Когда на дворе ещё был мой две тысячи седьмой, после пар мы бежали на те самые первые фестивали немецкого кино в Уфе. После показов устраивали кинолекторий, где можно было обсудить непривычно серьёзные и глубокие немецкие фильмы за кружкой немецкого же пива из «Таверны». Тогда мы посмотрели картины Фассбиндера (не путать с Фассбендером), Шлёндорфа и, конечно, всечеловеческое «Небо над Берлином» Вендерса. Казалось, что всего через пару-тройку лет авторское кино отвоюет себе место в сердце уфимского зрителя. Но дальше что-то пошло не так.

Что смотрят уфимцы в кинотеатрах и в интернете
На закате нулевых в город пришли крупные сети, заполонив прокат фильмами в формате три-дэ-долби-экстаза, а редкие фестивали авторского кино так и остались делом «на любителя». Порой доходит до курьёзов: например, кинолента «Лунный свет», которая взяла «Золотой Глобус» за лучший драматический фильм в 2016 году, в уфимском прокате появилась ровно на один день. А всю кассу в городе делает та самая дюжина голливудских блокбастеров, которые все ругают, но всё равно смотрят, разводя руками — мол, а что ещё смотреть! По данным «Планеты Кино», в топе минувшего года — практически одни голливудские боевики и мультфильмы, и только наш одинокий «Экипаж» затесался во вражеский стан.
За это можно винить сетевиков, которые в регионах делают ставку на массовое кино, или даже непритязательного уфимского зрителя. Но на деле статистика кинопроката в крупных российских городах похожа. Для интереса мы сравнили кассовые сборы в Уфе, Москве и Казани по данным ЕАИС: на удивление, в лидерах везде одна и та же десятка блокбастеров, разве что в разном порядке. Неужели зрители в России совсем отвыкли от хорошего кино? Нет, слава богу, не отвыкли. Но в последние годы искушенный зритель мигрировал из теплого лампового кинолектория в пространство виртуального кинозала.

Качественное кино теперь скачивают, стримят, отслеживают на IMDB. Вкусы публики не обеднели, но формат некогда кино-театров трансформировался в кино-цирк: сюда приходят не за добрыми комедиями и жизненными драмами, а за развлекательным зрелищем и снэками из буфета. Для подтверждения достаточно глянуть на лидеров платного показа на ivi.ru: там вырисовывается совсем другая картина. В топ-10 попали не-попсовые «Призрачная красота», «Идеальные незнакомцы» и даже «Рай» Андрея Кончаловского. Так российские зрители начали рублём голосовать за качественные фильмы. Отстаёт ли Уфа? Скорее нет, чем да. Вкусы местной интернет-аудитории можно оценить по числу скачиваний фильмов на локальном трекере Уфанета. В десятку лучших там затесались «Пазманский дьявол», гангстерский «Закон ночи», военная драма «По соображениям совести» и красочная «Одиссея» Жерома Салля (посмотрите, если ещё не).

Нужны ли Уфе локальные кинофестивали?
Выходит, в этих наших интернетах уфимский зритель научился ценить кино «не для всех». Почему тот же самый зритель неохотно ходит на фестивали? Это можно объяснить сегментацией кинорынка: зрителю-«середнячку» показывают бесконечную голливудскую франшизу со взрывающимися вертолётами, пока кино-гурманы подключаются к виртуальной фильмотеке, где вам и артхаус, и нуар, и документалки. Надо ли тогда проводить фестивали в провинции? По-хорошему, надо. Можно вспомнить фильм “Free Rainer” (да, из репертуара тех немецких фестивалей): он наглядно демонстрирует, что чем ниже оценивают вкусы масс, тем более усреднёнными становятся эти вкусы. Причём связь прямая, а не обратная.

В пользу фестивалей найдётся ещё, как минимум, два аргумента. Первый — это повестка, то есть выбор фильмов. Любому интернет-зрителю знакомо то чувство отчаянья, когда сто раз гуглишь «Что посмотреть хорошая комедия», а в выдаче — медийный мусор, от которого уже тошнит. Фестиваль играет роль экспертного фильтра в выдаче: местные кинотеатры сильно рискуют, проводя спецпоказы, поэтому для них собирают самые сливки отечественного и мирового кино. Второй аргумент — за формирование местной кинотусовки. В Уфе уже есть продвинутый зритель. Он прячется где-то там, за экраном монитора. Это уже давно не десять фриков из лектория, а полноценный сегмент аудитории. Кто-то ведь выкачал «Мечтателей» Бертолуччи в разных перезаливах свыше трёх тысяч раз. В нулевые этот фильм в Уфе можно было найти разве что на воскресной туче во дворце культуры УЗЭМИК (есть ещё те, кто помнит это дело?). Бертоллучи не было в локалке, его не обсуждали на Фарите, а сейчас всё есть. Поэтому тусоваться нужно: это делает городское пространство разнообразнее и ярче.
Где в Уфе говорят о кино?

Не надо быть большим знатоком, чтобы понимать — в крупных сетях не проводят дискуссий о кино. Организацией мероприятий для энтузиастов в Уфе занимаются в основном местные кинотеатры — это сеть «Планета Кино» и, в меру скромных ресурсов, кинотеатр «Родина». Локальному прокатчику приходится бороться за каждого зрителя: и начинающего, и более продвинутого. За последний год «Планета Кино» провела 8 тематических фестивалей в Уфе, включая показы конкурсной программы Каннского кинофестиваля, международный фестиваль Future Shorts, показы короткометражек с премии «Оскар» и другие программы.

В нынешнем сезоне «Планета Кино» решилась возродить кинолекторий, где уфимцы снова смогут не только смотреть качественные фильмы, но и обсуждать их с единомышленниками. Пространство лектория даёт возможность местным ценителям быть не просто потребителями контента, но и его критиками. Киноклуб — это отдушина для всех, кто когда-либо выходил из кинозала с чувством «Опять обманули, расходимся». Теперь можно не расходиться, а собираться, ругать, хвалить и спорить с экспертами. Ближайшая дискуссия состоится 23 марта после премьерного показа фильма «Коммивояжёр» Асгара Фархади. Недавно Американская Киноакадемия отметила эту картину «Оскаром» как лучший фильм на иностранном языке. Ценителям фильмов со смыслом там найдётся что обсудить.

Бонус: деньги в кассу
Пожалуй, самый наглядный аргумент в пользу местных кинофестивалей — это рейтинг по кассовым сборам в кинопрокате за 2016 год. Именно за этот стандартный набор блокбастеров чаще всего платили деньги в кинокассу жители Уфы, Казани, Москвы и России в целом.
