Можно смело заявлять – Уфа переживает невиданный театральный бум. А сегодня началась и она - театральная весна! С 20 по 26 апреля будет показано 15 спектаклей, проведено два семинара, одна читка и один Круглый стол в рамках фестиваля «Театральная весна». Зухра Буракаева, заядлый театрал, рассказывает, на что стоит сходить этой «весной».
Как правило, этот фестиваль имеет сверхзадачу – себя показать и на других посмотреть. И получить призы, конечно же. Жюри строгое, председатель – известный московский критик Валентина Федорова. Знакома с ней по семинарам Центра современной режиссуры и драматургии – всегда объективна, бескопромиссна к бездарному, прекрасно знающая наши театры и национальную драматургию: Валентина Борисовна приезжает в республику долгие годы, принимала участие в драматургических семинарах прошлых лет, на ее глазах драматурги республики из начинающих превращаются в настоящих.
Сначала чуток о грустном. Я не знаю, по каким критериям отбирали спектакли на фестиваль, но мне в программе – внеконкурсной - не хватило яркого, альтернативного пятнышка профессионального частного театра The ТЕАТР – у них столько любопытных постановок! Хотелось бы увидеть в программе резонансные студенческие спектакли, скажем, и экспериментальный спектакль «Медея. Коллаж» режиссера Руслана Абрарова. Странно, что нет в программе и нашумевшей, получившей хорошую оценку театральных критиков Уфы и Москвы лабораторную работу молодых режиссеров и группы драматургов под руководством известного российского режиссера, нашего земляка Искандера Сакаева, и известного российского драматурга из Стерлитамака Владима Жеребцова «Песнь о Трое. Здесь и сейчас» Центра современной режиссуры и драматургии. Говорят, что нет национальной драматургии – так вот там целых четыре национальных драматурга под руководством пятого! К тому же фестиваль это, прежде всего, путеводитель по всему театральному миру, для приезжих коллективов в том числе. Им бы совсем не помешало вдохнуть полной грудью столичного воздуха… Не увидела я в программе и новый интереснейший кукольный спектакль для взрослых «Тысяча и одна ночь». Чай, не каждый день ставят кукольные спектакли для взрослых…
Но вернемся в реальность. Условно разделим спектакли по возрастным категориям.
Если вы перед долгим дачным сезоном решили устроить своим пожилым башкирским и татарским родителям, бабушке с дедушкой поход в театр, то, конечно же, прямая дорога вам в Сибайский театр на драматическую постановку «Йәнкиҫәк» по одноименной повести Т. Кильмухаметова. Трогательно, все четко и ясно, родители вспомнили своих родителей в послевоенное время и прослезились. Любите посмеяться? Тогда вам в татарский театр «Нур» на бессмертную классику – новую постановку музыкальной комедии «Башмачки» Х. Ибрагимова. Хвалят.
Можете и в Молодежку заглянуть на старый спектакль с таким же названием «Старые женихи, или Сват Шомбай». Почему руководство Молодежки решило поставить этот спектакль – загадка. У них недавно отгремели две яркие музыкальные комедии «Было бы денег мешок…» М. Багаева и «Ханума» А. Цагарели. Странное решение…
Если вы молодой, жаждущий понять современные тенденции столичных театров, рекомендую две постановки: «Три сестры» А. Чехова, только что «из печи» Молодежки, и «Навстречу мечте» А. Баймухаметова и А. Ишбулдиной, уже параллельно ставящийся на сцене бурятского театра. Умному юноше или девушке рекомендую сходить на лекцию «Современный театр» московского критика Алексея Киселева (25 апреля, в 14.00, в Доме Актера). Современные критики – это не боты в очках, бубнящих скучные термины. Критики нынче улыбчивые, эрудированные, насмотренные и очень остроумные люди, умеющие держать аудиторию не меньше, чем критикуемые ими актеры, и рассказывают то, что вы нигде не прочитаете и не узнаете.
Из не заявленных в официальной программке – событие, на которое также стоит попасть любителям театра, будущим и настоящим драматургам, а также всем, кто жаждет новых культурных ощущений – читка пьесы Олжаса Жанайдарова «Френдзона». Режиссер читки Айрат Абушахманов, который открыл для нас этого молодого автора постановкой его пьесы «Джут».
24 апреля - детский день. Утром вы бежите с детьми в театр «Нур», где Сибайское концертно-театральное объединение представит башкирскую сказку «Лиса-сирота», а вечером в семь уже поднимаетесь на более высшую ступень мифологического восприятия мира и смотрите спектакль по башкирскому эпосу «Урал-батыр» Театра кукол в инсценировке В. Аношкина.
Башкирский эпос также будет представлен и в Русском драматическом. Рок-оперу «Акбузат» переименовали в неудобоваримое «Белый конь. Златая птица (Акбузат)», видимо, чтоб не путали со стадионом. Несмотря на активное участие А. Кортнева и хорошие голоса, рок-опера не стала культовой, волосатая молодежь с пирсингом не скупает билеты и не устраивает после просмотра башкирскую борьбу «куреш», но сама постановка, тем не менее, стала одной из самых обсуждаемых в соцсетях, вызвала много споров. Так что смотрите и обсуждайте.
Для философски настроенных рекомендую новую постановку-фантасмагорию «Люди на том берегу» писателя, драматурга Мунира Кунафина. Мунир – это такая глыба нашей литературы, пока еще скрытая за туманами, но уже дуют ветра и уже не скрыть все дарование этого скромного редактора молодежного башкирского журнала «Шонкар». Уверена, что стерлитамакцы достойно поставили как всегда многозначное, богатое на символы и образы произведение Мунира.
Радует, что включили во внеконкурсную программу спектакль-вербатим «Наши». Вербатим – это документальный театр. Так вот в рамках Гранта главы региона, Центр в августе прошлого года посетил башкирские деревни в разных районах. В экспедиции были и студентки УГАИ им. З. Исмагилова с педагогом, режиссером спектакля Риммой Харисовой. По впечатлениям от этой экспедиции и создано локальное, необычное действо, рассказывающее, что стоит за веселыми песнями и плясками бабушек из фольклорного ансамбля. Такие они узнаваемые, родные, наши…
Обо всем не расскажешь, увы. Лично меня в программке привлекает неизвестная для меня трагикомедия Флорида Булякова «Дело святое», поставленная московский театральным музеем (!) им. А. Бахрушина на Малой сцене Башдрамтеатра им. М. Гафури.
А если честно, мне, как заядлому театралу, и смотреть нечего. Почти все спектакли минимум пятилетней давности. Из свежих только «Земляки» М. Карима сегодня на открытии (Салаватский театр) и постановка из Стерлитамака. Видимо, организаторы решили, что весной все старое смотрится по-новому. Но это, увы, не так...