Топ-5 уфимских спектаклей, которые должен увидеть каждый
Читать полностью
Топ-5 уфимских спектаклей, которые должен увидеть каждый
4775
17 АПРЕЛЯ
Автор: Дамир Габбасов
Дамир Габбасов - один из тех городских сумасшедших, который удивляет своих земляков необычным хобби. Его давним увлечением является театр, он именно тот, кто посетил абсолютно все спектакли в Уфе, исключая постановки Театра оперы и балета из-за любви к драматургии. Мы попросили его написать самый честный и неподкупный обзор, в котором он перечислил лучшие постановки Уфы на данный момент.
1. НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ
Башдрам, режиссер Ильсур Казакбаев. Премьера состоялась весной 2016 года. Художник-постановщик: Альберт Нестеров. Композитор: Ильшат Яхин. Жанр: негероическая повесть. Спектакль поставлен по очень популярной повести молодого башкирского писателя Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама» о жизни детей-сирот в детдоме. Инсценировки написала уфимский драматург Ангиза Ишбулдина.
Многие сознательно не посещают этот спектакль или же не могут повторно прийти на него, как бы ни понравилась постановка, потому что для них эта тема (детей-сирот, детдома, смерти родителей) очень тяжелая. Но я рад, что в обойме репертуара Башдрама появился этот спектакль. Во-первых, потому что я сам могу на него ходить много раз, во-вторых, могу смело отправлять на него своих друзей, рекомендовать для просмотра другим. Спектакль очень душевный, органичный и правдивый. Достойная постановка. Я бы особо выделил в ней: сильные актерские работы (особенно Урала Аминева и Артура Кабирова), режиссуру и музыку. Однозначно нужно идти. Несмотря не героичность персонажей и драматичность сюжета, эта работа оставляет надежду и веру в будущее, на осуществление своей мечты.
2. ДЖУТ
Башдрам, режиссер Айрат Абушахманов. Премьера состоялась осенью 2015 года. Художник-постановщик: Альберт Нестеров. Композитор: Ильшат Яхин. Жанр: драма. По пьесе молодого российского драматурга казахского происхождения Олжаса Жанайдарова.
«Джут» поднимает тему голода 30-х годов ХХ века в Казахстане. Дословно он так и переводится на русский - ГОЛОД, а на башкирский – ЙОТ. Хочу сначала обратить внимание на автора пьесы. Читал несколько его пьес. Повествуя, например, о жизни современных казахов, он умело рассказывает об истории казахов, об их быте, культуре и менталитете. Было бы круто, если бы в Башкортостане появился такой драматург, который так же хорошо писал про башкир, про наш город, республику, менталитет, про наши с вами местные чаяния и мечты. Это пошло бы на пользу всему театральному движению республики.
Единственное, о чем я пожалел после первого просмотра: «Зачем я заранее прочитал пьесу?» Поэтому всем, кто еще не смотрел этот спектакль, я советую не читать пьесу, а сразу идти в театр и смотреть. Эффект будет намного сильнее. Сам я настолько сильно ждал премьеру этой работы, что нашел в интернете пьесу, прочитал его, проанализировал, кто какую роль смог бы сыграть в этом спектакле: из пяти героев правильно угадал четыре. Так совпало, что я читал произведения Мажита Гафури и Ралиса Уразгулова про голод в Башкортостане в начале ХХ века. Позже и актеры обратили внимание на них при работе над постановкой. Когда начинаешь смотреть этот спектакль заново, каждый раз понимаешь «какой же он все-таки классный». Основными сильными сторонами постановки назову сюжет и актерские работы (например, Риммы Кагармановой и Хурматуллы Утяшева). Эта работа о настоящей, искренней и большой любви; о том, как остаться человеком в ситуации, когда тебя могут спасти только животные инстинкты; о том, насколько далеко ты можешь зайти ради любви и на какие жертвы готов пойти ради нее.
3. ЧЕРНОЛИКИЕ
Башдрам, режиссер Айрат Абушахманов. Премьера состоялась осенью 2014 года. Художник-постановщик: Альберт Нестеров. Композитор: Ильшат Яхин. Жанр: драма По повести Мажита Гафури. Этот спектакль всегда был знаковым для Башдрама и нынешняя постановка четвертая в его истории.
События происходят в начале ХХ века в самой обычной башкирской деревне. Двух влюбленных Закира и Галиму застают наедине во время разговора, судят их за это по законам шариата, тем самым ломая им судьбы и лишая жизни. Для меня этот спектакль не про религию, а про человеческое невежество и тупость. Можно религиозную тематику поменять другой – смысл не изменится. Во время премьеры осенью 2014 года еще не было ИГИЛ, оскорбления чувств верующих и конфликтов в Сирии, Египте и Турции. Еще только два года назад я писал про эту постановку так: «Не хотелось бы, чтобы мы в своей жизни подвергались таким же большим заблуждениям, как персонажи этого спектакля, потому что и сейчас не застрахованы от такого». Как быстро все меняется. Сегодня уже на каждом углу моралисты, верующие и знающие, которым лучше тебя известно, чем тебе заниматься, что тебе говорить, как тебе разговаривать и как тебе жить. В случае чего они быстро подскажут тебе верный путь.
Спектакль получился цельным и органичным. В нем все продумано до мельчайших деталей: и актерская игра, и режиссерская работа, и свет, и музыка, и работа художника достойны отдельного упоминания. Появление в Башдраме такого спектакля - это пример того, что даже здесь, в провинции, мы можем создавать качественные работы международного уровня. Один из самых сильных работ Башдрама на сегодняшний день. Был номинирован на 5 премий «Золотая Маска-2016» и победил в одной из них: работа художника по костюмам (Альберт Нестеров).
Немного расскажу про актерские работы. Такие очень разные и очень похожие две Галимы в исполнении Гульнары Казакбаевой и Риммы Кагармановой. Потрясающие роли. Я открыл для себя этих двух талантливых актрис в «Черноликих», они обе раскрылись и в плане таланта, и в плане красоты. Также отмечу Артура Кабирова в роли Закира и Лилию Галину в роли мальчика Вали.
И само произведение, и спектакль тяжелые морально, но все-таки от такой постановки получаешь эстетическое удовольствие и начинаешь стремиться к добрым поступкам. Эту постановку рекомендую тем кто:
- любит театр
- ругает театр, но там ни разу не был
- сто раз слышал о «Черноликих», но так еще и не увидел их
- хочет проникнуться башкирской культурой
- хочет открыть для себя Башдрам
- доверяет мне и моему вкусу
4. РЫДАНИЯ
Проект The ТЕАТР, режиссер Алсу Галина. Проект The ТЕАТР – частный профессиональный театр. На сегодняшний день их сцена в Гостином дворе. Директор Алсу Галина. Спектакль «Рыдания». Премьера состоялась 2013 году. Жанр: трагикомедия Автор – Кшиштоф Бизе. Первая постановка Проекта The ТЕАТР.
Именно с этого спектакля началось мое увлечение этим театром, весной 2015. «Рыдания» - это монологи трех женщин: бабушки, матери и дочери. Каждая из них рассказывает свою историю. Бабушка постоянно разговаривает с умершим мужем, мечтает выиграть в лотерею много денег. Мать потеряла работу и впала в депрессию. Дочь ненавидит родителей и мечтает о джинсах со стразами. Каждая из героинь считает себя обделенной и несчастной. Всех трех героинь играет одна актриса – Тамара Адамова. Эти перевоплощения из одного образа в другой, наряду с режиссерской работой и музыкальным сопровождением спектакля, являются основными достоинствами спектакля. Если хотите открыть для себя что-то новое в театральной жизни Уфы, то стоит обязательно увидеть эту работу.
5. ТРИ СЕСТРЫ
НМТ, режиссер Ирина Зубжицкая (г. Санкт-Петербург). Премьера состоялась весной 2017 года. Художник-постановщик: Катерина Андреева (г. Киров). Композитор: Василий Тонковидов (г. Самара). Жанр: сцены Автор — Антон Чехов.
Красивая и трогательная история трёх сестёр, живущих надеждой, что всё лучшее впереди, а самое сокровенное, желанное обязательно сбудется. Классика, которая и сегодня звучит актуально, ведь все мы задаемся такими вечными вопросами как «Зачем я живу?» и «В чем мое предназначение?» Стареем, со временем теряем амбиции, мечтаем, но не воплощаем их в жизнь, успокаиваем себя, тешимся воспоминаниями, грустим об упущенных шансах и ушедшей молодости. Ценность постановки в том, что абсолютно понятны смыслы и мотивы слов и действий всех персонажей «Трех сестер» Ирины Зубжицкой. То есть у тебя не возникает вопросов «А зачем сейчас нужна была эта сцена?» или же «А зачем он сейчас так сделал?». Цельность и естественность достигается за счет блестящей работы актерского ансамбля, музыкального сопровождения, сценографии, света и множества оригинальных, нужных, красивых режиссерских фишек. Пожалуй, это пока лучшее, что было в Уфе в этом сезоне.