Раиль Габдуллин, организатор «I bike Ufa»: Самый известный наш проект – День тысячи велосипедистов, который мы делали шесть лет. В этом году мы решили его больше не делать, а делать «I Bike Ufa».
Влад Литвинчук, организатор Уфимского международного марафона: Я организатор Уфимского международного марафона и школы правильного бега «I love running». Проекты между собой связаны, но у них разные сферы деятельности: одна организация проводит мероприятия, другая – подготавливает людей к ним. Мы этим занимаемся с начала 2015-го года, и в этом году марафон пройдёт в третий раз.
Likes: Под силу ли обычному человеку, который никогда до этого бегом профессионально не занимался, прийти в школу, научиться и пробежать 42,2 км?
Влад: Да. При отсутствии противопоказаний без всяких проблем можем подготовить человека «на 42». Соответствующий тренировочный план: сначала человек осваивает технику, базовые моменты, постепенно делает сложные тренировки. В течение года пробегает контрольные забеги и приходит к марафону. Но, вообще, наша специализация – полумарафон. Готовим за семь недель.
Likes: Раиль, почему День тысячи велосипедистов будет заменён?
Раиль: Всё растет, всё развивается. В прошлом году в Дне приняли участие более тысячи человек, это довольно много. Все видели эти фотографии, где лавина идёт. Мы подумали о том, как улучшить мероприятие. В этом году пришло бы двадцать тысяч человек – это становится всё сложнее контролировать. В связи с этим решили проанализировать международный опыт. В странах, где велосипедное движение развито, где-то с 70-ых годов проводятся подобные велозаезды, но со временем они упираются в вопрос масштабирования. Суть «I Bike Ufa»: вместо того, чтобы за короткое время проехать какую-то дистанцию и «всё, привет», сделать так, чтобы часть города была освобождена от автомобильного транспорта на один день, и это пространство было наполнено самыми разными активностями. Таким образом, достигается правильное функционирование города, когда улица – это не только дороги, это общественное пространство, куда может выйти любой горожанин, чтобы проявить себя, показать, чем он занимается. Или просто погулять, пообщаться с людьми. Мы считаем, что в подобном пространстве, когда оно становится довольно большим, самым лучшим способом перемещаться будет велосипед. Чтобы это продемонстрировать, мы создаём мероприятие именно в таком формате.
Likes: Город будущего в миниатюре.
Раиль: В этом году мы вообще не делаем акцент на пробеге как кульминационном событии. С 12 до 18 часов целый день будут проходить активности на самых различных площадках. И научная зона, и культурная, зона экологии, театры, поэты и так далее. Всего десять различных зон, и в каждой – с десяток площадок. Итого около сотни разных активностей. Состоятся, в том числе, и велозаезды – старт будет на Советской площади, но они тематические. Будут стартовать каждые 15 минут. Какие-то из них будут корпоративными, какие-то – по интересам: костюмированный, на необычных велосипедах, невелосипедный заезд, заезд для влюблённых. Массовость будет гораздо меньше, может, сто человек максимум, и такой лавины не будет, но будет, как ты правильно сказал, город будущего в миниатюре.
Влад: Если закончить сказанное Раилем, то «I love running» тоже будет делать свою активность в рамках мероприятий. Сейчас мы новый проект «запилили» – беговая экскурсия по Уфе. Мы проводили тренировки в центре и поняли, что, пробежав, 10-12 километров в очень неспешном темпе, можно, по сути, 80% достопримечательностей Уфы посмотреть. 20% – те, которые не в центре. И мы впервые для широких масс будем в этот день проводить экскурсии. Все желающие, готовые пробежать километров десять по центру, к нам присоединятся.
Likes: Как насчёт географии?
Влад: У нас основной стартовый городок сосредоточен вокруг стадиона «Динамо». Но маршрут проходит по всему центру города, а это целых десять с половиной километров на круг. Это периметр от Заки Валиди до Парка Якутова и «Уфа-Арены» включительно. Вся центральная часть города на семь часов перекрыта и наполнена бегунами.
Likes: Сложно было договориться с городом, чтобы улицы перекрыли?
Раиль: Думаю, Влад подтвердит – наверное, это самая сложная часть наших проектов. Это перманентный процесс. Нужно понимать, что администрация – это же не какое-то окошко, это самые разные структуры – силовые структуры, МВД, ГИБДД… Есть Администрация города, в Администрации – разные комитеты. С каждым нужно договариваться и находить баланс.
Влад: Государство у нас, может, и не самое инертное и плохое, но их основная задача – сохранять статус-кво. Если бы у нас все чиновники соглашались идти на риск, может, это тоже не очень позитивно бы сказалось. Они просто очень скептически настроены ко всему новому. Это также значит, что если ты один раз мысль этого «нового» донёс и сделал, то с тем, чтобы во второй раз сделать то же самое, уже не возникает никаких практически проблем. В первый год было очень тяжело, у меня, наверное, очень много седых волос появилось. Мы реально пришли с чем-то, чего не было, и сразу захотели. Не просто какой-то участок, а потом – такой. Мы пришли и сказали: «Нам всё надо, нам весь центр надо». Закрыть и всё. Хотя до этого никто такого даже не видел. Ты человеку говоришь «марафон», а у него в голове нет картинки, как это происходит. В этом была огромнейшая сложность, которую мы, слава Богу, преодолели. А сейчас мы планируем до 2020 года оставлять этот же маршрут с минимальными изменениями. Сейчас мы хотим закрыть участок на Заки Валиди и Театральной вообще накануне вечером для того, чтобы собрать полноценный стартовый городок.
Likes: Стартовый городок – это что такое? Что он из себя представляет?
Влад: Это ограждения, стартовые арки, металлоконструкции. Всё это мы бы хотели сделать накануне. Я думаю, с этим тоже не возникнет проблем.
Likes: У человека нет картинки, что такое марафон. Что такое марафон?
Влад: Это огромное спортивное событие, в котором участвуют в большей степени обычные любители спорта, а не профессионалы. Наш марафон – дистанции на 10, 21,1 и 42,2 км, и ещё отдельно есть короткая дистанция на 3 км. Для людей основная цель – не выиграть, а преодолеть «свою» дистанцию. Либо впервые, либо лучше, чем его друг, либо лучше, чем в прошлый раз. У каждого своя мотивация, и на старте каждый вдохновлён своей идеей, получается невероятно классная атмосфера, и эмоции на финише тоже незабываемы. Вообще марафон – экстремальная дистанция. Полумарафон не в два раза легче, он раза в три легче. Организм так устроен, что на полтора-два часа бега его резервов предостаточно. А для большего нужны сверхрезервы. В этом вся сложность. На дистанции в 42,2 км нам приходится максимально усиливать работу волонтёров, бригад скорой помощи и внимательно следить за здоровьем участников.
Likes: Как много людей участвует?
Влад: В прошлом году у нас участвовало 2700 человек совокупно на все дистанции.
Likes: Бывают недобежавшие до конца?
Влад: Минимальное количество. Это зависит очень сильно от погоды. Если жарко, таких случаев прилично. Ну, как прилично… На пальцах одной руки можно сосчитать. В прошлом году был дождь, и было два случая обращения – ушиб и холодовая аллергия.
Likes: Что делать, если в день мероприятия испортится погода?
Раиль: Если экстремальные случаи типа урагана, то это чрезвычайная ситуация, форс-мажор. Ничего не поделаешь, кроме закрытия определённых активностей с предупреждением участников. Если банально будет плохая погода, мы, конечно, немного расстроимся, но все площадки будут работать, потому что мы изначально на это рассчитываем, и всё везде будет влаго- и ветрозащитное. В нашем случае фестивальная площадка – весь центр города. Мы не сможем всё закрыть брезентом. Ничего страшного.
Массовость? С учетом изменения формата и мирового опыта, по предварительным оценкам с 12 до 18 часов будет участвовать порядка 30 тысяч человек.
Влад: У нас уже такой опыт накопился, что мы можем говорить: «Будет ливень? Сделаем, как в Уфе в 2016-ом. Будет ветер? Сделаем, как в Сибае в апреле». Реально уже очень много прошли. В прошлом году на уфимском марафоне был непрекращающийся ливень перед стартом. Люди выходили на старт нехотя, потому что льёт, как из ведра. Есть фото, где я просто стою в луже. Вся Заки Валиди была просто рекой из воды. У нас используется электронный хронометраж – такие планки и коврики, через которые проходят провода. А у каждого участника есть чип, и он, проходя через эту планку, считывается и мгновенно передаёт на спутник результат. Люди, которые сидят в онлайн-трансляции, вводят номер своего друга и следят – прошёл отметку в десять километров, например. Планка просто в воде плавала. И это было на всех участках трассы. Мы это пережили, куда уж может быть хуже?
Likes: Если я хочу поучаствовать, что мне нужно знать? Нужно ли мне взносы оплачивать, покупать экипировку…
Раиль: В общем-то, ничего не потребуется. Мы рассчитываем даже на тех, кто просто придёт с улицы на праздник. У нас будут приветственные зоны, там будут волонтёры, у которых можно спросить, что вообще происходит. Кроме того, на территории фестиваля будет установлено 50 информационных стендов – на них будет карта активностей: что, где и во сколько происходит. Повторюсь, что удобнее всего будет участвовать на велосипеде. Потому что пешком всё не обойдешь, а на велосипеде прямо «ништяк».
Кроме того, центральной «фишкой» фестиваля, которую мы рекомендуем держать в голове вместо велозаезда, будет велосипедный квест, который будет реализован через приложение. Сейчас он «допиливается», и мы внутри коллектива уже бета-тестируем его и скоро «выкатим». Квест: вы устанавливаете приложение, едете на фестиваль, выполняете задания (очень лёгкие и быстрые, настроенные на большую пропускную способность), получаете коды, вводите их в приложение и получаете баллы. Потом эти баллы можно будет обменять на разные призы, подарки, «ништяки» от наших партнёров.
И, кстати, каждый год очень большим спросом пользовались номера участников: все приезжали за ними и потом год с ними ездили. А в этом году номера получат только те, кто установил мобильное приложение.
Likes: Ещё у вас будет попытка побить мировой рекорд по изображению велосипеда людьми.
Раиль: Мы подумали, что это будет классно выглядеть – об этом узнает очень много людей, это будет классный инфоповод, чтобы показать Уфу, заявить о ней на международном уровне как о городе, где очень развито велосипедное движение. Это будет очень заряжающее мероприятие, которое пройдёт на «Динамо» в девять утра. Мы предлагаем зарегистрироваться на сайте, оплатить стартовый взнос в 200 рублей (это обусловлено тем, что все должны быть в одинаковых футболках), на футбольном поле по заранее обусловленной разметке люди выстраиваются в форме велосипеда, с квадрокоптеров всё это дело фоткаем, отправляем в Книгу рекордов Гиннеса, и потом каждый участник и Уфа попадут в Книгу рекордов Гиннеса. Текущий рекорд принадлежит какому-то английскому городу (сейчас не вспомню его название), там всего 700 с чем-то человек участвовало. Я думаю, Уфе не составит большого труда составить тысячу, может, полторы тысячи человек.
Влад: Вот так установит Уфа рекорд, а потом кто-нибудь в Англии скажет: «Ну вот, сейчас рекорд принадлежит какому-то российскому городу, сейчас не вспомню его название!» (смеётся).
Likes: А Вы тоже какой-то рекорд решили побить?
Влад: Да нет, я просто за ребят очень рад, что они всё это двигают, поэтому вовлечён, как могу.
Likes: Должно быть, у Вас очень высокая мотивация, чтобы заниматься таким делом.
Влад: Это началось с того, как я в первый раз сам пробежал марафон. В первый раз, особенно, если ты готовился сам (как я это делал), каких-то моментов ты не учтёшь и придёшь в такое состояние на дистанции, когда тебе ну очень тяжело. И ты ищешь невероятные резервы, психологически себя убеждаешь, что тебе надо продолжать. Бежал, помню, и чего только себе не наобещал! Пока я бежал первые 30 километров, то просто наслаждался атмосферой, я был в шоке. Я в Питере бежал. Начиная с того, как я ехал из одного из крайних районов в метро, и в шесть-семь утра вагон наполнялся только бегунами. Я никогда такого не видел. Все в кроссовках, спортивные. К конечной станции их всё больше, все стоят. Выходят, и ты выходишь в толпе. Я на Дворцовой площади до этого никогда сам не был – только когда маленький был, меня за руку водили. Толпа выводит меня, и я вижу всю Дворцовую площадь, полную людей, восходящее солнце… Потом бежишь по одному из красивейших городов мира, он перекрыт, тебя поддерживают, смотришь на все их памятники… Я понял, что это реально самая крутая из возможных пропаганд спорта и здорового образа жизни.
Я пообещал себе перед финишем, когда мне было тяжело – если добегу, то обязательно проведу что-нибудь подобное в Уфе. Это нужно Уфе. Я добежал, и это скреплённое, пусть не кровью, но большими усилиями обещание я уже не мог не исполнить. И уже нельзя это оставлять. Кто, если не мы? Если мы сейчас прекратим, то раньше, чем через несколько лет, никто их не начнёт проводить.
Раиль: Я, можно сказать, привёз велосипед из Европы: в прямом и переносном смысле. В 2009-ом году по студенческому обмену поехал в Германию, где мне в течение месяца довелось перемещаться только на велосипеде. Мне это очень понравилось. Это меняет сам город, и это меняет людей, которые используют велосипед в качестве транспорта. Во-первых, это эндорфин, который вырабатывается, когда немножко позанимаешься спортом. Во-вторых, чувство, знакомое всем из детства – это чувство полета. Сразу улыбка на лице, и если много людей занимается этим, то люди становятся дружелюбнее, и город становится дружелюбным. Это классно. Когда я вернулся, мне захотелось поделиться этим со всеми. Тогда День тысячи велосипедистов только зарождался, и самыми первыми проектами «ВелоУфы» были соревнования. Мне это было не очень близко, я понимал, что это не для всех. Потом начали появляться городские проекты, мы начали теребить власть, чтобы они строили транспортную инфраструктуру – велодороги, в первую очередь. Потом нашли такой формат, как День тысячи велосипедистов. Сейчас мы думаем, что велопарад – это разделяющая история. Мол, смотрите, мы все такие на велосипеде едем, а вы все подождете. А городской праздник – это другая история, это для всех. Приходите все, здесь всем будет интересно, попробуйте велосипед, если хотите.
Likes: Режим максимальной открытости. А у Вас, Влад, мероприятие требует подготовки.
Влад: У нас больше о спорте. Фестиваль ребят – о людях с активной позицией. У нас и о них тоже, но и о том, что нужно готовиться. Если мы возьмём положения любого спортивного мероприятия, везде написаны цели и задачи. Это пропаганда здорового образа жизни. Сейчас мы даём интервью на «Динамо», мимо нас проходят ребята в кимоно, у них турнир. Это тоже пропаганда здорового образа, но именно для этих мальчишек. Если мы зайдём в зал, мы не увидим кучу зрителей, потому что нет практически никакого информационного фона. И таких мероприятий сотни, тысячи. Когда мы говорим Администрации о наших бюджетах, они говорят нам: «Слушайте, мы в рамках этого бюджета все городские мероприятия закрываем». Тысячи мероприятий проходят за ту же цену, как и наше одно. Но они совершенно разные. Фишка в том, что человек, готовящийся пробежать даже 10 километров, уже начинает систематически готовиться заранее. Это и есть тот самый здоровый образ жизни. У него вырабатывается привычка вести здоровый образ жизни. И за период подготовки он убирает вредные привычки, начинает регулярно бегать, и это входит в обычный образ жизни. Это и есть пропаганда.
Это не то же самое, что человек бросил сигарету и разок пробежал. У него в жизни теперь есть спорт. Дальше – у нас много родителей бегает с детьми. Есть короткая дистанция, на которой родители бегут и держат детей за руку. С колясками. Плюс: в плохую погоду, если это прямо ливень, то соотношение болельщиков и участников где-то 1 к 0,8, если погода отличная – 1 к 2, 1 к 3. Потому что все знакомые приходят посмотреть на своего друга. По мнению кого-то, ненормального, ещё какого-то, но, тем не менее, выходят посмотреть. И вот они выходят и говорят: «Слушай, смотри. А вот он старше меня. Почему я не бегаю? А вот реально толстый чувак. Я вроде ничего, а он, смотри, борется, бежит, старается, а я в сторонке». У людей возникает такой диссонанс, и на следующий год они переходят из разряда болельщиков в разряд участников. Идёт система вовлечения. А ещё у нашего мероприятия информационный пакет на три с половиной миллиона рублей. Это значит, что процентов тридцать населения РБ так или иначе услышали о марафоне. Это мы о сотнях тысяч людей говорим. Это тоже играет свою роль, остаётся в сознании. Как показывает практика, у нас в первый год было 1600 человек, а в следующем году было уже 2700. Это тоже показатель.
Likes: То есть, у вас плановая концепция включения в спорт: увидел своими глазами, услышал в СМИ, а если решил участвовать, то это создаёт ответственность – не пробежать «от балды», а конкретно заниматься и работать?
Влад: Так и есть. Сейчас всё больше людей, у которых хотя бы один знакомый бегает, и они уже не смотрят на него как на ненормального, единственного. У них уже мысль: «А почему бы мне не попробовать?». Я в этом году уже встретил много людей, которые говорят: «Эх, мне бы надо когда-нибудь начать». Они уже не говорят в формате «фу, бег, на фиг время тратить». А уже держат в голове и ждут удобного случая.
Likes: Вы говорили, что если вы забросите организацию, никто этим долго не займётся. А вы видели до вас подобные мероприятия со стороны администрации города?
Влад: Самый последний марафон проходил в Уфе в 2009 году. Его сместили на Кашкадан. Люди бежали по кругу 1800. Там было, по-моему, 17 участников, из которых добежало 12. Помню, что последнего посадили в скорую. И большинство участников были пожилыми. Не было информподдержки. И всё. С этого момента ничего не было. Когда мы возрождали марафон, нам так и сказали: «У вас будут бежать 15 бабушек и дедушек. Куда ещё вам перекрывать улицы?».
В этом году мы запустили серию забегов. Первый прошел в Сибае, следующий будет в Благовещенске. Но у нас отменился забег в Стерлитамаке, который мы проводили в прошлом году. В этом году партнёра уже не было, но можно привлечь крупные городские предприятия, чтобы вместе провести. Они решили: «Нет, может, проведём в меньшем формате». И вот сейчас остаётся месяц до забега, который проводим не мы. Но никто из вас об этом не знает. И из бегунов об этом никто не знает. Там будет какой-то междусобойчик.
Likes: Для галочки.
Влад: Да. И увидим, какой будет от этого эффект. Да, город сэкономит, но порой лучше уж вообще пустить деньги на что-то более полезное. Будет пример.
Раиль: В Уфе День Тысячи велосипедистов стал прецедентом: Администрация разрешила перекрыть, или, как это в первый раз было, сопровождать колонну велосипедистов, и разрешили ехать по дороге! Это было что-то невообразимое. До этого никто не представлял велосипедистов на дороге – либо только на спортивной дистанции, либо во дворе катающихся с детьми. В этом плане День тысячи велосипедистов изменил сознание людей – человек может ездить по городу на велосипеде! И никто на него не будет показывать пальцем. До 2011 года ведь так и было. Просто, видимо, в Администрации не было людей, способных донести это позиционирование. Справедливости ради надо отметить, что идея и формат исходили от Спорткомитета Администрации. Это мероприятие было за 1000 дней до Олимпиады в Сочи. Зашла тема.
Likes: Мы говорили о бюджете на информационную поддержку. Я не говорю о цифрах, но на какие средства это всё делается? У вас есть спонсор?
Влад: Бюджет мероприятия этого года будет порядка десяти миллионов рублей. В них нет ни одной бюджетной копейки. Нам каждый раз Администрация хочет поставить в свою заслугу: «Мы же перекрываем дороги, у нас же в этот момент транспорт ездит, потери». Я называю это необходимым, но недостаточным условием. Потому что мы тоже перекрываем город не для того, чтобы пивной фестиваль провести. Город же тоже от этого немало получает. Затраты окупаются следующим образом: от 20 до 30% – взносы участников, и 70% – это работа со спонсорским пакетом. Спонсоров привлекать было тяжело. Это есть и сейчас, и также будет определённое время.
С первого года я сторонник «Win-win». Не так, чтобы «дайте нам, пожалуйста, 50 тысяч на призовой фонд». Был пример. Говорят: «Слушай, мероприятие классное, у меня там сын бежит. Я могу вам тысяч 50 дать». Мы в таких случаях деньги не брали. Во-первых, в формате первого года бюджет был порядка пяти миллионов, 50 тысяч – это такая растворяющаяся цифра. Во-вторых, за 50 тысяч я ему никакую «обратку» дать не могу. Вы нам дали, мы вам – представление по спонсорскому пакету ваших логотипов на футболках и так далее. Да, на данный момент непросто. Есть особенность проведения таких мероприятий в России, что от 30 до 100% закрывает государство. Стимул в 30% уже очень многое бы у нас решил. Но его пока нет. Мы полностью на свои. Из компаний: наш основный партнёр – это группа компаний «Гранель» (в Башкирии они представлены отелем «Sheraton», рестораном «Rossinsky», телеканалом «РБК») и компания «Аструм», у которой торговые комплексы по РБ. Также финансово участвуют «Бинбанк», автосалоны «Ауди», «Транстехсервис». Бегут такие компании, как «Сбербанк», «Башнефть» – большие взносы за бегущих участников. Участвовал комплекс «Территория 3000», сеть спортивных магазинов «Чемпион».
Раиль: Очень интересная, кстати, ситуация. У нас гораздо больше участников, но при этом бюджет гораздо скромнее. По сути, у нас фестиваль, которые горожане делают сами для себя. Поэтому в этом году стартовый бюджет у нас был около 5 миллионов, потом за счёт урезания некоторых позиций и бартера у нас бюджет стал около 2,5 миллионов. Про партнёров: «МТС», «Шкода», которая поддерживает нас с первого дня, «МЕГА». Ещё один очень важный партнёр – это компания «Кроношпан», с их помощью мы будем строить навигационные стенды и торговые платформы для «Ашмаркета». С некоторыми партнёрами переговоры ещё идут.
Likes: У вас на сайте среди партнёров указан ХК «Салават Юлаев».
Раиль: Они помогают нам с призовым фондом для пользователей приложения, ставят свою очень интересную площадку, и ещё с ними ведутся переговоры по ряду позиций.
Likes: Каким вы видите будущее своих проектов? Как вы хотите их улучшить?
Влад: Я перестану заниматься организацией уфимского марафона, когда на дистанции 42,2 км будет бежать 10 тысяч человек, и они будут бежать через весь город. Наша цель – постепенно увеличивая количество участников, увеличивать дистанцию круга. В 2020-2021 году мы бы хотели сделать круг на 21 километр и частично захватить проспект. Дальше: стартовав со стадиона «Нефтяник», пробежав по всему центру, до Машиностроителей и вернуться – это порядка 42 километров. Мы хотим выйти на такой уровень, когда на всех дистанциях бежит 30 тысяч человек, и марафон проходит через весь город в один круг. В Нью-Йорке бежит 50 тысяч человек, и только марафон – там нет другой дистанции. Её ограничивают. И когда будет критическая масса участников, мы ограничим их количество и будем создавать ажиотаж, тем самым повышать стартовые взносы, добавлять роль благотворительности. В Нью-Йорке часть слотов участников отдаётся в фонды, и те по завышенной цене их реализуют, привлекая средства на благотворительность. Путь понятен – он уже отработан на Западе. Нам остаётся только наращивать массы, повышать популярность.
Раиль: Надо сперва посмотреть, как пройдёт этот фестиваль, но мы определённо будем продолжать работу по улучшению города. Мы понимаем, что велосипедист – это не сферический конь в вакууме, и велодорожки тоже не существуют сами по себе. Должна создаваться в городе общая инфраструктура, чтобы пешему человеку было удобнее. Ну и затем – для людей, пользующихся велосипедами, роликами, лонгбордами. Потом – общественный транспорт. Должна в принципе поменяться парадигма восприятия города, которая должна гласить: «В городе Человек – царь».
Likes: Обратитесь к участникам своего мероприятия.
Раиль: У нас есть замечательный слоган: «Делай то, что любишь!». Приходите к нам на фестиваль, наслаждайтесь этим днём и тем, какой у нас прекрасный город, какие в нём происходят замечательные события.
Влад: У нас основной хэштег #Уфабежит. Хотелось бы всех людей, которые прочитают наше интервью, пригласить попробовать пробежать, а если сложно – посмотреть, как это делают другие. Это в любом случае вдохновляет. Не оставшись в стороне от нашего события, они потом не будут жалеть, что что-то пропустили. Начинайте готовиться уже прямо сейчас, и в сентябре всё получится.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.