Снимки Вивьен Майер ждали около 60 лет, пока их опубликуют. На ее черно-белых работах мы видим отпечаток Нью-Йорка 1950-1980х годов. Отпечаток бесхитростный, но точный: взлетевшие юбки, руки, тайно сжатые за спиной, взгляды, слезы, кожные складки. Кажется, будто ты сам идешь по улице и выхватываешь из толпы образы и кадры
Николай Крицкий делает мгновенный снимок актуальной Уфы уже сейчас, и в нем мы с вами, такие, какие есть: задумчивые, растерянные, целующиеся на светофорах, глубокие, морщинистые, модные, скованные, сияющие, скрывающие что-то, роняющие мелочь, беззубые, смеющиеся в вазовских шестерках, бросающие вызов.
Николай - известный в городе фотограф, жанр репортажной съемки всегда давался ему легко. Примерно год назад, гуляя с коляской по центру города, он решил взять с собой камеру и снимать все, что происходит на улице. В основном это центр города — его маршрут пролегает по улицам Ленина, Пушкина, Коммунистической, Октябрьской революции.
Говорят, что даже младенцы дольше всего задерживают взгляд на лицах людей. Наверное, поэтому именно люди сделали его проект #streetphotokritsky таким узнаваемым и ярким.
В моей ленте его фотоработы стали таким пульсом города: вот появились люди с лопатами, ветераны в медалях, пролетели стайкой первоклассники в школьной форме и выпускницы в балетках и бантах, заворожили летние красотки в шортах с высокой талией, поехали велосипедисты всех возрастов, дети в фонтанах, путешественники-хиппи с гитарами и рюкзаками, вышли блеснуть мышцами завсегдатаи спортивных залов в обтягивающих майках, наступила осень, и зонты спрятали стеснительных от глаза фотокамеры... Еще видно как растет крошка-сын Николая и его супруги Ренаты.
На фотографиях можно находить много слоев. Стилисты будущего заметят, как обувь на каблуках уступила кедам и балеткам, платья свободного покроя взяли верх над экстремальными декольте и обтягивающими фигуру, как наступила эра подвернутых джинсов и смешных ирокезов, собранных в хвостики. Парикмахеры отметят, как робко появляются креативные стрижки, асимметрия на голове, а омбре все чаще приобретает цвета радуги.
Можно видеть, как меняется отношение людей к человеку с камерой, как становятся более открытыми взгляды. «В этом есть диалог, когда люди будущего смогут заглянуть в глаза нам сегодняшним и увидеть ту эмоцию, которую испытывают люди на фото. Таким образом, в будущем можно будет судить об обществе, о поведении людей на улице», - говорит о своем проекте автор.
Некоторые снимки получают продолжение, как история с девочкой из пекарни.
Ее фотография вызвала массу споров в соцсетях. Главный вопрос: «Этично ли снимать ребенка без разрешения родителей?». Девочка с красивым именем Алтынай и мудрыми глазами сидела одна и кого-то ждала, когда попала в объектив. Ее узнали и, спустя полгода, автор снимка познакомился с ее мамой и вернул девочке ее изображение. Алтынай не запомнила момент, когда был сделан снимок.
Вопрос этики вообще часто выплывает в комментариях. «Согласны ли герои снимков, что их фотографии публикуют?». Вопрос тонкий, и решается он, как и многое в жизни, за долю мгновения. Николай описывает это так: «Общение происходит без знаков, мы просто видим друг друга и расходимся, иногда улыбаемся. Я не прячусь, меня с камерой хорошо заметно. Если люди не хотят оказаться в объективе, они ведут себя по-другому. За все время, пока я фотографирую, меня просили удалить снимки всего несколько раз».
Постепенно в проекте появляются мини-зарисовки о людях, которые оказываются в кадре. Например, история про бакинца дядю Мишу.
Открыв по хэштегу его работы, трудно оторваться, хочется всматриваться в людей, думать о том, как меняется город, как мы пытаемся скрыть свои эмоции, и как они вылезают наружу, о том, как мы хотим казаться счастливыми. «Через несколько месяцев меня стали узнавать на улицах», - рассказывает Николай, - «Парочки замечают, что я стою с камерой, и начинают целоваться». Наверное, такими мы и хотим остаться в памяти города — молодыми, яркими, влюбленными.
Осенью 2016-го года видеооператор Дмитрий Вайднер вышел на видеоохоту вместе с Николаем Крицким, снимая его, пока он снимает уфимцев.
Люди улыбаются, пугаются, прячут лица, смеются и машут в объектив. Город живет и дышит. «Я просто продолжаю снимать, не ограничивая себя какими-то рамками. Концепция постоянно меняется, хочется верить, что все, что я сделал — это только начало, а я начинаю входить во вкус. Хочу продолжать до тех пор, пока могу держать в руках камеру».