надеюсь, в Уфе тоже появятся промоутеры, которые будут следить за трендами и разнообразят нашу музыкальную жизнь.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.