Каждая театральная постановка когда-нибудь становится былью. Спектакль, снятый с репертуара, не провожают всем миром, не создают ему мемориал и не оставляют его внешние атрибуты пылиться на складе в надежде на воскрешение.
Нет, всё гораздо прозаичнее: ненужные декорации отправляют на помойку, костюмы убирают в «подбор». Ну а артисты, главная часть любой постановки, просто живут дальше, тщательно храня воспоминания о сыгранных когда-то ролях.
Но что гораздо интереснее, так это причины, по которым спектакли списывают. Likes.ru решил выяснить всю подноготную театральной сферы и рассказать про пять основных причин, по которым «умирают спектакли».
1. Пока она разваливалась
Современные спектакли большой формы преимущественно имеют достаточно габаритные декорации, которые со временем ломаются. И если костюм всегда можно заштопать, перекроить или заменить другим, то с разваливающейся конструкцией из металла, дерева и других материалов этого сделать нельзя. В таком случае художественный совет может принять решения не тратить деньги на восстановления декорации, особенно если спектакль не пользуется бешенной популярностью. Правда, не всегда декорация ломается естественным путём.
TRUE STORY: Бывший заведующий постановочной частью одного из уфимских драматических театров вспоминает:
– Был случай, когда конструкцию с идущего спектакля распилили практически на балки. Мы как раз тогда приняли на работу новеньких монтировщиков, которые, как они сказали, по ошибке сложили в «угол для хлама» двухэтажную, эмитирующую квартиру, декорацию. Ну а начальнику цеха металлоконструкций было велено всё лишнее распилить и сделать из нужных частей декорацию к предстоящей премьере. Потом ещё несколько лет в репертуаре театра числилась эта постановка, которую по объективным причинам, так больше ни разу и не сыграли.
WARNING: – Перед началом этого театрального сезона в Молодёжном театре встал вопрос о том, что сильно износились декорации к спектаклям «Отель двух миров» и «Радость нашего дома», – говорит специалист по связям с общественностью НМТ РБ им. М. Карима Дарья Ольхова. – Естественно, это вызвало недовольство среди артистов, ведь оба эти спектакля уникальны для нашего театра. К тому же, каждый из них до сих пор пользуется популярностью у зрителей. К счастью, декорации было решено восстановить насколько это возможно. А «Отель двух миров», ко всему прочему, уже через месяц после собрания отправился на гастроли в Йошкар-Олу и Казань, где собрал полные залы. Надеемся, эти постановки ещё несколько лет будут активно играться.
2. Нет артиста – нет спектакля
Довольно часто весь спектакль создаётся именно потому, что есть он – артист, который идеально подходит на роль Евгения Онегина, Анны Карениной, Родиона Раскольникова или любого другого главного героя. Практика распространённая и абсолютно логичная. Правда, в таком случае режиссёр рискует распрощаться со своей постановкой, если этот артист сыграть более не сможет. Ведь актёр может уехать на ПМЖ в другой город, или рассориться с руководством театра, или вовсе покинуть сей бренный мир… Правило «незаменимых людей не бывает» в таком случае не работает.
TRUE STORY: В 2015 году после смерти артиста Хамида Яруллина в Башкирском академическом театре драмы был списан спектакль «Good morning, Enid!» по пьесе Вуди Аллена. Сама постановка, по версии прессы Башкирии, в 2011 году получила номинацию «Лучший ансамбль», в которой так же был отмечен Хамид Яруллин.
WARNING: Сейчас в репертуаре всё того же Башдрама есть постановка, которая из раза в раз собирает полные залы – «Цена счастья». Главную мужскую роль Зарифа в ней исполняет народный артист РСФСР Фидан Гафаров, которому, на минуточку, 69 лет. По сюжету, Зариф – пожилой мужчина, завершивший свою успешную актёрскую карьеру. С такой ролью справиться может не каждый, тем более, что это музыкальная мелодрама, а значит ведущий артист должен обладать прекрасными вокальными данными. И каждый зритель отлично понимает, что без Фидана Сафича этот спектакль погибнет. Но как долго легендарный артист сможет ещё играть – неизвестно. Ведь годы идут…
3. Ревность и конкуренция
Творцы – натуры эмоциональные, вспыльчивые и, зачастую, ревнивые. Поэтому после смены руководства в театрах, как правило, происходят изменения и в репертуаре. «Новая метла по-новому метёт», как говорится. Только далеко не всегда эти изменения ведут к улучшениям… К слову, многие неравнодушные театральные деятели считают, что именно «ревность» – основная причина списания в большинстве своём хороших спектаклей.
Тяжелее всего приходится детищам приезжих постановщиков. Когда режиссёр уезжает после премьеры, его детище, фактически, остаётся без защитника. В редких случаях штатные директоры, художественные руководители и режиссёры ратуют за «чужой» спектакль, ведь это конкурентная среда: спишут либо твою постановку, либо его.
TRUE STORY: – Парадоксально, но практически все мои уфимские постановки очень быстро удалялись из репертуара, или не ставились в прокат, или же крайне редко игрались. Это, конечно, вело к быстрому списанию спектакля, так как театр – материя живая, и отложить уже готовый спектакль до лучших времен невозможно: он или должен играться, или умереть, – говорит наш земляк и известный российский режиссёр Искандер Сакаев.
WARNING: В репертуаре Молодёжного театра по сей день числится, но уже год не играется уникальный спектакль, пример театра-поиска, «Вишнёвый сад» режиссёра Вячеслава Чеботаря. Кому насолил сам импульсивный постановщик, и кому не пришлась по нраву необыкновенная современная интерпретация пьесы Чехова – вполне ясно, но только зрители каждый раз наполняли зал, покупая билеты через кассу. У спектакля была своя аудитория, некоторые представители которой по несколько раз приходили на постановку. Но после ухода из театра двух артистов, руководство решило не вызывать режиссёра и не делать вводы. Поэтому номинально спектакль «жив», а по факту ждёт своей незавидной участи и решающего приказа о списании.
4. Исчерпал себя
Ещё одна распространённая причина, по которой спектакль могут отправить в утиль, это неактуальность. Злободневная тема, о которой все говорят сегодня, может стать неинтересной и непонятной уже завтра. Ведь постановку, в данном случае, можно сравнить с одеждой: существуют мода и тренды, а есть бессмертная классика.
Так же спектакль может быть элементарно отсмотренным всеми в нём заинтересованными, насколько это возможно.
– В Уфе, миллионном городе, всего 10-15% жителей – театралы. Они действительно любят смотреть спектакли. Остальных же зрителей театрам приходится приводить через профкомы, студсоветы и прочие организации, способные массово купить билеты. И когда все эти категории осматривают постановку, она остаётся без нового зрителя. Таким образом, среднестатистический спектакль может собирать полные залы только первые два года, – говорит Алия Яхина, сотрудник Ufaconcert.ru и Центра современной драматургии и режиссуры.
TRUE STORY: Сейчас на сцене Театра оперы и балета блистает восстановленный спектакль «Салават Юлаев». Однако когда-то, как вспоминает бывший заведующий бутафорским цехом, его прошлую версию списали после того, как на оперу пришло всего лишь пять зрителей.
WARNING: 23 апреля в Академическом русском драматическом театре в последний раз артисты сыграют спектакль «СТАВАНГЕР». Как написала в социальных сетях Елена Попова, заведующая литературной части Русдрама, такое решение принято, «чтобы появилось что-то новое». И если обратить внимание на продажу электронных билетов, становится ясно, что эта постановка перестала собирать зрителей, хотя премьера состоялась только в 2015 году. Вероятнее всего, сцены из жизни в маленьком норвежском городке не смогли полюбиться уфимцам…
5. Не заработал
Не каждая постановка, на которую были потрачены деньги, время и силы, способна заработать. А некоторые не могут себя даже окупить. От такого «креста», конечно же, будут стараться максимально быстро избавиться. Правда, отсутствие коммерческого успеха не всегда показатель качества.
TRUE STORY: Ставить мировую классику в национальных театрах – всегда риск. Так и не смог заработать давно списанный спектакль «Недоразумение» по пьесе Альбера Камю в Башкирском Академическом театре драмы.
WARNING: Сейчас в академических театрах Уфе есть два спектакля, которые, судя по данным онлайн-продаж, не зарабатывают. Это «Невольницы» в Русдраме и «Антигона» в Башдраме. Надо отметить, что поставили их довольно известные приезжие режиссёра, однако «выстрелить» не получилось. И, скорее всего, эти постановки ждёт незавидная участь…
Кроме основных причин, есть ряд других, менее значимых. И часто встречаются случаи, когда сразу несколько факторов объединяются в одну большую проблему, способную убрать спектакль из репертуара.
Но главное, что далеко не всегда спектакль покидает сцену по объективным причинам. Человеческий фактор играем весомую неприятную роль.