Графический дизайнер Расул Гафаров помимо создания коллажей, увлекается йогой и музыкой. Likes задал Расулу восемь вопросов. Расул ответил и показал свои работы. Редакция в восторге.
В какой момент времени или период своей жизни ты обратился к этой форме искусства?
Примерно 7-8 лет назад я работал в рекламно-производственной компании и очень часто находился в комнате, где валялся отпечатанный брак повсюду. В основном, там печатали рекламную продукцию, буклеты различных компаний, плакаты мероприятий, наклейки, журналы, а также фотографии с отпусков, что-то интимное, очень личное и многое другое. Когда я заходил в эту комнату, меня не оставляло равнодушным, что различные лица, в основном, улыбающиеся будто смотрели на меня с разных сторон. Пол-головы из под стола смотрит, будто хочет что-то сказать, но его рот закрыт чем-то тяжелым, мама с дочкой должны были держаться за руки, но они на разных кусках бумаги, кто-то просто разорвал этот лист пополам, чтоб не занимал много места, кусок тушки местного мясокомбината на фоне счастливых лиц выпускниц, люди в деловых костюмах с непропечатанными лицами, дембель в своей красивой форме на зажёванном листе бумаги. Руки, ноги, головы, техника, еда, дома, машины, беременная женщина, упаковка для молока... Все это смешивалось прямо под моими ногами, и я не мог этого не видеть. Какое-то время я просто за этим наблюдал, затем я начал собирать и клеить обрезки на огромный лист гипсокартона. Так стали собираться причудливые образы. Для меня это не было искусством, более того, я даже не подозревал, что кто-то тоже этим занимается. Постепенно я углубился в это, стал искать редкие журналы, меня привлекал винтаж 50-60-х годов, начал фотографировать на плёнку, проявлять и вырезать собственные снимки.
Чему или кому посвящены твои образы?
Свободе. Это просто практика свободы, практика быть собой, видеть не только картинку, а что-то ещё, обратную сторону медали, что-то нематериальное, чувствовать и переживать на духовном уровне простые, окружающие нас события. Это как петь на языке, которого не существует, где только ты знаешь суть и тебе незачем её озвучивать. Когда ты свободен от своего творчества, твоё творчество свободно от тебя, соответственно, от любой критики. Просто стоит позволить нашей жизни течь, и она создаёт красоту во круг тебя... Не сопротивляться, не осуждать, перестать делить на «красиво» и «некрасиво» просто позволить всему этому существовать.
В каком состоянии тебе нравится заниматься этим?
Конечно, в осознанном, трезвом состоянии, иногда оно может казаться немного меланхоличным, но таким, что его хочется прожить и в нем хочется находиться, потому что оно настоящее, искреннее.
Покажи свой первый и последний коллаж
Первый точно уже не покажу, его нигде нет, и я его не помню, не помню даже того момента, когда коллажи стал называть коллажами, так как все это произошло не резко, а постепенно... А последний перестанет быть последним ещё до выхода этой статьи... Есть ли в этом смысл?
Что ты делаешь с ними потом?
Многие из коллажей оказались в различных точках мира, в Аргентине, Канаде, Британии, Германии, Франции, Дании, Венгрии и много где ещё. Некоторые послужили оформлением виниловых пластинок, некоторые использовались в представлении различных брендов. Все коллажи живут своей жизнью, я не держусь за них и с удовольствием дарю друзьям, если они им нравятся, сотрудничаю с различными проектами, которые интересны мне лично. В России мало кто интересуется этим, поэтому в основном они где-то в других странах. А какие-то уже несколько лет лежат в коробке с обрезками различных фотографий.
Какой глянец идеально подходит для коллажей?
Любой. И не только глянец. Вообще все это не важно. Гораздо важнее для меня - это обращать внимание на ощущение, а не на изображение. Например, на коллаж можно не только смотреть, его можно и слушать. Да, звучит странно, но то же самое и с фотографиями. Возьмите фотографию, которая вам очень нравится, без привязок к какой-либо личности, желанию или воспоминанию. Просто фотография, которая вам нравится. Послушайте её, и вы обязательно услышите этот внутренний звук, о котором я вам говорю.
Идеальное место для твоей персональной выставки?
Я не думал об этом. Я пока не понимаю, зачем мне все это. И вообще сам бы я не смог, меня надо попросить, пригласить, немного уговорить, настоять, и только потом я должен подумать. Мой характер не всегда позволяет мне развиваться в обществе, иногда я с этим борюсь, а иногда бегу от этого. Я творческий, но не всегда организованный.
Как ты думаешь, о чем думают люди, глядя на твои работы?
Думают, о чем думал тот, кто их делал?!
Likes рекомендует инстаграмм Расула @lentame