Мы тут в Likes придумали новый вид развлечений для богатых духом – театральный квест. Суть такова: внимательно изучаешь сайты уфимских театров, выбираешь спектакли на схожую тему, в течение месяца смотришь их все. Наслаждаешься одними постановками, умираешь от тоски на других, щеголяешь наблюдениями перед друзьями. Вся гамма чувств театрального путешественника. Для начала предлагаем остановиться на спектаклях о сиротстве и детстве. Во-первых, сильные эмоции обеспечены. Во-вторых, их немало на уфимских подмостках

В Башдраме инсценировали документальную повесть молодого автора Айгиза Баймухаметова, который и сам является выпускником детского дома. В Молодежном театре ставят классику – Мустая Карима с историей о сиротах 1940-х. В независимом «The Театре» взялись за рассказы Людмилы Улицкой также о послевоенном времени. Заранее восхищаемся мужеством постановщиков (выбрать такую тему!) и идем выяснять, какие они, эти три мира – три детства в уфимских театрах.
«Навстречу мечте» в Башдраме: детский ад

Спектакль в Башкирском театре драмы вызывает две основные эмоции. Первая – чистый, дистиллированный восторг от режиссерских и художественных находок. Эти актеры в коричневых приспущенных колготках, эти кубики как символ детства, эта многоликость исполнителей главных ролей. Все же чувствуют в слове «детдомовские» трагическую схожесть судеб? Так вот здесь она получает мощное визуальное воплощение. Смотришь и понимаешь, как много может современный театр.

Вторая эмоция – легкое сожаление, что этой dream team не достался более сильный литературный материал. Автор Айгиз Баймухаметов уж в слишком традиционной манере трактует тему сиротства. Если воспитатель, то очерствевший сердцем. Если усыновитель, то разочаровавшийся и сдавшийся. Если главный герой, то стойкий боец. Краски сгущенные и трагические. Но почему было, например, не усложнить образ того же протагониста, наверняка автобиографический?

Тем более, способность к созданию многомерных героев у Айгиза Баймухаметова, конечно же, есть. Именно таким у него получился Фарит Золотая ручка. Одновременно трусливый, артистичный, находчивый, преданный, крадущий, отважный. Его роль удачно исполняет Урал Аминов. Своей выразительной игрой и пластичностью он выделяется даже среди достойных актеров спектакля.

Оценка Likes.ru: в первую очередь рекомендуем «Навстречу мечте» зрителям с обостренным чувством прекрасного. Непременно влюбитесь в работу художника-постановщика Альберта Нестерова. А вот людям с литературоцентричным миром может быть чуточку скучно.
«Батя Ялалетдин» в Молодежном: группа «Винтаж»

Вот она прелесть нашего театрального квеста: каждый спектакль работает как машина времени. После динамичной и остросоциальной постановки Башдрама «Батя Ялалетдин» удивляет размеренным темпом и лиричным сюжетом – приметой совсем другой эпохи.

Спектакль по Мустаю Кариму не отбирает у сирот светлого детства. Тут тебе и школьные шалости (чего стоит запах от натертой чесноком парты на весь зал!), и уважение к воспитателю, и забота о друзьях, и трепет перед настоящей семьей и домом. Да еще и среди актеров есть маленькие мальчики с этой их старательной игрой и большими ушками! «Настоящую нежность не спутаешь ни с чем». Ее не перечеркнуть ни портрету Сталина на заднем фоне, ни грустному финалу постановки.
Скорее всего, «Батя Ялалетдин» задумывался как спектакль о сиротах всех времен. Неслучайно в оформлении сцены используются портреты мам с детьми из разных эпох. Неслучайно между сценами звучат письма современных сирот. Однако через десять лет после премьеры это уже не притчевая, универсальная история. Сейчас она про советское время и про то, каким виделось детство в те годы.

Важное «но» – слишком уж ровная, беззвездная игра актеров. А ведь хочется огня, парни! Неужели вас не вдохновляют ваши коллеги Андрей Ганичев и Евгений Лопатин, душераздирающе перевоплощающиеся в детей в спектакле «Ночевала тучка золотая»? Неужели нет желания добавить жизни и в свою постановку? Неужели «Батя Ялалетдин» – уже нелюбимый ребенок?
Оценка Likes.ru: рекомендуем этот спектакль тем, кто устал от темпа современной жизни. Немного доброй старомодной лирики, чтобы отвлечься от «чернухи» и «экшна». Но и тренировка терпения для привыкших к остросюжетным фильмам и сериалам!
«Детство49» в «The Театре»: женские истории

Поход в частный театр, который обосновался в Гостином дворе, оказался настоящим приключением. Сперва суета, биток, проблемы с организацией, судорожные поиски дополнительных мест для зрителей, а потом – магия, магия и магия.
Спектакль «Детство49» получился нежным, сентиментальным и мелодраматичным. Если в Башдраме и Молодежном театре истории сирот рассказывали актеры-мужчины, то здесь в главных ролях юные девушки – студентки института искусств. Особенно хочется выделить красавицу Гульчачак Зарипову. В костюме мальчика и с этими ее выразительными глазами она просто Арья Старк уфимской сцены.

Режиссер Рима Харисова использует тот же прием, что и в Башдраме, когда актеры преображаются сразу в нескольких персонажей. Да еще и с переодеванием прямо на сцене, будто обнажающим механику современного театра. Реквизит постановки совсем небогат, да этого и не нужно. Волшебство творится на другом уровне: пластики, детали, размещения в пространстве. Снег падает из рук актрисы, кочаны капусты клеятся из газет, бумажные самолетики летят в зрительный зал.

«Детство49» состоит из трех зарисовок. Лучшая, конечно, последняя – про интеллигентного мальчика Геньку, которого дразнит дворовая шпана. Про семью и дом. Про защиту и опору, которую они дают в жизни. Про свет, который ощущают даже случайно попавшие в это место силы. Очень символично завершать этой историей хождение по сиротским мукам.

Оценка Likes.ru: рекомендуем «Детство49» тем зрителям, которые готовы пожертвовать частью комфорта ради интересного спектакля. За это воздастся особым уютом, дружеской атмосферой и полным погружением в спектакль.