На Likes.ru – настоящая неделя драмы. В понедельник Дамир Габбасов представил топ-5 спектаклей Уфы, которые должен посмотреть каждый. А сегодня мы выясняем, в каких уфимских театрах ставят классику, и можно ли не заскучать на пьесах из школьных хрестоматий. Программа-максимум: найти спектакли с огнём и душой. Программа-минимум: не заснуть. Под прицелом – совсем свеженькая, с пылу с жару премьера в Молодёжном и уже в прямом смысле показавшие себя постановки Русского и Башкирского драмтеатров.
«Три сестры» в Молодёжном театре: об Уфе и уфимцах
Буквально несколько дней назад Молодёжный театр представил уфимским зрителям пьесу про нас самих. Провинциальный город, прекрасные люди и их мечты о лучшей жизни. И что с того, что Чехов описал эту коллизию больше ста лет назад? Философия одного из главных героев, Вершинина, почти полностью передаёт мысли «уфимского Фейсбука», который борется с лужами, ждёт онлайн-трансляций из мэрии и радуется «Дизайн-маркетам».
«Мне кажется, нет и не может быть такого скучного и унылого города, в котором был бы не нужен умный, образованный человек, – говорит Вершинин. – Допустим, что среди ста тысяч населения этого города, конечно, отсталого и грубого, таких, как вы, только три. Само собою разумеется, вам не победить окружающей вас тёмной массы; в течение вашей жизни мало-помалу вы должны будете уступить и затеряться в стотысячной толпе, вас заглушит жизнь, но всё же вы не исчезнете, не останетесь без влияния; таких, как вы, после вас явится уже, быть может, шесть, потом двенадцать и так далее, пока наконец такие, как вы, не станут большинством».
Эта актуальная, пусть и прекраснодушная мысль звучит ещё острее на фоне небольших драм и огромных трагедий обычной человеческой жизни. Умные мужчины влюбляются в мещанок, лучшие люди в твоём окружении уезжают, у сестёр не складывается личная жизнь, бесконечная работа убивает прекрасные порывы души… Можно оспаривать некоторые решения постановщиков (а «по чесноку» одно – эстетские металлические листы в оформлении сцены), но рассказать нам о нас самих им более чем удалось.
И, конечно, нельзя умолчать о занятых в постановке актёрах. Цельная Ольга (Лада Николаева), жёсткая и пылкая Маша (Светлана Бронникова), полная надежд Ирина (Юлия Абрамова), трогательный нелепый муж Маши (Азат Маликов), благородный Тузенбах (Евгений Лопатин) и другие персонажи к концу спектакля становятся зрителям родными людьми. Даже в эпизодических персонажей, офицеров Федотика и Родэ, ничего не стоит влюбиться! Так изящно вальсируют и отдают честь Дмитрий Гусев и Рамзиль Сальманов! Как итог после спектакля хочется всех обнять, попить заваренного няней чаю и посмеяться с сёстрами Прозоровыми над странными перипетиями судьбы.
«Бесприданница» в Башдраме: man's man's man's world
В России, наверно, нет человека, который не знает сюжет «Бесприданницы» Островского. Если не одолел историю любви красавицы Ларисы Дмитриевны и прокутившегося барина Паратова в школе, то уж «Жестокий романс» краем глаза да видел. Поэтому от такого сильного театра, как Башкирский драматический, уверенно ждёшь свежего прочтения пьесы и готовишься к сильным эмоциям.
Отличная находка у постановщиков действительно имелась: уфимская «Бесприданница» должна была стать мюзиклом. Отсюда и отсылки к эпохе джаза в оформлении и костюмах, и эффектные танцевальные номера в начале и в конце спектакля. И прямо печаль-печаль-огорчение, что в итоге от идеи с мюзиклом отказались и представили зрителям практически классическую версию пьесы.
Ну что за радость смотреть, как Азамат Гафаров в роли Паратова «косплеит» Никиту Михалкова? Или как Лариса Дмитриевна убивается по нему не больше, чем юная студентка по старшекурснику? А вот во время редких танцев максимально остро ощущаешь основной посыл пьесы: это мир расчётливых сильных мужчин, их продуманных сделок и отброшенных людей-игрушек. Мужчины-актёры, от «лакеев» до исполнителей главных ролей, взлетают над сценой, и ты чувствуешь их страсть и энергетику.
Если вы доброжелательный зритель, то увидите в этом спектакле и другие достоинства. Тоненькая Лариса Дмитриевна будет изящно замирать на сцене, превращая её в настоящую картину. Харита Игнатьевна – удивлять нарядами (художник-постановщик Альберт Нестеров – one love, конечно). А ведь есть ещё остро поданные мысли самого Островского о хищном обаянии силы и стыде за других. Глаз не можешь отвести от фактурного Вожеватого, бессильно морщишься при виде вульгарной тетки Карандышева. Но, увы и ах, всё остальное время тоскуешь, что у Башдрама не вышел мюзикл.
«Преступление и наказание» в Русдраме: чистый изумруд
Высокие цилиндры и картузы, сюртуки и изумрудные галстуки, фонари и плывущий над каналами туман. В 2015 году спектакль Русдрама по «Преступлению и наказанию» казался настоящим совершенством. Здесь нет провинциализма, заигрывания с современностью, проблем с бюджетом, слабых актёров. А самое главное – весь дух сложнейшего романа передан всего в двух насыщенных действиях.
Спустя два года «Преступление и наказание» по-прежнему собирает полный зал. Диалог Мармеладова, которого играет Олег Шумилов, вынимает из тебя душеньку. В надёжном и толковом Разумихине (Вячеслав Виноградов) видишь воина света, который отстоит свою Дунечку у всех Лужиных и Свидригайловых мира. Порфирий Петрович (Тимур Гарипов) кутается в бирюзовый халат и твердо ведёт Раскольникова к признанию.
Но, что скрывать, на идеальном полотне спектакля появились и заплаты. «Незаменимых людей у нас нет» – это не про театр. Первая потеря потерь – это Рустем Гайсин в роли Свидригайлова. Рустема сменил талантливый, интеллигентнейший Николай Рихтер, и в итоге в спектакле появился совсем иной персонаж. Будем честны, харизматичный и томящийся герой Гайсина был всё-таки в разы выразительнее.
Ужасно не хватает и Артёма Аглиулина в роли Заметова! При своём безупречном внешнем виде он превращался в настоящий кошмар Родиона Раскольникова – и зрителей. Даже в сценах, где было задействовано сразу несколько талантливых актёров, от силуэта Артёма невозможно было отвести глаз. Увы, его замена в лице Сергея Пахомова несколько слабее.
Тем не менее, подготовленный к сложной постановке зритель получит от «Преступления и наказания» большое удовольствие. А один из выводов спектакля (наказ изо всех сил держаться за эту сложную и прекрасную жизнь от Порфирия Петровича) может подытожить весь наш обзор.