Камиль Гизатулин
В Уфе для меня всё началось с вечеринок на ВДНХ – там был бар у Игоря Баринова, я дружил с его родственником, мы помогали в баре, ну и тусили. Потом был «Навигатор» (я им делал сайт), «Ночной город», «Чаша» и «ЧЕ» (для них я делал флаеры), ну и фотографировал мероприятия немного для «BAZAR» – было такое приложение для молодёжи в «Комсомольской правде».
Я работал в «Техно», занимался интернет-магазином и рекламой, и в июне 2004-го мне Ринат Габба предложил сделать вместе вечеринку в «ЧЕ»! Я договорился с владельцами клуба, мы работали на процент от входа. Сделали вечеринку «NEW YORK, NEW YORK», за ночь прошло около 1000 человек, огромная очередь на входе – всё было очень круто. После этого Рината взяли на работу в «ЧЕ!», и мы делали совместные вечеринки раз в месяц: привозили разных артистов, первыми сделали «Kazantip Afterparty» в Уфе с dj Kiriloff. Причём там была такая история – вечеринка была в субботу, а в пятницу в «ЧЕ!» играл Санчес при полупустом танцполе. В итоге мы собрали полный клуб и закрылись около 9-ти утра.
В 2005-ом пришлось полностью уйти в клубный бизнес, я стал арт-директором «ЧЕ!», потом были клубы «Пульс», «Чаша», ну и, конечно же, «Rise». Вообще 2005-2015 – это были золотые годы для клубов, появились спонсорские бюджеты и возможность привозить «дорогих» артистов. Мы смогли привезти тех звёзд, о выступлении в Уфе которых раньше и не мечтали – Hernan Cattaneo, James Zabiela, Sasha, John Digweed.
Раньше было модно ходить в клубы, сейчас модно ходить на фитнес. Скорее всего, проблема в том, что нет качественного предложения. В Уфе сейчас нет ни одного клуба с хорошей электронной музыкой. Одна из главных проблем – это экономически невыгодно. Если посмотреть на Европу, то там основной контингент в клубах – взрослые люди, они выросли на клубной культуре, а у нас это молодёжь, которая приходит в клуб не ради музыки, а ради «тусовки». Из-за огромного разнообразия музыкального материала люди стали меньше ценить качественную музыку.
Дмитрий Маневич
Первые дискотеки, на которых я побывал, были в 1979 г. организованы в УАИ штатными сотрудниками кафедры ТСО, где моя старшая сестра Ольга работала лаборантом. ТСО – это технические средства обучения, и, естественно, там крутились все, кто интересовался музыкой. Все эти вечеринки проходили в формате посиделок с чаем и лёгкой выпечкой, на которых рассказывалось о современной музыке, и после образовательной части «пипл» переходил к танцам. Всё проводилось силами энтузиастов и за их счёт. Институт предоставлял только место и аппарат.
Следующая точка – «Дебют» во Дворце спорта. Примерно с 1981 года там проводили «дискачи» примерно в том же формате, что и сейчас в клубах. Около 50 человек посетителей. Обязательно – представители местных «братков», менты в штатском, мажоры и простые модники. Музыка – конечно, советские продвинутые ансамбли и немного западных. В те же годы открыли коктейль-бар «Джайляу» на Айской. Место сразу стало культовым. Интерьер был богато украшен в этническом духе, столики стояли в юртах, накрытых шкурами, а в баре смешивали коктейли. Кроме того, в «Джайляу» была установлена полуавтоматическая линия приготовления кофе.
Музыка там была в основном самая современная западная. Попса, рок и электронная. Шевчук написал песню «Открылся в Уфе новый бар» про бар в «Акбузате». Новостройка, и этим всё сказано. В то время это были выселки, и по доброй воле туда попадать не стоило. Таким образом, сенсацией он не стал. Главной чертой всех заведений до середины 90-х было то, что никому не приходило в голову форматировать музыку. Игрались все хиты, и приходили все люди. Это позволяло сохранять наполняемость и разнообразие музыки и, что для меня гораздо важнее, посетителей. Клубы объединяли и развивали тех, кому это было интересно.
С конца 90-х начались рейвы с только электронной музыкой, и клубы всё больше стали превращаться в кружки-секты с тайными ритуалами и шаманами. Тайной они ни для кого не были, что выглядело довольно глупо и опасно для малолеток и просто чистых людей. Рейды ментов ситуацию не меняли и выглядели просто как инструмент конкуренции. С тех пор к дискотекам я стал относиться не как к месту, где музыка, а как к месту, где можно выпить и пообщаться. Музыкальный рай был утерян, и дальнейшая история клубов для меня выглядит как история падения.
Альберт Саттаров
«Эпоха Танцев» для меня началась с 1987 года. Я поступил в Нефтяной институт и начал там «диджействовать». Кассеты, катушки. Затем (в 1995 году) начал работу на радио и стал более серьёзно вникать в современную музыку, открыл собственное радио-шоу о танцевальной музыке. Начал экспериментировать с винилом, одновременно с этим познакомился с первыми практикующими диджеями Уфы – Ёж, Ваня, Володя COOL. Чуть позже появились Север, Илья.
Первый электронный рейв в Уфе был организован на старом ВДНХ в 1-ом павильоне в 1996 году. Назывался он «Птюч-МэйДэй-транзит», мы привезли тогда Компасса-Врубеля и Зорькина. Много было шума! Потом всё уже стало организовываться более регулярно.
В 1997 году появился «Динамик». Собственно, этот клуб и положил по большому счёту начало моде на электронный саунд в Уфе. Первый лейбл, который я для себя открыл – «LOW Spirit», «Ministry of Sound», «Vandit»... были и другие потом, но эти я узнал первыми.
Мои личные выводы об эпохи танцев... Раньше, мне кажется, больше придавали значения электронной музыке как таковой, она была новым чем-то... Ходили на диджеев именно чтобы послушать музыку. Сейчас всё по-другому, трудно назвать настоящее время «Танцевальной эпохой». Скорее, эпоха гаджетов. Я скучаю по тем временам – они были более честными и искренними по отношению к музыке и тем, кто ей служит и любит её. Ну а танцы, они были и всегда будут, просто немного другие.
Илья Тюрин
Моя «Эпоха Танцев» началась в 2002 году в Москве после развода родителей. Перебравшись из Уфы, отец открывает ночной клуб на севере столицы. В свои 12 лет я буквально поселяюсь в этом заведении и познаю новый мир. Главное в нём – МУЗЫКА!
Уфа. Гладил «Пульс», спал в «Бора-Бора», оставил два мобильника и печень в «Правде». Клубная мекка была в «ЗАТОНЕ»! А ещё «Musicus», «Шаляпин», «Гнездо», «Rise», «Дом № 50», «Rio» и танцы-танцы-танцы. Это было время настоящих диджеев. Они играли музыку по своему вкусу, а не по формату заведения. На вечеринку ехали за новыми ощущениями, а не для того, чтобы устроить свою личную жизнь.
Сейчас всё изменилось. Прежние «тусовки» случаются раз в месяц, если повезёт. Музыка ушла на второй план, принципов становится всё меньше. Из колонок звучат треки, под которые люди активно тратят деньги и пьянеют. Всё обрело коммерческий облик, но потеряло лицо...
Может, после просмотра этого фильма люди снова захотят веселиться без границ?
Ринат Габба
Как всё начиналось в Уфе, я, конечно, не помню – тогда я был слишком юн, и на рейвы меня не пускали мама с папой. Первая вечеринка, которую посетил осознанно, была «Рейв-Маёвка». Это был май 96-го, играли Алекс и Ваня (но это не точно), а проходило всё в «стекляшке» с игровыми автоматами в Парке Якутова. Примерно полдня пришлось добираться с Инорса на перекладных, ещё несколько часов мы с приятелем ожидали начала, проиграв в видеоигры добрую половину из наших и без того скудных запасов наличности. Но когда, наконец, закончился монтаж оборудования, и стали «обилечивать» да впускать рейверов, я почувствовал себя дико неуютно. Как мне казалось, все были старше меня раза в два. Тринадцатилетний я откровенно струсил и укатил догуливать вечер в уютный и понятный черниковский двор своей бабушки. Так себе начало эпохи танцев для меня было.
Затем я несколько раз пытался вырваться на большие рейвы в ВДНХ, но тоже мимо. Родители не отпустили ни на «Компаса Врубеля», ни на «Радиотранс». Даже «Вспышку Prodigy» и концерт MoDo они забанили. В общем, будучи подростком, я был тусовщиком-теоретиком. Информация черпалась из «Птюча», телеканала «VIVA», из редких годных радиоэфиров и от старшего соседа (который в те годы тусил в «Puppet House», «Naza»).
«Эпоха Танцев» никуда не прошла, да и не пройдёт никогда. Лично мои выводы максимально просты:
– Всё самое крутое происходит здесь и сейчас.
– Перманентно брюзжать о том, как же круто было в 90-х, 00-х , 5 лет тому назад – последнее дело.
– «Хейтить» за музыкальное инакомыслие, а что ещё хуже, «хейтить» молодёжь за их «не такой, как в нашей юности звук и «бессмысленный клаудрэп»» – глупо.
– Оставаться верным себе и не метаться из стороны в сторону – круто (отдельные респекты Айрату Гильманову и Диме Левченко).
– Добрее надо быть.
«Эпоху Танцев» необходимо смотреть только в том случае, если ты входишь примерно в 0,01 % населения Уфы, которым вся эта история про историю танцев под диск-жокеев небезразлична. Из плюсов фильма – действительно редкие документальные кадры, интересные респонденты и саундтрек. Из минусов – нарочитая «вестбамомания» и слабое раскрытие темы зарождения именно российского рейва (хотя именно о нём в последнее время не писал только ленивый). Пользуясь случаем, хочу поделиться своей пятёркой любимых книг про историю электронной музыки, рейва и всего такого. Enjoy!
Топ-5 книг от Рината Габбы:
«Last Night a DJ Saved My Life» (Bill Brewster, Frank Broughton)
«Altered State: The Story of Ecstasy Culture and Acid House» (Matthew Collin)
«Музпросвет» (Андрей Горохов)
«Electrochoc» (Laurent Garnier, David Brun-Lambert)
«Корпорация счастья: история российского рейва» (Алексей Хаас)
Бахтиер Ахмедов
На вечеринках и в электронной культуре меня всегда интересовала больше сама музыка, чем всё, что происходило вокруг и около неё. У меня всё началось с клубов «ЧЕ», «Чаша», первого фестиваля «Electroleto» на Кашкадане, «КаZантипские «Майовки»» в «Огнях Уфы», андеграундные вечеринки в «Musicus Bar» и пр. Время, когда так называемого «клаббера» можно было отличить по внешнему виду и аксессуарам. Время, когда у магазина «Синтетика» можно было не только узнать много нового о музыке, но и получить заветные флаеры на все топовые вечеринки города!
Мои выводы об «Эпохе Танцев»:
– Я верю, что эпоха не прошла, она лишь замедлила бег и сейчас «оглядывается» вокруг, дабы оценить всё происходящее.
– Тем, кто застал эту эпоху, безусловно, повезло.
– Люди быстро пресытились. Много факторов: площадки баловали публику, при этом особо с ней не работая; интернет повлиял; всего стало просто МНОГО.
– Нужно быть готовым к тому, что нескоро наступит рай для «тусовщиков». И рай этот нужно каждому создавать самому внутри себя, в первую очередь. Всё как с женским оргазмом, который сначала случается в голове, а затем проявляется «снаружи».
– Будущее электронной сцены за коллаборациями, особенно за пределами двух столиц. И тут промо-группам и организаторам нужно быть смелее, потому что ждать помощи и поддержки не от кого и неоткуда.
– Сейчас люди по большей части не умеют танцевать. Танец должен начинаться в душе/сердце. Раньше с этим было лучше.
– Русский «авось» и гонка за прибылью привели электронную сцену к «едальням», караоке-барам и кальянным. Тут мнения бизнесменов и музыкальных адептов, к сожалению, расходятся.
– Нужно ценить, что имеем, и не лениться прикладывать усилия для сохранения/преумножения.
«Эпоху Танцев» надо смотреть хотя бы для того, чтобы понимать, что не на пустом месте всё, что мы имели, появилось. Был вложен колоссальный труд, да ещё и во времена СССР, где даже «секса не было»!
Илья Уразметов
Очень сложно не свалиться в ответ «про себя», про то, как начиналось для тебя конкретно, и я постараюсь говорить о том, как это было на уровне всего города.
Я носил магнитофон на школьные дискотеки, всегда был в плеере, ставил свои кассеты и очень благодарен своему отцу, который с раннего детства просто насильно пичкал меня суперкачественной музыкой (что естественно, мне тогда это не нравилось!). И тогда я начал «поиск» – будучи в Москве или Санкт-Петербурге, я обязательно старался купить кассеты, а потом и в Уфе появилась пара точек, где можно было присмотреть интересную музыку на кассетах и компакт-дисках. Это книжный магазин «БУКИНИСТ» на углу Ленина и Революционной, где сейчас кофейня «Кумпана», а второй киоск был в Доме Актёра. Вообще, как ни странно это может прозвучать, но, скорее всего, тогда наш вкус формировали «пираты», которые находили, как потом выяснилось, очень достойные релизы. Например, в Доме Актёра я приобрел на кассете(!) на тот момент только вышедший легендарный альбом «The Timewriter» – «Jigsaw Pieces» (1998).
Ну а потом, в 10 классе, мы с Русланом Aboo стали копить на собственные «вертушки», которые потом и купили у dj Ежа (Alberto Gaudi), поставили у меня в комнате и стали играть для себя 36 пластинок. Собственно, с того момента и началось… пришёл винил, и мы стали настоящими диджеями. Ещё в школе мы могли закрыться у меня или у Руслана дома и играть-играть-играть. Кажется, в первые полгода я проводил у вертушек по 5-8 часов каждый день, мы реально «болели» этим.
Клубов тогда в Уфе не было. Насколько я понимаю, тогда даже работать ночью нельзя было, но потом кто-то из администрации разрешил проводить до 5-ти утра и в ДК Авангард, в Доме Кукол («Puppet House»), а чуть позднее в к/т «Родина» открыли ночные дискотеки, где играли великолепные ди-джеи Ваня, Cool, Alex и, конечно, наш первый dj Ёж. Ещё была радиостанция «СУПЕР-ВОЛНА» (103,5), где работал Dj ALEX, и у них с Романом (Пу Юнг) была ночная программа про электронную музыку. Они находились на старом ВДНХ, и там проводили очень большие рейвы. До сих пор не понимаю, как это было возможно, но однажды там играли Dj Groove, группа «Radiotrance» и очень известный проект из Германии – «MO-DО» на одной вечеринке. На ВДНХ собиралось по несколько тысяч(!) человек. Вот в этих местах зарождалось движение, «тусовка» – это и были предшественники настоящих ночных клубов и опен-эйров.
Ну а потом открылся клуб «ДИНАМИК», и это был просто переворот в сознании. Впервые дискотека была не в помещении столовых, каких-то холлах или на ВДНХ, а в специально выстроенном для этого помещении, где была длинная барная стойка, куда купили новые вертушки «Techniks 1210mkII», написали во флаере слова «face control» и стали возить московских диджеев, но это уже совсем другая история. В общем, если говорить про самое начало – это и есть те места, которые я считаю знаковыми.
Мои выводы об «Эпохе Танцев»:
– Нет ничего невозможного!
– Эта музыка всё-таки стала популярной.
– DJ – это стиль жизни. И если ты умеешь играть музыку, которая «прёт» тебя, значит, это понравится людям! Не умеешь – не лезь!
– Профессионализм в клубной сфере – это вложения в имидж. А это значит – не всегда смотреть в кассу, и только так это работает!
– Клуб – это вам не ресторан!
– Качественная музыка всегда «качает»!
– МР3, как и наркотики – ЗЛО!
– Винил – это всегда самый лучший звук!
– Каждое десятилетие приносит с собой новую субкультуру и музыку, но вот уже 17-й год, а ничего абсолютно нового не пришло.
– Это было круто!
Марат Татурас
Для меня эпоха танцев началась в клубе «Динамик» где-то в 1996 году. После тусовки на «Пентагоне».
Танцевал под Speed Garage. Ходил в клуб сначала один. Родителям говорил, что у тети ночую, а с ней договаривался как-то по-свойски… Помню, как стеснялся танцевать. Лет мне было, наверное, 14-15.
Был клуб «Атмосфера» в «Гостинке». Там мы с Димой Молодцовым уже выступали. Действо называлось Taturas Peep Show. Я играл (внимание!!!) на маримбе под минуса, сделанные на студии «Муха». Я уже тогда начинал делать электронную музыку. А Дима задвигал эротические тексты томным голосом.
Была эпоха танцев в клубе «Ночной Город». Я жил у Севера в студии и ходил в клубные дни по клубу в тапочках, с грязными волосами и в засаленных одеждах - Музыкой занимался. Написал, кстати, тогда пару очень удачных композиций.
Одну из них посвятил девушке, которую называл Солнце. И презентовал эту композицию в разгар клубной ночи. Наверное, ее поставил Джинн по моей просьбе. Было очень романтично. Там были строчки «Я хочу тебя…. Солнце» в самый ответственный момент после зависона, перед второй частью композиции.
С Севером мы хорошо поработали. Он собрал отличную студию, мы изучали синтезаторы и как их все вместе заставить играть. Потом я решил делать свой лайв. На первый лайв я привез домашний компьютер. Это была туса на карьере, которая закончилась поножовщиной.
Второй лайв я играл на теплоходе, который делал Габба. Играли мы с Сашей Шуралеем из Via Chappa. У меня уже была куча всяких грувбоксов и синтов. Приезжала моя первая любовь, которая около 10 лет прожила в Германии. Послушав наш лайв, она сказала, что у них «там» музыка повеселее… Я не обиделся, это был стимул к действию.
В итоге в 2001-2002 году я собрал свою студию, начал делать радио рекламу и проект «The Crazy Little Heads» с Сашей Солуяном. Проект для Уфы выдался удачным.
Отыграли мы почти во всех клубах Уфы. На Новый год в старой «Чаше» как-то играли, весело было и очень андеграундно. Даже Вавилов (Vavinchi) нас приглашал в Москву выступать. Выпустили диски, которые продавал Андрей Андреич и Незнайка вместе с дисками Дигвида, Саши, Глобал Андеграунд и Naked Music. Вот один из треков.
Я в тот период написал трек, который недавно был издан на виниле, а в этом году выпущен на европейском сборнике. Долгоиграющая композиция вышла…
В этот период активно кипела «Чаша», та самая, первая, где я, бывало, играл на перкуссии, но людской пот был такой концентрации, что кожа на бонгах и конгах растягивалась катастрофически. Это был отдельный период, который перевернул клубную жизнь в Уфе и сделал ее поистине настоящей…
Избранные, которые туда попадали, понимали, что такое реальная жаркая тусовка. Жутко модная и распущенная. Афтепати могли затягиваться еще на пару-тройку дней. А там уж и до пятницы отоспаться и снова во все тяжкие… Фотографий у меня толком не сохранилось. «Геометрией» еще и не пахло. Да и снимать то, что там творилось, было нельзя…
Моя собственная студия, которая находилась в коридорах клуба «ЧЕ!», наверное, для кого-то и была «местом силы», для меня это была уже площадка старта в столицу. Клуб «ЧЕ!» с самого начала стал претенциозным местом. Нас, DJ Илью, Исаева и меня, пригласили как «ветеранов» клубной жизни Уфы. По крайней мере, я таковым себя считал. Хоть и жизнь в этом клубе кипела, после «Чаши», «Деборкадера» и закрытых вечеринок уральского бомонда это была конъюнктурная попса…
Сегодняшнюю Уфу я несильно знаю. Так как жил в Москве с 2004 года. По тем отрывкам инфы и редким посещениям мероприятий могу сказать, что клубная жизнь в Уфе глянцевая, картонная стала. Единственное, что порадовало, это тусовки в пространстве «Лампа». По-моему, там было весело. Наверное, дело во времени. Мы жили в период смены эпох, когда все было в новинку. Не было толком музыки, не так мы разбирались в стилях. Не приезжал к нам Дигвид и прочие мировые звезды. Но мы впитывали ту атмосферу на пластинках, как саму музыку, так и то, что было на их обложках… А на обложках чего только не было…
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.