Сулейманов Андрей. Мастерская «Leash»
А.: Меня зовут Андрей Сулейманов, я – ювелир и мастер кожевенного дела. Мне всегда нравилось творить, люблю видеть результат своей работы. Как я пришёл к кожевенному ремеслу? Я искал себе различные аксессуары из кожи, но дизайн и качество предлагаемой продукции меня совсем не устраивали. Тогда я подумал, почему бы мне не заняться этим самому? Я начал, и меня это увлекло. С ювелирным делом была похожая история. Мне очень захотелось одно кольцо. Я везде искал его, пытался найти ювелиров, которые бы за это взялись, но мне не удалось. В магазинах не было даже близко похожего. Повлияла также и моя поездка на Бали. Мерил там кольцо, не смог снять – было слишком мало. Пришлось купить, чему продавец очень обрадовался. Кольцо, якобы из серебра, стало менять цвет и пачкать палец. Я задумался о том, что слишком много некачественных вещей окружает нас в этом мире. Разговорились об этом с другом и решили обучиться ювелирному делу. Получили дипломы в Уфе, но этого оказалось недостаточно, и мы поехали в Санкт-Петербург. Там в Школе Ювелирного Мастерства мы получили очень много знаний и опыта.
Л.: После этого вы начали своё дело?
А.: Освоив оба ремесла, в 2013 году я открыл мастерскую «Leash». Главный принцип работы – создавать изделия высокого качества, которые прослужат долгое время. Мне нравится каждый этап работы от создания дизайна будущего изделия до сборки и доводки. А ещё невероятно радует, когда встречаешь своего клиента через год или больше, замечаешь кольцо, подвеску, ремень или сумку, которую сделал сам, и видишь – изделие стало выглядеть ещё лучше! Это то, к чему я стремлюсь в своей работе. Я не перестаю развиваться в этом направлении – смотрю обучающие видео, общаюсь с мастерами из Японии, США, Европы, Прибалтики. Полученные новые знания, а также путешествия и сёрфинг – самые мощные источники вдохновения! Ремёсла так увлекательны для меня, что теперь это моя основная деятельность.
Л.: Насколько часто к вам обращаются покупатели?
А.: Далеко не все понимают преимущества ручного изготовления, но заказы есть всегда, я всё время в работе, даже забываю поесть или сделать перерыв. Есть люди, которые говорят, что им не нужно изделие на долгие годы, но есть и те, кто ценит высокое качество. Я могу помочь тем людям, которые просто не могут найти то, что они ищут, как и я когда-то. Работы у меня много всегда, особенно перед праздниками. Уникальный подарок, качественно сделанный вручную, сможет удивить и порадовать каждого.
Л.: Как вы создаёте свои украшения?
А.: Процесс производства увлекателен и интересен. Часто нам заказывают обручальные кольца. Поэтому рассмотрим процесс именно на этом примере. На изготовление простого базового обручального кольца уходит около 8 часов. Сначала огневые работы – расчёт необходимого количества металла, плавка, создание слитка. Затем холодным прокатом из слитка делаю заготовку под шинку кольца. После этого концы заготовки сводят и спаивают, отбеливают в кислоте. С помощью ручных инструментов – молотка, различных надфилей – придаю заготовке нужную форму. Далее следует процесс доводки изделия до товарного вида. Кажется, что это очень просто, но на деле здесь много нюансов, которые необходимо учитывать. Для высокопрофессиональной работы ювелиром следует учиться годами.
Л.: Как вы придумали название мастерской – «Leash»?
А.: Многие интересуются, почему мы называемся именно «Leash». Эта идея напрямую связана с сёрфингом и путешествиями. Лиш (или на английском «leash») — это шнур, который соединяет сёрфера и сёрфборд, обеспечивая безопасность на случай, если человек упал с доски. С появлением лишей у сёрферов появилось больше свободы — можно делать трюки и не бояться, что доску унесёт в океан. Это сильно повлияло на развитие сёрфинга. Так и наша мастерская даёт покупателю свободу и безопасность — можно заказать любое изделие, какое захочется, даже самому придумать дизайн, при этом совершенно не переживать насчет срока службы готового изделия, отменное качество мы гарантируем! Более того, «Leash» можно расшифровать как «Leather and silver handcraft», что и отражает деятельность нашей мастерской.
Кудакаева Лира, Абдурашитов Роман. Ювелирная студия «Slova»
Лира: Сама лично я украшения не делаю. Занимаюсь дизайном, камнями, работой с клиентами и продвижением нашей ювелирной студии. У нас есть целая команда: работа комплексная, и её очень много. Наша студия «Slova» работает относительно недавно, нам нет ещё и года. Но планы начать подобный проект были у меня и у моего коллеги, Романа Абдурашитова, уже несколько лет. Однако такое решение предполагает полное погружение в работу, поэтому оно откладывалось. Мы очень увлечены ювелирным делом, собрали команду профессионалов. Стараемся делать все украшения качественно, начиная с упаковки и заканчивая воплощением идеи украшения в металле. И, что самое главное, мы делаем это с любовью.
Л.: Значит, дело Вы начали вдвоём с Романом?
Лира: Да, это наше общее начинание. Роман очень сильный специалист. Он прошёл обучение в МГУ и получил сертификаты геммолога и оценщика ювелирных украшений. Сейчас мы вместе посещаем ведущий институт мира по геммологии – Геммологический институт Америки (GIA). У Романа уже есть сертификат специалиста по цветным камням, я прохожу курс по бриллиантам. А также я училась во Флоренции на ювелирный дизайн.
Л.: Как Вас находят покупатели?
Лира: Мы работаем пока только через Инстаграм. Не забываем и про продвижение аккаунта – это контекстная реклама, хештеги и всё в этом роде. И результат есть. Мы поражены интересом к нашей странице и тем доверием, которое нам оказывают наши клиенты, потому что заказ ювелирного украшения через интернет вызывает массу сомнений. С клиентами из Уфы мы, конечно, встречаемся лично и всё обсуждаем, но ведь работаем мы с покупателями и из других городов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург) и стран (США, Венгрия). Но, если честно, отправлять за границу украшения немного проблематично, потому что мы на них даём гарантию. При необходимости можем где-то почистить, что-то подправить, отреставрировать через какое-то время. С каждым днём популярность студии растет. Мы выступили партнёром «Признания года 2016» от «M television». Сейчас активно развивается проект с Евгенией Машко – мы изготавливаем браслеты-обереги «Gem Power» с драгоценными и полудрагоценными камнями.
Л.: А где Вы достаёте материал для работы?
Лира: Вообще в идеале берётся банковский металл или собирается лом ювелирных украшений. Затем он отправляется на аффинаж, потом с помощью лигатур мы получаем необходимую пробу. Используем золото (розовое, белое и жёлтое) и серебро. Есть интерес к титану, но пока мы с ним не работаем. Да это и не драгметалл в классическом понимании. К платине интереса у заказчиков нет.
Л.: Сколько нужно времени для производства одного украшения?
Лира: Месяц-полтора. Ещё зависит от того, надо ли подбирать камни. Иногда их поиск может затянуться. К сожалению, российский рынок камней ограничен. Это связано с проблемами таможенного оформления. Но есть ряд поставщиков. Если нам нужен определённый камень, мы делаем запросы и выбираем. Серьёзные лоты осматриваем лично. Все камни, которые мы получаем, Роман проверяет. У нас есть для этого необходимое геммологическое оборудование и хорошие микроскопы. Один из них японский. Такого в Уфе ни у кого больше нет. А вообще в ювелирной сфере важны честность и доверие. Никто не подсунет фианит вместо бриллианта, но качество материалов всё же нужно жёстко контролировать. Мы ездим в Гонконг на выставки камней (вот где действительно огромный выбор!). Можем там что-то найти и попросить поставщиков нам привезти, так как сами таможенным оформлением не занимаемся. С бриллиантами проще. Они добываются и гранятся у нас в стране. Также мы можем предложить и сертифицированные камни. Сертификат является подтверждением их подлинности и характеристик. Одни для этого отправляются в лабораторию МГУ, к другим Роман может сам написать заключение. Крупные бриллианты имеют сертификат престижной лаборатории GIA.
Ишбердин Байрас. Ювелирная мастерская в Уфе
Л.: Как долго вы занимаетесь изготовлением украшений, и где этому учились?
Б.: На первом курсе, в 2007 году, после художественного интерната имени К.А. Девлеткильдеева и 155-го лицея я сразу ушёл на производство к частному ювелиру – Асадуллину Р.В. У него в качестве подмастерья проработал около пяти лет. После этого ещё два-три года у других людей в той же сфере.
Л.: Работая в разных местах у разных людей, набирались опыта? Каждый учил по-разному?
Б.: Ну, в основном просто давали работу и обеспечивали всем необходимым, а дальше уж сам. Нужен был результат, и неважно, каким образом его достичь. Но главное – стремление к идеалу и, конечно, много, очень много труда.
Л.: И вы решили попробовать самостоятельно…
Б.: Эх, жизнь заставила. Когда просто работаешь на кого-то, остаётся мало времени. Я делал то, что не очень-то и хотелось. В основном. Потом фирма, где я работал, закрылась. Не было иного пути. Поэтому почти сразу после свадьбы открыл своё дело.
Л.: Тогда и появилась возможность свободно творить?
Б.: Свободно… Так обычно не получается. Даже не имея руководителя, чувствуешь, что руки по большей части связаны. Я работаю с индивидуальными заказами: люди предлагают свои идеи, я их осуществляю. Выходит, что золото – это свободное время, а не то, что я каждый день держу в руках.
Л.: И сколько времени примерно уходит на одно украшение?
Б.: В среднем срок изготовления 2-3 недели. Зависит от сложности задачи. И от денег, само собой. Если нужно сделать что-то срочно, цена повышается. Мне ведь приходится работать в свободное время, порой до глубокой ночи. Решают сами заказчики, готовы ли они подождать. Сейчас многие покупают массовку в магазинах. А вот придумать что-то особенное, переплавить своё золото решаются далеко не все.
Л.: Если появляется сразу несколько заказов подряд, а на одно украшение уходит немало времени, тоже работаете не покладая рук?
Б.: Да, приходится ускоряться. Бывает, по срокам не успеваю, но люди адекватные, всё понимают. Самое сложное для меня – быстро переключаться между разными видами работ. И работается по настроению. Если на душе хорошо, всё легко получается.
Л.: Для такого тонкого дела нужна ведь предельная концентрация внимания. Быстро устаёте?
Б.: Отвечу так: коллеги мне однажды сказали, что ювелиры не выходят на пенсию. Они просто тихо за рабочим столом помирают… Привыкаешь. Это как… Это как игра! Сидишь, копаешься, паяешь, творишь… А потом в конце дня – глядь! А сделал так мало. И ещё пару часов возишься. Но сейчас немного проще. Появились новые технологии. 3D-моделирование, например.
Л.: Много оборудования и инструментов требуется?
Б.: Для начала нет. С развитием приходится докупать. Чем крупнее обороты и выше сложность, тем дороже приборы. Но здесь есть зависимость и от специфики ювелира. Кто-то ремонтом занимается, кто-то только цепи вяжет, а кто-то полный спектр услуг предлагает. Разница в наборе инструментов очевидна.
Л.: Были ли какие-то необычные заказы за время работы? Что-то забавное, что запомнилось?
Б.: О да, однажды заказали пирсинг женский. Ну… В одно место… И золотую цепь в двести граммов. Фото нет. А так всё однообразно, после такого ничто не удивляет.
Останова Диана. «Free Mind Design»
Л: Как получилось, что вы начали делать украшения?
Д.: Я работала на нелюбимой работе, закончила университет по нелюбимой специальности. Долго искала себя. В один день мы оба с мужем просто уволились с работы и уехали на полгода в Индию. Там я просто отдыхала, радовалась жизни, мечтала... Наконец, ко мне пришло вдохновение. Я вернулась в Россию, подпитанная энергией и полная сил. Почему я выбрала именно украшения? Потому что сама их коллекционировала раньше и очень люблю. Почему серебро? Тот же ответ. Нравится именно этот металл. Как приехала, сразу нашла мастера, который несколько месяцев меня всему обучал.
Вообще у меня склонность с детства была к творчеству. Но убеждение родителей, что творчеством не заработаешь, взяло верх. И вот я много лет потратила впустую. По образованию я вообще инженер по связи и телекоммуникациям.
Л.: Как с самого начала вы искали покупателей?
Д.: Я приняла участие в зимних маркетах, одним из них был «Design Market». Там я сразу нашла своих будущих и настоящих покупателей. Их становилось всё больше благодаря «сарафанному радио». Сейчас торговля ведётся, в основном, через Инстаграм.
Л.: Как устроено ваше рабочее место?
Д.: Рабочее место у меня дома. Я оборудовала кладовое помещение под мастерскую. Есть вытяжной шкаф, учтена вся техника безопасности, установлен маленький верстак.
Л.: Сколько времени уходит на производство одного украшения?
Д.: Зависит от самого украшения. От размера и сложности. В среднем от одного до трёх дней. Пока я только учусь, изделия не самые сложные. Есть ведь и такие вещи, на которые уходят недели. А если учитывать ещё и дизайн, то намного больше, конечно.
Оговорюсь, я стала мамой 3 месяца назад. Поэтому сейчас я делаю всё дольше, чем раньше. Пока ребёнок спит, я – ювелир. Когда не спит, я – мама.
Л.: Утомляет ли процесс изготовления?
Д.: Я настолько люблю это дело, что мне кажется, всё нипочём. Вообще-то да, глаза устают, руки болят, постоянные ссадины, ранки, царапины и т.д. Это больше мужское дело, раз уж на то пошло.
А перед выставками количество работы увеличивается. Бывает, я работаю очень много часов подряд без передышки. Но когда вижу радостные глаза покупателей, понимаю, что всё не зря!
Л.: А есть ли какие-то интересные истории, связанные с работой?
Д.: Так, интересное… Да, на летнем маркете, когда параллельно проходили саммиты ШОС и БРИКС, у меня одним из покупателей был молодой парень из ЮАР. Он купил украшение для своей будущей невесты, чтобы сделать ей предложение. Это было так мило и трогательно! Так что одно из моих украшений живёт далеко в Африке. И к слову о том, где мои украшения живут. Я отправляю их в любой город. На данный момент самые дальние уехали на Сахалин, в Калининград и Надым. Время переходить на другие страны!
А ещё, когда я проходила учебу, ездила на другую сторону города. Однажды я так заработалась, что обо всём забыла. Полировала изделие, а полировка делается пастой гои. Может, знаете – это такая зелёная штука, которая сильно пачкается. При полировке её частички летят во все стороны. Обычно руки и лицо после него чёрные. Ну, в общем, меня так затянула работа, что, когда пришло время уходить, я просто встала и пошла на остановку... Сижу в автобусе, думаю, и чего на меня так все смотрят?! Приехала домой... У меня всё лицо было в пасте гои! До сих пор стыдно! Наверно, думали, что я в земле копалась.
Иванов Никита. Ювелирная мастерская «CreDo»
Л.: Как сложился ваш путь ювелира?
Н.: У меня дядя ювелир. Я забегал к нему в РемБытТехнику, когда ещё учился в школе, вот и зацепила эта работа с детства. Мы общались, я рядом сидел и наблюдал просто. Потом пошёл учиться в ПУ-155 на ювелира. После училища и полезной практики в 2006 году уехал в Москву и работал в «Tom Klaim Design» у небезызвестного Анатолия Климина. Вернувшись в Уфу, открыл ИП.
Л.: Как обстоят дела с мастерской?
Н.: Помещение арендую с напарником вдвоём, там раньше тоже была ювелирная мастерская, так что место «нахоженное», попроще в плане клиентуры.
Л.: Насколько дело ювелира прибыльное?
Н.: А тут как на рыбалке: сегодня клюёт, завтра нет. Бывает, работаешь, чтобы покрыть аренду, а иногда за неделю сделал шикарный заказ и пару месяцев не напрягаешься... Конкретно в цифрах не могу сказать. Но тем, кто хочет стать ювелиром, скажу, что не стоит гнаться за большими деньгами.
Л.: Сколько времени уходит на изготовление украшений?
Н.: Допустим, если это эксклюзив, работа по фотографиям заказчика и т.д., то вплоть до полугода может быть срок. Если же это обручальное кольцо или литейные полуфабрикаты, то от недели до месяца. Но в основном выдаём изделия раньше времени. Проблема в том, что клиент зачастую сам не знает, чего хочет.
Л.: Много ли требуется оборудования для такой работы?
Н.: Немало. Но начинаешь всегда потихоньку, затем уже по мере надобности приобретаешь тот или иной инструмент или оборудование. Но для увлечённого мастера просто гора всякой всячины! Не всегда ведь делаешь только цепи и колечки, бывает, и совсем не ювелирные вещи заказывают. Вилки, ложки… Это понятно. Но недавно вот заказывали пин для вэйпа из серебра. Полно было забавных моментов. Многие курьёзы смешные только для нас, мастеров. Просили как-то вставить бриллиант в 1.6 карата вверх ногами. Любит клиент, чтобы сделали не по технологии. Смешать, например, два металла, как кофе с молоком и т.п.
Л.: А вы с какими металлами любите работать?
Н.: Всякий металл хорош по-своему. Был опыт работы в технике «Мокуме Гане», так там вообще несколько металлов слоями. А так люблю серебро, хоть и работать проще по золоту.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.