1. Эля Вечер: «Здорово, когда оставляешь человеку на всю жизнь то, что он будет любить»
Студия «Elis tattoo». Стаж 2 года. Самый молодой собеседник издания – возраст 20 лет.
Всё дело не в возрасте – дело в человеке как таковом. Некоторые люди и в сорок лет дети. Может быть, вначале какое-то недоверие клиентов и случалось, но я считаю, что мой уровень достаточно хорош, чтобы у людей не возникало каких-либо сомнений.
Я занимаюсь этим практически два года. Хотела лет с 15-16. Мне это дико нравится – нравится, как люди реализуют свои мысли на себе. Это определённый вид искусства. Достаточно необычный. В начале студийной карьеры было немножко неловко перед опытными мастерами и в то же время было безумно интересно. Новая призма людей: каждый видит по-своему, каждый видит по-разному.
Что касается покупки оборудования, красок и обеспечения безопасности, то затраты очень существенные, если ты любишь своё дело. Я никогда не экономлю на оборудовании, на расходниках, стерилизации. Каждый уважающий себя тату-мастер никогда не будет работать с некачественным, китайским оборудованием. В начале моего пути совпали желания и возможности – звёзды сложились! Частично в меня вложилась мама, частично помогли друзья. Безусловно, первые заработанные деньги вкладывались в оборудование. Лично я выходила «в ноль», все деньги шли не себе, а в качество. Долго ли пришлось учиться? Я учусь до сих пор, это никогда не закончится. Если ты будешь считать, что достиг всего, то ты остановишься в развитии.
Когда я поступала в Училище искусств, я не думала, если честно, что меня так «завернёт»! Графика и тату – одно дополняет другое. Однако есть люди, которые достаточно хорошо рисуют, но в тату-индустрии они на достаточно низком уровне. Рисовать на коже не так легко, как на бумаге. Это всё-таки кожа, и шансов на ошибку у тебя нет. Садясь работать, ты продумываешь каждый шаг, каждую деталь, проверяешь все соотношения. Каждый рисунок сначала наносится путём перевода. То есть, рисуешь не на самом человеке, а, грубо говоря, крепишь картинку.
Риска заражения с нашей стороны нет – оборудование проходит термообработку различными средствами, везде есть защита, мы всегда работаем в перчатках. В моей практике, как и в практике моих знакомых коллег, такого не случалось.
Контингент разный абсолютно. Есть люди, которые не понимают, чего они хотят. Есть люди, которые делают это под веянием моды – увидел, захотелось. Есть ещё у уфимцев такая черта, касающаяся бюджета: очень многие могут уйти к плохому мастеру только потому, что он скинет им цену на тысячу-полторы… Да и пятьсот рублей, и такое бывало! Несмотря на то, что твой уровень работы в два-три раза выше. Что касаемо Питера, например, то там немного по-другому. Там очень много качественных мастеров и разный ценник. При этом люди всё равно делают себе качественно. Да, есть те, у кого всё расписано на месяцы, но это статус, это навыки, стилистика, которой владеют только они. Если я понимаю, что у человека желание тату – временное явление, я прошу подумать и подождать. Для меня в приоритете не финансовая сторона, для меня важно, чтобы человек осмыслил и пришёл к этому. А не так, чтобы сделал работу, и человек через какое-то время хочет её свести. У меня была одна такая девушка. Мы сделали ей две татуировки, и потом она спрашивала мастера по удалению. Было неприятно. Дело не в качестве моей работы, а в том, что она сделала это неосознанно. Вина не моя, но всё равно это грустно.
Тату для меня – это жизнь. И хобби, и творчество, и работа одновременно. Сказать, что я проживу без этого – это вряд ли. Есть мастера, которые работают и пришли в эту сферу исключительно ради денег. И у меня есть такие знакомые мастера. Но есть разница и между ними: «пофиг, лишь бы бабки» и «лишь бы бабки, но качественно». Не стоит отрицать, что около половины приходит из-за финансов.
Контркультура? Нет. Сколько людей, столько и мнений, и не каждый, кто делает тату, относит себя к одной из трёх конфессий. Вера, как по мне, должна быть скрыта от всех. Это не должен быть китч.
Моя мама – художник, и она поддерживает меня во всём. Но да, я до сих пор получаю «втык» за что-то новенькое на своём теле! Свою первую татуировку она сделала в 42 года. Причём, била не я, это была моя подруга. Она не против. Дед, да и более старшее поколение относятся к этому более скептически, стараются не принимать этого, будто стоит какая-то заслонка.
Если человек адекватен внутри, то, что он делает, будет важнее, чем то, что на его теле. А говорить «вот, не возьмут на работу с татуировкой»... Ну, оценивают, в первую очередь, тебя как сотрудника. И потом, чтобы скрыть татуировки, есть одежда. Это многое говорит о работодателе, если он не берёт человека, потому что он визуально ему не нравится.
Я думаю, татуировка в Уфе будет развиваться, и она развивается. Появляются хорошие мастера. Также стало много мастеров-«домушников», которые относятся к этому не со всей душой и немного безответственно. Меня это гложет.
Когда ты закончил, спустя 5-6 часов работы у тебя нет сил, и ты падаешь на диван. Твой клиент стоит возле зеркала и улыбается, у него горят глаза, несмотря на то, что он пережил эту боль, устал… Но он доволен и счастлив. Здорово, когда ты оставляешь человеку на всю жизнь то, что он будет любить и носить с удовольствием.
2. Элен Марджера: «Чёрно-белое всегда смотрится выигрышнее»
| EMBER TATTOO // Video by Lebedev Kirill | from Kirill on Vimeo.
Студия «Ember tattoo». Стаж 3 года. Помимо тату, занимается гримом и мэйкапом.
В этой сфере я работаю уже больше трёх лет. Вообще я всегда что-то где-то (и иногда на ком-то) рисовала, постоянно искала новое применение своему желанию рисовать. Долгое время я занималась ручной росписью футболок, создавала хэнд-мэйд бижутерию, рисовала простенькие портреты на заказ. Потом захотелось чего-то более серьёзного… попробовала себя в татуировке, и меня зацепило и полностью поглотило это занятие.
Самое популярное – это животные (совы, львы, волки, фениксы), также многие хотят сделать что-то, связанное с космосом. Ну и для девушек очень популярны цветы плюс кружева, подобные работы обычно хотят сделать на верхней части бедра или на рёбрах. А вообще, самые популярные места для тату – это, конечно же, предплечья, плечи или ляжки.
Очень часто клиент и сам не может объяснить, зачем ему нужно тату! Просто возникает желание сделать тату, либо очень западает в душу какая-то картинка. Обычно клиенты говорят, что делают это для себя, но есть и те, кто сознаётся, что сделали это для того, чтобы покрасоваться летом на пляже. Конечно, есть и те, кто давно вынашивает идею и вкладывает в неё свой глубокий смысл.
Я могу отговорить человека, когда у него неинтересная задумка, или он хочет сделать татуировку, как у друга, да побыстрее-побыстрее... Конечно, пытаюсь отговорить, предлагаю какие-то более интересные варианты. Многие клиенты не понимают, почему я не копирую чужие работы, почему не делаю надписи а-ля «my life my rulezzz», и, конечно, тяжело каждому такому человеку объяснять, почему я советую им одуматься.
В нашем деле очень важно, чтобы работа (татуировка) внешне подходила клиенту, не нарушала анатомию, то есть нужно обязательно обдумывать расположение татуировки, правильно подбирать размеры и стилистику. Когда рисуешь на холсте, нет таких забот.
Излюбленные направления? Наверное, как и многим в последнее время, мне очень нравится дотворк, геометрия. Стараюсь развиваться в этом направлении, но, конечно, не все клиенты хотят этот стиль, поэтому делаю и другие работы. На мой взгляд, чёрно-белые работы всегда смотрятся выигрышнее цветных за счет лучшего контраста с цветом кожи человека. Из цветных направлений мне больше всех нравится нэо традишнл за свои чёткие контуры и яркие переливы цветов.
Белый цвет в тату используется, но лучше всего подходит для выделения бликов и акцентов, т.к. в соседстве с другими цветами его будет хорошо видно, а на пустой коже не очень. Чем светлее кожа, тем ярче видно любые цвета, и белый в том числе.
Гримом на любительском уровне начала заниматься давно. Около года назад съездила на профессиональные курсы по гриму и с тех пор стараюсь делать более качественные и серьёзные работы, постоянно пытаюсь развиваться в этом деле.
А мэйкапом я только ещё начала заниматься, так что ещё не могу себя считать мастером в этом деле. В сфере грима меня привлекло то, что это дополнительная возможность реализовывать какие-то свои идеи, создавать что-то новое, что никто до меня не делал. Конкретно в Уфе, к сожалению, не особо популярна тема с гримом, но когда есть желание творить , мы с единомышленниками (друзья-фотографы, друзья-модели) пытаемся создавать что-то крутое и очень бы хотели пустить эту тему в массы.
Будущее тату и грима в Уфе? Я хотела бы, чтобы люди не только писали восторженные комментарии на созданные нашей командой фотографии с интересными образами, но и сами приходили за интересными необычными фотосессиями.
3. Тимур Юзар: «Девушки больше понимают татуировку, чем мужчины»
Студия «UZAR Tattoo Collective». Стаж 2,5 года. Мастер одной из самых популярных студий Уфы.
Занимаюсь тату с сентября 2011 года. Но сам для себя считаю, что профессионально – примерно года два с половиной. Когда начинал, делал всё подряд, лишь бы были клиенты. А сейчас больше углубился в свой собственный стиль. Сейчас больше реализм. В основном, делаю чёрно-белые, очень редко цветные, но хотелось бы наоборот. Это более интересно, более живо. Люди чаще заказывают чёрно-белое. Цветное – это всегда долго, это всегда несколько сеансов.
Конечно, связь с изобразительным искусством есть, но не каждый художник станет татуировщиком, и не каждый татуировщик сможет изобразить что-то на бумаге. У меня, например, лучше получается на коже, чем на бумаге. Разница между холстом и кожей очень большая. Если сравнивать, то татуировка ближе к маслу. Накладываешь слоями, можешь смешивать между собой, нужно ждать, пока тату живет. От клиента тоже зависит, и даже очень хорошую татуировку можно испортить плохим уходом.
Практика обезболивания существует, но я всё меньше ей пользуюсь. Татуировка – всё менее болезненный процесс и с «обезболом» заживает намного хуже. Лучше уж потерпеть один раз. У всех разный болевой порог. Кто-то может даже уснуть во время сеанса, кто-то каждые пять минут дёргается.
Даже по общению можно понять, нужна человеку татуировка или нет. Если сомневается, то, скорее всего, не нужна. Или если сравнивает у кого-то цены и так далее. Он уже со стороны выгоды подходит, а не искусства.
Кто-то делает татуировки на память, кто-то подвергается моде. Кому-то даже не знаю, зачем нужны. У меня всё началось очень давно, но большую часть делаю на память. Кто-то вообще делает на спор! Самому себе можно, конечно, попытаться сделать тату, но это то же самое, что сделать себе операцию. Потому что больно, и существует фактор самозащиты. Ответственность другая.
У меня клиенты, в основном, постоянные. Даже бывает, что новых не записываю, пока со старыми не разберусь. В основном, за раз делается не одна татуировка, а по чуть-чуть, и всё это составляет композицию. Но бывают клиенты, которые хотят это, хотят то, и в итоге у них получается какой-то калейдоскоп. Обращается, в основном, молодёжь. А если по полу судить, то девушек намного больше. Мне казалось, должно быть наоборот. Девушки татуировку больше понимают, чем мужчины, им это интереснее, сидят, читают. Термины какие-то знают. А у сильного пола с этим медленнее. Чаще пишут: «Сколько будет стоить наколка?» и т.д. «Кольщиком» бы себя не назвал… Хотя среди знакомых, друзей можно так себя называть.
Мехенди, временное тату – это с нами вообще никак не связано. Татуировка – это нанесение пигмента иглой под верхний слой кожи. Мехенди делается кистью. Часто спрашивают про временные татуировки, татуировки хной, но нет такого термина. Хну под кожу не вгоняют. Переводилки какие-нибудь или мехенди - такое бывает, но вряд ли я или кто-то из коллег такое сделает. Это больше косметическое.
По опыту знаю: если ты диабетик, есть псориаз, какие-то сыпи, то прежде, чем делать тату, лучше проконсультироваться с врачом. И если татуировка делается на шраме, то ему должно быть минимум полтора года – кожа должна восстановиться. А если человек накачался, то татуировка всё равно не потеряет форму. Кожа растягивается равномерно. Единственное – нельзя резко накачаться. Есть ведь стероидные качки, которые зимой жирненькие, а летом сухие. У них это чревато растяжкой. На месте татуировки могут появиться шрамы.
В среднем сеанс занимает четыре часа. Зависит больше от клиента. Я могу шесть часов просидеть, сгорбившись, а клиент не каждый такое вытерпит.
У меня среди клиентов много самых разных людей. Есть прокурор один. Колет всё на революционную тематику. В основном, приходят люди, которые любят свое тело: качки, фитоняшки, тренеры спортзалов. Среди молодёжи много представителей субкультур, но они, в основном, забиваются не в студиях, к сожалению, а дома, у друзей где-нибудь. Делают друг другу самодельными машинками. Я не принимаю клиентов до 18. Даже садиться не всегда предлагаю.
Ко мне как-то пришёл один зэк. Даже принёс с собой какую-то книжечку, там написаны требования к татуировкам, чтобы я нечаянно не сделал как-нибудь по-другому. Я сделал ему художественную татуировку, а то, что он просил «по понятиям», не стал делать. Даже в тюрьме сейчас различают художественную татуировку. Например, набит кот. И в тюрьме все тебя будут бояться. Но на самом деле в тюрьме легко понять, какая художественная, какая нет. Если она вся синяя, то понятно, что она совсем не художественная.
Точно не делаю тату на экстремистскую тему. И на религиозную тематику я не всегда соглашаюсь – особенно, если ислам. Я говорю: «Ты же мусульманин, тебе же нельзя!».
Вообще начинал я не в Уфе, а в Салавате. Мы работали в парикмахерской. Это нельзя было назвать студией – салон, забегаловка… Но воспоминания хорошие остались. Тогда я ездил «забиваться» в Уфу, и мастеров найти было очень сложно. Это был 2011-2012 год. Если и были мастера, то они тоже сидели где-то в парикмахерских, прятались по всяким маленьким комнаткам – не знаю, почему. Да и татуированных людей на улице увидеть было странно. Сейчас татуировщиков пруд пруди. Точнее, людей, считающих себя татуировщиками. К сожалению, тату стало модным. А может, и не к сожалению. У людей чуть поменялись стереотипы. Сначала ведь была волна фотографов, сейчас вот волна визажистов. Люди, которые прослушали курс двухчасовой, и считают, что они всё знают, на всё способны, которые не стали закупаться профессиональным оборудованием, а заказали его с «Алиэкспресса»... Я всё время спрашиваю: «И как ты не боишься идти к тому, кто только начал, кто работает дома, купил всё хрен знает где? Пошел бы к такому стоматологу?».
Я не говорю, что надо посещать какие-то школы, тем более, что в Уфе таких нет. А если и есть, то всё это «развод» – такой же, как с визажистами, которых учат за два дня. Можно пойти попроситься к какому-нибудь тату-мастеру, сидеть с ним на сеансах и всё впитывать. Другого варианта не вижу. Когда я сам ездил «забиваться» в Уфу, у меня и в мыслях не было, что я стану татуировщиком. Но я всё видел, понимал, спрашивал. Когда меня затянуло, я уже какие-то азы знал. Я переехал в Уфу, работал с крутыми мастерами, обменивался опытом. Здесь только мастер у мастера может научиться. Сейчас появились курсы у одного уважаемого мастера в Москве, и это единственные, на которые я бы посоветовал всем сходить. В большинстве случаев начинающие мастера – это люди без денег, которые увидели, что на этом можно зарабатывать, и думают, что всё это просто.
Татуировка произошла очень давно. Как хобби, как увлечение – так уже не назовёшь. У нас в России она, к сожалению, связана с тюрьмой.
Будущее тату? Я надеюсь, что машина не заменит человека.
4. Альберт S13 Юлдашев: «Мало просто уметь рисовать, надо вписывать рисунок в динамику тела»
Студия «S13 tattooz». Стаж 10 лет. Один из самых опытных мастеров города. Призёр российских и международных фестивалей. Художник граффити. Работает пожарным 12 лет.
Студия немного не доделана. Документально не так всё быстро делается. Это будет единственная грамотная в Уфе студия. Грамотная и в плане оформления, и в плане преподнесения клиенту.
Занимаюсь тату с 2007-го года. Как изменилось всё за 10 лет? Раньше было проще в плане общения. Все татуировщики друг с другом общались. Было сложно найти какую-то информацию, всё вычёрпывалось из уст. Сейчас информации очень много. Человек, который научился просто делать линии, сразу считает себя татуировщиком, берётся за машинку, создаёт себе группу и начинает бить татухи. Критерий мастерства? Человек должен уметь работать с телом, мало просто уметь рисовать. Надо уметь вписывать сам рисунок в динамику тела, учитывать изгибы, повороты. Тату за 10 лет стали сложнее и качественнее. Это и к оборудованию относится. Если профессионально этим заниматься, оборудование очень дорогое.
Что нужно знать человеку, который пришёл бить тату впервые: в первую очередь, ему надо посмотреть работы мастера, его стиль, учесть, выкладывает ли он свои работы или чужие. Основная часть горе-мастеров выкладывает чужие работы. Люди, видя красивые картинки, идут к ним, а результат их не радует. Соответственно, и отношение к татуировке становится другое. Но это своего рода опыт. После этого они ищут своего мастера. Приходят и перебивают работы, либо удаляют лазером. Это кавер-ап – исправление старой татуировки, либо её перекрытие. В данном виде работы отталкиваешься больше от того, что надо закрыть, а не от желаемого результата. На чистом месте делать намного проще – всё что угодно можно сделать. Всё подгоняется под «заднюю» работу, её линии, тени. Есть практика закрытия ожогов, шрамов.
Очень много людей приходит за стилем. Это люди, которые уже разбираются в татуировке, знают, что это такое, знают, что хотят от неё, и они уже ищут мастера по стилям. Могут приезжать из других городов, стран и смотрят на его руку.
Слава богу, ко мне не приходят люди, которые сами не знают, чего хотят. У меня уже сложился определённый контингент людей, которые представляют, чего хотят. Человек должен представлять, от чего отталкиваться. Можно сделать множество вариантов, а человек всё равно будет приходить и говорить: «Нет, не то». У мастеров не так много времени, чтобы уделять его одному человеку с множеством рисунков.
Я уже давно по сеансам не работаю. Какой-то мастер может делать полруки 5-6 сеансов по 3 часа, я это сделаю часа за 3-4.
Самое топовое достижение на фестивалях? В 2016 году на Международной московской конвенции третье место занял в номинации «Большая татуировка». Это одна из самых трудных и почитаемых. Риск для людей, на которых рисуют на конкурсах? Это те, кто уже пришёл к мастеру и его стилю, так что они уже знают, что на себе увидят.
Граффити занимаюсь до сих пор. Много их по городу было. Бомбингом сейчас не занимаюсь, только легал рисую. Ледяные скульптуры – это было в «пожарке», можно сказать, эксперимент.
Основная моя работа – это татуировка. «Пожарка» – это так, чисто хобби. Там очень хороший коллектив. Хобби… это слово не относится к лёгкости работы. Работа там, на самом деле, очень тяжёлая. За счёт того, что график удобный (сутки через трое), есть возможность заниматься своим основным делом. «Пожарка» – это как семья, не работа, а второй дом. Большие пожары приходилось тушить. Свои все положительно относятся к тату.
Не взять человека на работу из-за тату могли только очень много лет назад. Сейчас на татуировки мало кто смотрит. Даже в органах.
Я не знаю, правильно ли называть это бизнесом. Смотря что человек хочет от этого. Если только зарабатывать деньги, как сейчас молодёжь, то бизнес. Соответственно, у них нет никакого стремления, никакого развития. Они даже не задумываются о том, чтобы сделать хорошие работы. Быстрее сделать и забыть.
Цену татуировки определяет сам мастер. Я оцениваю по размеру и сложности. Бывают маленькие работы, которые будут дороже, чем работа в пять раз больше. Бывают работы, которым нужно уделить более пяти часов, бывают те, которые сделаешь за час без проблем.
Потаённый смысл у тату не всегда должен быть. Это зависит больше от психологического настроя человека. Я не спрашиваю людей, которые сюда приходят – это не моё дело. Но и попросить выбить у меня можно не всё, что угодно. Каждый работает в своём стиле, нет такого мастера, который работает во всех стилях. Не делаю ориентал, «порванную кожу», биомеханику, органику – это не моё. Я за такое не берусь. Не стану выбивать нацистскую, сатанистскую тематику. Мне нравятся чёрно-белые работы. Работаю, в основном, в хорроре.
Самое оригинальное тату? Если отталкиваться от размера, то это спина, ягодицы и ноги - одна сплошная работа. Это как раз та работа, которая на международном фестивале заняла третье место.
В первую очередь, татуировка – это искусство.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.