Вышел в прокат новый блокбастер Фёдора Бондарчука «Притяжение», вокруг которого уже давно нагнетают ажиотаж в масштабной промо-кампании. Это первый российский блокбастер в формате IMAX на космическую тему, и на его создание потрачено 380 млн. рублей. Если ли шансы, что расходы «Фонда Кино» окупятся и стоит ли уфимцам нести свои кровные в кассы кинотеатров, чтобы полюбоваться на «звёздное» детище Бондарчука?

«Фонд Кино» против Голливуда
На самом деле, по голливудским меркам бюджет «Притяжения» не так уж велик — даже по нынешнему курсу это чуть более 6,3 млн. долларов. Для сравнения, последний крупный голливудский проект о пришельцах — «Прибытие» Дени Вильнёва — обошёлся в 47 млн. долларов, притом что в фильме нет батальных сцен. Помимо тематики, «Притяжение» с его американским собратом роднит лишь саундтрек — над звуковым рядом в обоих фильмах работал саунд-дизайнер Дэйв Уайтхед. А вот зрелищные визуальные эффекты выполнила российская студия Main Road Post, которая ранее работала над «Сталинградом» и экшеном «Особо опасен». Все съёмки проводились в Москве: в павильонах киностудий, на объектах Минобороны и непосредственно в районе Северное Чертаново, где по сценарию фильма приземлился инопланетный корабль.

Отечественные съёмки и пост-продакшн позволили продюсерам сократить затраты, а дополнительные расходы на формат IMAX объясняются тем, что картина изначально снималась на экспорт. Продюсеры сообщают, что уже нашли партнёров по дистрибуции в 50 странах. Будет ли иностранным зрителям интересна «битва за Чертаново» - это весьма спорный вопрос. С одной стороны, тема нашествия пришельцев избита, и российскому кино тут сложно тягаться с западными аналогами. С другой стороны, именно суровая эстетика московских окраин может быть притягательна для иностранцев. (Говорю это как горе-экскурсовод, чьи друзья из Германии больше всего хвалили высотную застройку на окраинах Москвы). На крайний случай, у «Притяжения» есть шансы окупиться и в домашнем прокате — прошлая картина Бондарчука собрала в России больше 50 миллионов долларов.
Почему не стыдно хвалить «Притяжение»
То, что роднит «Притяжение» с голливудскими блокбастерами — это не спецэффекты и бюджет, а грамотный сценарий. Сюжет так органично выстроен в согласии с принципами «Восьми секвенций» Гулино, что при просмотре мне хотелось обнять свои старые конспекты по сценарному делу и плакать. Желающие поупражняться в вычленении ЦДВ (Центрального Драматического Вопроса) и Первой и Второй Кульминации могут использовать этот фильм в качестве учебного материала. Да, этот голливудский подход часто критикуют за формализм и создание фильмов-клонов. Наверняка и вы замечали, что многие блокбастеры похожи как братья, хотя герои, декорации и конфликты вроде везде разные? Чутьё вас не обманывает — сходство присутствует на уровне композиции. О том, хорошо это или плохо, киноведы могут спорить бесконечно, но добротное развлекательное кино без чёткой композиции просто не получается.

Близкие нам герои, родные декорации и отлаженная сюжетная схема делают «Притяжение» увлекательным и понятным для российского зрителя. Если вы хотите посмотреть развлекательный фильм с хорошим юмором, симпатичным визуальным рядом, а также искренней и немного наивной актёрской игрой — вам сюда, на сеанс «Притяжения». Похвалить этот массовый, «американизированный» кинопродукт мне нисколько не стыдно, ведь сделать качественный фильм для широкой аудитории — это очень сложная задача, с которой справляются лишь немногие российские режиссёры и продюсеры. Отдельно стоит отметить тот факт, что этот проект дал шанс «засветиться» целой группе молодых актёров. Из метров нашего кино в фильме заняты только Олег Меньшиков, Сергей Гармаш и Людмила Максакова, притом у последних роли второго плана. Главные роли сыграли Ирина Старшенбаум, Александр Петров и Риналь Мухаметов, для которых «Притяжение» стало дебютом на «большом» экране.

Чертаново против Пришельцев
Одна из сюжетный линий, о которой зрители догадывались ещё после просмотра трейлеров — это народный бунт жителей Чертаново против пришельцев. Фильмы о космических захватчиках зачастую поднимают темы социальных конфликтов и разделения на «своих» и «чужих», но в современном российском кино такого ещё не было. В сценах восстания в Чертаново под слоганом «Это наша Земля» несложно угадать отсылку к выступлениям националистов в московском Бирюлёво, которые потрясли столицу пару лет назад.
Показать настроения молодых радикалов в «попсовой» фантастике — это довольно смелое режиссёрское решение, учитывая, что о таких конфликтах у нас предпочитают не говорить. Пожалуй, после фильма «Россия 88», который вышел почти 10 лет назад, тема национализма в России не обсуждалась на широком экране. Хотя проблема нравственного выбора при контакте с чужой цивилизацией в фильме решается довольно прямолинейно, «Притяжение» оставляет темы для размышления после просмотра. Поэтому сюжетная линия о восстании в Чертаново может быть интересна и старшему поколению, тогда как основная интрига фильма — неожиданный любовный треугольник — адресована молодёжной аудитории.
