Официально
Киберспорт или компьютерный спорт был официально признан в России летом 2016 года. Федерация компьютерного спорта в стране существовала и раньше, но теперь она встала в один ряд со вполне привычными видами спорта, как футбол или хоккей, что позволяет проводить официальные чемпионаты России, а также присваивать спортсменам разряды и звания.При этом не стоит забывать, что не каждую компьютерную игру можно назвать киберспортивной дисциплиной. Официальная формулировка гласит, что в игровой среде должны быть равные условия состязания между соперниками, а сами дисциплины делятся на шутеры, стратегии, симуляторы и другие.
При этом в России официальными дисциплинами киберспорта считаются только Dota 2, Hearthstone и League Of Legends. То есть, например, Counter-Strike: Global Offensive или FIFA несмотря на наличие профессиональных игроков и, самое главное, по-настоящему больших успехов россиян на мировом уровне, официально, по правовым документам нашей страны, ещё не совсем спорт.
Приведение всех документов в соответствие с тем, что происходит на самом деле, одна из главных задач Федерации компьютерного спорта, которые ей предстоит решать в ближайшее время. А вот как обстоит дело с самыми популярными дисциплинами в Уфе.
Counter-Strike: Global Offensive
Шутер от первого лица, в котором ведётся война между спецназом и террористами.
19 апреля спортивное общество «Спартак» объявило о создании профессиональной команды по CS:GO, в состав которой вошёл 20-летний уфимец Артём Art Шевченко. В это же время другой уфимец – Михаил Dosia Столяров в составе своей команды «Gambit» готовился к турниру «Dreamhack Austin», выигрыш которого принес победителям 50 тысяч долларов.
Общая сумма призовых, полученных 28-летним Михаилом за его карьеру, на сегодняшний день оценивается приблизительно в 130 тысяч долларов, а в российском рейтинге игроков в CS:GO он стоит под номером 12.
Его старший брат Сергей Fox Столяров призовыми заработал за карьеру около 25 тысяч долларов. Сегодня он работает в Москве торговым представителем алкогольной компании. В 30 лет так часто бывает, что спорт прошёл. В том числе и киберспорт.
- В Уфе были маленькие компьютерные клубы, - вспоминает Сергей. - Один был в ДК УМПО в Черниковке, был клуб, по-моему, «Матрица» в Гостином Дворе, был клуб на Советской площади. Мы же постоянно сидели в клубе в ДК РТИ у Дяди Марса. С этого всё и началось. Мне тогда было лет 13. Ходили по клубам, играли между собой. Между клубами проводились чемпионаты с символическими призовыми фондами, чтобы выяснить кто круче. Это даже были не чемпионаты. Это были просто вызовы другим клубам, приезжайте, давайте сыграем, выясним, кто из нас круче. Ну что, ехали, играли.
Где-то в начале 2000-х Федерация компьютерного спорта начала проводить чемпионаты России, соответственно, начались разные отборочные. Команда, победившая в Уфе, ехала в Казань, потом в Москву. Для нас уже тогда это постепенно становилось спортом. Делать больше особо было нечего. Ну, на речку поехать или в футбол во дворе играть. Какие ещё были возможности?
- В профиле твоего брата указано, что он выигрывал первенство РБ по фехтованию…
- Фехтование было ещё до компьютерного клуба. У нас вся семья фехтовальщиков. Старшая сестра добилась больше всего, выигрывала российские соревнования, ездила в Европу. Брат тоже даже в спортивной школе учился, в каком-то году по какому-то возрасту чемпионат РБ выиграл. Но фехтование отвалилось само по себе. Это не самый популярный спорт во дворе, так скажем. Я ушёл в тхэквондо. Год им занимался. А потом уже забил на это всё. Учился и ходил в компьютерный клуб, а Мишка подольше ещё в спорте оставался, но компьютерный клуб был интереснее, чем стоять в стойке 4 часа и делать выпады на тренировке.
У брата была своя команда. Каждый день мы приходили в клуб и играли друг против друга. Потом у нас открылись «Полигоны». Мы перешли в этот клуб, на Российской, по-моему. Деньги мы на это не тратили. Мы хорошо играли и были командой клуба. Его хозяин начал проводить свои чемпионаты. Призовой фонд был порядка 1000 долларов. Для молодых людей это были очень хорошие деньги. Потянулись люди из других городов. Сами стали ездить на турниры в Екатеринбург, в Астану, получили много опыта, стали чувствовать себя намного увереннее.
И вот в один прекрасный момент менеджер команды ЦСКА Олег Вахрамеев предложил приехать в Москву. Мы поехали втроём, там к нам присоединилось ещё два москвича. Мы месяца три-четыре тренировались, каждый день играли с европейскими командами и играли уже на очень хорошем уровне. Обыгрывали тех, с кем ещё года полтора назад вообще ничего не могли сделать. Спустя какое-то время один из москвичей решает повесить мышку на гвоздь, мы зовём в команду Досю и с того времени играем всё лучше и лучше.
- На тот момент вам уже платили зарплату?
- Зарплата была чисто символическая. Хватало на еду и чтобы доехать до клуба. Заработок был такой, что он позволял жить в Москве, но ничего больше. Потом ЦСКА решил завязать с киберспортивным экспериментом. Тогда это реально было очень рано. Никакой медийной пользы от этого ещё не было и быть не могло. Но нашлись другие ребята. Были такие «Aggressive Attack». Под их флагами ездили на турниры, набирали обороты.
Потом деньги кончились, и мы на какое-то время вернулись в Уфу. Поступило предложение от москвича Overdrive. Он был при деньгах, предложил играть вместе с ним и он нам всё оплачивал. Просто ему было нужно место в команде. Потом стали с ним играть всё чаще и чаще под названием tp.uSports.
В 2009 году мы впервые выиграли отборочные WCG (World Cyber Games – старейший и крупнейший киберспортивный турнир) и поехали в Китай, где немного не дошли до пьедестала. Буквально одна ошибка решила, что мы не играем в финале. Мы не гуляли по городу, не развлекались, не смотрели игры. Как только мы узнавали соперника, мы его изучали, готовились к нему, прогнозировали игру и обыгрывали, пока в полуфинале немного не ошиблись.
Нам платили на тот момент неплохие деньги: по 1000 долларов в месяц. Это была средняя зарплата по Москве. С этого момента нас можно считать профессионалами, до этого мы играли просто на энтузиазме.
- Сейчас твоя карьера завершена?
- Сейчас я максимум вижу себя тренером. На протяжении 10 лет с лишним у меня была нестабильная зарплата. В любой момент ты мог потерять доход, тебя могли выгнать из команды или организация могла сказать, что всё, расходимся. И вот ты сидишь с голой жопой на остатки денег, пока не найдёшь себе новую команду. Стабильность нулевая.
Сейчас в серьёзных командах более жёсткие контракты, нет кидалова. Брат получает зарплату выше средней по Москве плюс ещё призовые. Сегодня в этом плане всё нормально и есть уверенность в завтрашнем дне. Главное, не отыграть какой-нибудь сезон отвратительно, потому что тогда найдут кого-нибудь помоложе и поинтереснее. Но у Мишки на такой волне популярности это произойдёт не скоро. Я на данный момент не вижу предпосылок, чтобы он остался ни с чем. Топовые игроки всегда будут интересны организациям.
Меня же кикнули из команды, через 2-3 месяца закончились деньги, поэтому пошёл искать работу. Нашёл, работал. Потом бросил работу, попытался вернуться к любимому занятию. Не получилось. Сейчас снова нашёл работу. Как игрока я себя уже слабо представляю, даже самому не хочется. Куда сейчас могут позвать старого игрока? Тебе нужно будет играть с 18-летними ребятами, у которых, может быть, чуть получше реакция, но которые отстают в плане опыта. Уверенности в том, что ты с ними заиграешь, нет.
FIFA
Футбольный симулятор
15 августа 2016 года футбольный клуб «Уфа» подписал контракт с Робертом Ufenok77 Фахретдиновым, который к тому моменту уже был чемпионом мира 2015 года по версии WSVG (международный киберспортивный турнир). Таким образом, «Уфа» стала первой футбольной командой в стране, получившей в свой состав киберспортмена, который затем представлял свой клуб на Кубке РФПЛ (Российская Футбольная Премьер-Лига) в Уфе и на Чемпионате РФПЛ в Казани, где занял вторые места.
- К тому моменту я уже 3,5 года играл за московскую команду Tornado Rox, - вспоминает 21-летний Роберт, - контракт заканчивался, на меня вышли с предложениями два топовых российских футбольных клуба. Были ещё предложения от европейских команд, потому что на тот момент я был на самом пике и выиграл абсолютно всё. У меня было желание проверить, как отреагирует «Уфа», если я приду к ним. «Уфа» сразу мне не ответила, я дал знать Азамату Муратову (председатель регионального отделения Федерации компьютерного спорта), он связался с гендиректором «Уфы» Шамилем Газизовым, рассказал ему обо всём. Они месяц, наверное, думали, я всё это время тормозил другие клубы. У меня было внутреннее желание, чтобы первым футбольным клубом, подписавшим контракт с киберфутболистом, был клуб из родного города. В итоге Газизов согласился, и мы поехали обсуждать детали.
- Киберспортивный клуб и футбольный клуб. Большая ли разница для игрока?
- Что круто в киберспортивных командах, это то, что тебе вообще ни о чём не надо париться. Ты говоришь, что у тебя турнир такого-то числа и всё. Не надо париться о командировочных, чеках, девайсах, если они тебе нужны. Футбольные клубы в России пока не знают, как развивать игрока, а киберспортивные уже умеют всё монетизировать. В Европе можно назвать два футбольных клуба, в которых открыт целый киберспортивный штат. Это «ПСЖ» и «Рома». «Манчестер Сити» сейчас ещё включился. Понятно, что «Уфа» на данный момент не настолько серьёзная единица, чтобы иметь людей, которые бы занимались чисто моим продвижением, поэтому на данный момент для развития удобнее оставаться в киберспортивных командах. Но, когда я подписывал контракт, были новости, что вот-вот начнутся турниры под эгидой РФПЛ. Важно было быть привязанным к футбольному клубу, чтобы не проходить сито отборочных туров.
- Можно ли сравнивать зарплаты в киберспортивных и футбольных клубах?
- Зарплаты, я думаю, одинаковые. Топовые киберспортивные команды могут платить больше, чем футбольные. Но обычно это футбольные клубы берут тем, что платят больше, поэтому игроки к ним и идут. У футбольных клубов бюджеты больше, чем у киберспортивных. Они заманивают игроков финансами.
- Можно ли иметь параллельно несколько контрактов?
- Да, есть примеры игроков, у которых есть контракты с «Микрософтом», «Ред Буллом» и с местными компаниями. Всё зависит от того, как договоришься. Например, на меня сейчас тоже выходят несколько организаций, но либо они с «Уфой» не хотят работать, либо «Уфа» с ними не хочет.
- Можно ли сравнивать зарплаты киберфутболистов с игроками в CS:GO или Dota 2?
- У контры средний заработок игроков уровня топ-20 это 15 тысяч евро в месяц, в США и Азии есть те, кто платит 25, но это 2-3 организации. У дотеров 7-8 тысяч евро, но у них и призовые выше на турнирах, а у фифы в среднем 3-4 тысячи, за счёт личных контрактов может доходить до уровня Доты. Но это в Европе, в России такие зарплаты только у трёх-четырёх человек, у остальных на порядок ниже. Мы здесь идём с отставанием. Во Франции, Англии всё это уже давно развивалось, там проводились большие турниры, была серьёзная конкуренция между игроками, а у нас качество турниров было низким, у игроков нет никакой медийной составляющей. Игроки пока не могут требовать от клубов условий, потому что клубы не понимают, за что они должны платить 250-300 тысяч рублей, если человек не приносит клубу никакой пользы ни в плане медиа, ни в плане результатов.
- «Уфа» довольна тем, что ты дал ей?
- Я дал «Уфе» хорошие результаты. Понятно, что три вторых места для меня не очень хороший результат, но для «Уфы», наверное, круто, что их игрок выше парней из «МанСити», «Аякса», ЦСКА.
- Чем ты занимаешься помимо киберфутбола?
- Стараюсь книжки читать, образовываться, в этом году буду снова поступать учиться, потому что я бросил два ВУЗа, но понимаю, что лучше иметь образование, хоть и заочное. FIFA это моя основная деятельность. Вместе с этим я играю в футбол за различные организации, где тоже чуть-чуть платят, но это больше как хобби.
- Что ты делаешь, когда готовишься к турнирам?
- Я стараюсь соблюдать режим и вне турниров, а перед турниром за две недели до начала стараюсь ложиться спать в одно и то же время. Стараюсь высыпаться. Физическими упражнениями я занимаюсь всегда. После бега, после футбола всегда хорошо спишь, голова всегда свежая. Это очень сильно решает. Все топовые игроки последних лет играют в футбол хотя бы на полупрофессиональном уровне. Вместе с этим больше времени играю в FIFA, больше времени анализирую, смотрю видео с прошлых турниров, наигрываю тактические схемы, чтобы понимать против кого как играть. Это современные шахматы.
- Сколько ещё ты планируешь выступать за «Уфу»?
- Судя по всему ещё какое-то не очень продолжительное время. Я это понимал сразу, когда приходил в клуб. У меня было желание поиграть за «Уфу», но думаю, я останусь здесь ещё на несколько месяцев. Сейчас думаю над переездом в Москву. Там легче развиваться, там больше турниров.
Dota 2
Многопользовательская игра в жанре MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), то есть сочетающая в себе элементы стратегии и ролевой игры.
Одним из специальных гостей первого официального чемпионата Уфы по Dota 2 станет Ринат Хайрулов, также известный как Свит, чей канал в YouTube имеет 147 тысяч подписчиков. Правда, сам Свит не является профессиональным игроком, он стримит в твитче (twitch.tv) и выкладывает видео с историями о Dota 2. Что тоже является прекрасным источником дохода.
- Профессиональная команда это 5 игроков, ещё есть тренер, менеджер, статсмен, который ведёт всю статистику, - говорит Ринат. - Перед тем, как команда начнёт играть, он смотрит, против кого они играют, собирает для капитана всю информацию, как они играют, в каком стиле, где ставят варды (стражи, наблюдающие за местностью), каких героев пикают (выбирают), каких банят. То есть капитан уже знает, что именно играть.
Я сам играл в 2011 году, в частности даже против тех, которые сейчас в топе и недавно выиграли Киевский мейджор. В Уфе очень много ребят, которые участвуют в онлайн-турнирах. Но в основном это студенты, а чтобы конкурировать с профессиональными игроками, нужна поддержка, зарплата. У них нет такой возможности, они просто собираются по собственной инициативе. Даже если мне сейчас предложат играть с кем-то, я не смогу конкурировать, потому что слишком много времени упущено. Я занимаюсь стримами, а чтобы быть конкурентоспособным, нужно наигрываться с командой минимум полгода, то есть играть, играть, играть, а потом уже что-то пытаться сделать. Это не так просто.
- Можно ли сравнивать твой заработок стримера с заработками профессиональных игроков?
- Вот российская команда Virtus Pro. На том же мейджоре они заняли второе место и получили 500 тысяч долларов. Процентов 15 заберёт себе организация, а остальное пойдёт игрокам, у которых зарплата по 3-4 тысячи долларов месяц. Неизвестная команда неизвестному игроку будет платить в месяц долларов 500. Я сижу, делаю видео на YouTube, меня нет смысла с ними сравнивать. Я зарабатываю по-разному. Где-то от 50 тысяч рублей в месяц, смотря как постараешься. В Америке стримингом можно заработать и 5 миллионов.
- Основной доход стримера это донаты (пожертвования) или реклама?
- Если брать популярного стримера, основная часть дохода идёт с рекламы. Ты можешь сам нажать кнопочку «Включить рекламу» и выбрать продолжительность рекламного ролика. Потом есть платные подписки. Например, в твитче ты можешь смотреть бесплатно, а можешь, чтобы помочь стримеру, подписаться платно. Подписка стоит порядка 5 долларов. Это 300 рублей в месяц. Зрители за это получают твои смайлы, например. Ты их можешь потом использовать на других каналах. Это проявление лояльности к стримеру. Процентов 70 это реклама. Если стримит девочка, то процентов 90 это донаты, а 10 – реклама. Ну, ещё зависит от игры. У каждой своя аудитория. В Доте в основном школьники и студенты. То есть аудитория, которая не владеет большими деньгами. А вот в World Of Tanks сидят взрослые, платёжеспособные мужики.
- Как ты относишься к тому, что киберспорт теперь показывают и по телевизору?
- «Матч ТВ» начал транслировать Доту. Это полезная вещь, потому что не только ребята, находящиеся в этой сфере, узнают о событии, это охват большей массы. Есть аудитория от 30 лет, которым киберспорт не интересен, они интересуются футболом, хоккеем. А я считаю, что будущее именно за киберспортом, а футбол и хоккей будут отходить на второй план. Сейчас футбольные клубы подписывают игроков Доты. Они понимают, что будущее за киберспортом и таким образом можно привлечь внимание молодых людей, которым футбол на фиг не сдался.
Hearthstone
Карточная онлайн-игра
Разработчики Hearthstone, компания Blizzard, предложила игрокам встречаться не только в онлайне, но и в различных публичных местах городов, в которых они живут. Теперь в каждом крупном населенном пункте СНГ и по всему миру есть своё Hearthstone Cafe, которое возникает с определенной периодичностью в каком-либо из заведений, куда игроки приходят пообщаться, провести время и заодно поиграть в Hearthstone. Организатором HC в Уфе стал программист-тестировщик Денис Волков:
- В Уфе довольно много игроков, больше 1000 точно. На HC ходит, естественно, меньше народа. Многие стесняются, боятся проиграть, не верят, что это может быть хотя бы полупрофессиональным спортом. В среднем у нас приходят от 30 до 50 человек. Максимум было 70.
Как таковых призов у нас нет. Я пытаюсь находить спонсоров, и частично помогают сами Blizzard. Они присылают коробки с фигурками, игрушками, плакатами – всё, что можно купить в интернете в среднем от 5 до 30 евро за штуку, здесь можно получить бесплатно. Люди приходят в основном играть за эти вещи. В других городах людях скидываются, что образует призовой фонд, но мы так не делаем, потому что и Blizzard это не одобряет.
Зато Blizzard проводит свои чемпионаты в рамках фестиваля Blizzcon. В течение года люди готовятся к чемпионату. Существует три крупных отборочных: зимний, весенний и летний. Чтобы в них участвовать, можно быть профессионалом и попадать в топ-100 среди Европейского, Американского или Азиатского региона, а можно приходить на HC и побеждать там. Победитель становится «Героем Таверны» и получает возможность играть с другими «Героями Таверны», чтобы потом присоединиться к тем, кто входит в топ-100. Попасть в 100 лучших – очень сложно, а для тех, кто не хочет проводить в игре очень много времени, можно сократить его на три четверти, победив других «Героев Таверн». Так что даже у простого студента есть хорошие шансы что-то выиграть.
- Есть ли в Уфе по-настоящему сильные игроки?
- Да, Артём Badosik Деев этой зимой был в топ-15 Европы, Арсений KAN Кулёв входил в топ-10.
- Сколько зарабатывают игроки в Hearthstone?
- Призовой фонд итогового мирового чемпионата – 1 миллион долларов. В прошлом году его выиграл россиянин Павел Белтуков. На трёх сезонных турнирах среди 16 участников разыгрывается 250 тысяч долларов.
- Реально ли в Уфе создать профессиональную команду?
- У меня была идея создать такую команду, но чтобы искать спонсоров, нужно время, а у меня есть работа, семья, это просто нереально. У нас есть игроки, которые играют на хорошем уровне и могли бы конкурировать с другими в России или даже в других странах. Я всем периодически говорю: участвуйте в чемпионатах онлайн, тренируйтесь. Одного из наших игроков заставил стримить. До этого все ленились.
- Может быть, обратиться в федерацию для поиска спонсоров?
- У нас федерация ни фига не работает. У нас она работает, только если это футбол или хоккей. Но не с нормальными играми, которые признаны во всём мире киберспортивными дисциплинами. В марте я заходил в Дом киберспорта, он не работает. Там всё занесено снегом. Я писал Азамату Муратову, когда всё только начиналось, он ответил, что карточные игры это не наше.
Говоря о ФКС, почему вообще Азамат выбрал себя? Были ли выборы? Был ли анонс? Я не говорю про себя, конечно, у меня есть нормальная работа, но как минимум трёх-четырёх хороших ребят, которые действительно разбираются в киберспортивной сцене РФ, я бы посоветовал. Ну а пока у нас киберхоккей на первом месте, так и будет у всех ФКС ассоциироваться с зашкваром.
Федерация
Интересно, что своя киберспортивная федерация существовала в Уфе уже давно. Ещё в 2004 году Азамат Муратов вместе с единомышленниками начал проводить турнир по игре NHL. В частности, на Кубок Мира в 2013 году удалось в качестве гостя привести даже президента международной федерации хоккея Рене Фазеля, который присутствовал в Уфе на молодежном чемпионате мира. Трансляции Кубка РФПЛ по игре FIFA, проходившего в Уфе в феврале, собрали в интернете больше 4 миллионов просмотров. На этом местная федерация останавливаться не собирается.
- У нас есть чёткое понимание того, что при всей народной любви к Доте и CS:GO больших достижений здесь мы никогда не имели, - говорит Азамат. - С Робертом Фахретдиновым нам повезло, что у нас в Сипайлово живёт чемпион мира по FIFA. В Уфе есть хорошая история киберхоккейных соревнований, у нас есть топ-игроки мирового уровня, но киберхоккей тоже если и появится, как один из видов программы спортивных симуляторов, то сейчас он ещё не признан.
Мы как федерация сейчас решаем главный вопрос, с которым будет связано всё. Мы решаем вопрос площадки. Мы на финальной стадии переговоров с торговыми центрами, в одном из которых остановимся, и мы на 90 процентов готовы начать строить большой республиканский центр киберспорта. У команд будет возможность приходить туда тренироваться, будет своя атмосфера, максимально комфортное оборудование. Мы уже нашли партнёров, которые нам обеспечивают сайт, имеем большой опыт телевизионных трансляций. Мы предусмотрели и раздумываем, как правильно оформить и построить боевую сцену, на которой будут происходить финалы как местечковых турниров, условно турниров выходного дня, так и чемпионатов республики по всем дисциплинам компьютерного спорта. Делаем то, чего не смогли в Доме киберспорта на Российской, 11.
Когда это всё будет реализовано, когда у нас будет возможность планомерно заниматься развитием всех дисциплин, только тогда у нас появятся успехи. Сейчас, наверное, глупо мечтать о том, чтобы набрав мальчиков с улицы, можно было бы создать боеспособную команду, которая станет крепким середнячком хотя бы на российском уровне. Мы понимаем, что нужны тренеры, аналитики и самые способные игроки. Компьютерный спорт такой же, как и обычный спорт. Только клубная система способна давать постоянный продукт и спортсменов высокого уровня.
- Люди жалуются, что кроме футбола и хоккея федерация ничего не поддерживает…
- Ко мне действительно обращаются с просьбами провести турниры, пишут очень много в социальных сетях. Я хочу сразу перед всеми извиниться. У нас очень много не решенных вопросов базового уровня. А проводить турниры ради турниров – мы этим переболели ещё лет надцать назад. Если мы хотим развивать компьютерный спорт, то давайте это делать системно. Если вы растите овощи, то вы не можете один раз полив грядку, в конце сезона получить хороший урожай. Так же и здесь. Если мы занимаемся планомерной работой, тогда всё получится.
- Есть ли спонсоры для киберспорта в Уфе?
- К счастью, мы интересны большим и средним компаниям. Компьютерный спорт мегапопулярен, здесь большая аудитория, которой можно что-то продать. Просто сейчас время такое, когда действовать надо очень аккуратно. Все понимают, что в компьютерном спорте большие деньги, все пытаются туда зайти, но никто не понимает, как всё сделать правильно. Постоянная константа только одна: интерес и аудитория будут расти и дальше.
- С точки зрения родителей, как понять: ребёнок, постоянно сидящий за компьютером, это потенциально будущий успешный киберспортсмен или нет?
- Надо держать контакт с детьми. Когда у ребёнка есть тяга к художественному творчеству, надо отдавать его в кружок, когда ребёнок хочет петь, его отдают в вокальную студию. Если ребенок проводит за компьютером больше 5 часов в день это однозначно неправильно, помимо компьютерных игр, есть масса других векторов в жизни.
В то же время, если кто-то из молодых людей сейчас ищет себе призвание, они должны понимать, что специалист в области компьютерного спорта - это одна из востребованных профессий уже в обозримом будущем, через 5-10 лет. Виталий Мутко сказал, что футбол в России это 500 тысяч рабочих мест. Как прямых, так и косвенных, то есть содержание клубов, спортивных школ и так далее. 500 тысяч человек получают зарплату и имеют доход с футбола. То есть футбол это отрасль народного хозяйства РФ. Популярность компьютерного спорта на порядок выше. И в этой отрасли нужны будут свои специалисты.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.