Поверьте, ещё не поздно! В Уфе есть театральные студии, где вас научат красиво двигаться, поставят голос, и, возможно, именно здесь вы найдёте своё призвание. Выбирайте: есть классическая школа, модерн, пластические импровизации. Можно подчиняться режиссёру и бунтовать против него, менять сюжет и менять свою личность, носить анимешный косплей или маску.
«У нас актёров нет, у нас есть студийцы», — так обозначает формат режиссёр театра Светлана Аюпова. Непрофессиональный театр-студия «Альтер Эго» появился в 1997 году, за это время они выпустили 24 спектакля. Не побоюсь сказать, что каждый из них может считаться культурным событием для города.
Те, кто хоть раз побывал на их постановках, догадываются, какая кропотливая, долгая и тяжёлая работа кроется за кулисами. «Мы рожаем слоников», — говорит о ритме театра Светлана Рифовна. Это значит, что постановки редкие, но мощные и сложные.
«Это интенсивный и напряжённый поиск своего я, где искусство — как проводник, а постановки — как антропологические изыскания», — отзывается о них театровед Галина Вербицкая. К сожалению, чаще всего спектакли этой студии можно увидеть в Санкт-Петербурге, но и в Уфе можно поймать, если внимательно следить за новостями в группе ВКонтакте.
Участвовать в спектакле могут только те студийцы, чей стаж переваливает за 2-3 года. Дети с 10 до 15 лет могут приходить на занятия в сентябре, когда идут отборы и прослушивания. Берут всех, отсев происходит постепенно, сам по себе.
Для взрослых есть несколько тренинговых групп по актёрскому мастерству, к которым можно присоединиться даже в середине года.
Народный театр «Третье поколение» им. Петра Шеина ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан»
Самый заслуженный и маститый народный театр Уфы появился в 1982 году при ДК «Нефтяник» (ныне ГКЗ «Башкортостан»). Многие помнят его как театр Петра Шеина, который руководил им до своей кончины в 2008 году. После руководителем был избран Юрий Стульников, а театру присвоено имя основателя. За многие годы через коллектив прошли люди разных профессий: врачи, адвокаты, охранники, водители, музыканты и многие другие.
На сцену наряду с молодыми актёрами до сих пор выходят ровесники театра. Постоянный основной состав коллектива — 25 человек. Возраст актёров — от 18 до 70 лет. Прийти на кастинг можно в дни репетиций (каждую неделю по вторникам, четвергам и воскресеньям). О просмотре лучше договориться заранее с главным режиссёром. «Нужно подготовить разножанровые номера, на выбор прочитать отрывок прозы, стихотворение, спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте (если умеете). В общем, показать, на что вы способны. Хорошо, если вы раньше уже занимались сценическим мастерством, но иногда достаточно просто большого желания и возможности отдавать время и силы театру.
24 февраля 2017 года мы празднуем 35-летие театра, где все новички смогут попробовать свои силы в массовых сценах отрывков из лучших спектаклей прошлых лет. Это будет большая программа «Театр — моя судьба»», — прокомментировал Юрий Стульников. В этом году театр порадовал зрителей постановкой Рэя Куни «Слишком женатый таксист».
Первый негосударственный театр Уфы НП Мастерская театральных миниатюр имени менЯ
10 лет назад на сцене УГАТУ появились весёлые молодые люди в тельняшках — студия «Чистый креатив». Спектакли шли в формате миниатюр (СТЭМ) о том, что волнует студентов и чуть больше. Театр «МТМ имени меня» вырос из студенческого коллектива, добавил профессиональной драматургии и поставил ещё более сложные вопросы для зрителя.
Сейчас МТМ отошёл от формата репертуарного театра, это союз творческих людей, коллектив индивидуальностей, объединённых общим делом — театром. Цели у них тоже стали гораздо глобальнее — от воспитания зрителя до исследования новых форматов в мастерской театральных проектов.
Таким местом можно считать ателье актёрского тренинга «Пересмешники» (для школьников и студентов), программа которого рассчитана на восемь месяцев. Есть проект «Эдьютейнмент», основная идея которого — «навык здесь и сейчас», где обучение направлено чётко на результат — научиться новому за час. Набор в «Пересмешники» открытый, достаточно заявить о своём желании в группе. Для тех, кто хочет научиться разбираться и правильно смотреть кино, МТМ организует киноклубы в музее Советского быта.
«Чтобы привлечь современного зрителя, традиционные методы уже не работают, поэтому мы предлагаем партнёрство, соучастие в постановках. Это зрительский театр, который давно опробован в Европе и только появляется у нас в городе», — комментирует изменения режиссёр Екатерина Темнова.
Театр «Статус» появился в марте и сразу заявил о себе в ноябре премьерой спектакля по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная», где на сцену вышли инженеры, спортсмены, учителя, менеджеры, врачи, студенты, певцы, музыканты и др. «Наш театральный коллектив молод, в нём участвуют как люди с инвалидностью, так и без. На сцене нет барьеров для тех, кто любит сценическое искусство и готов служить ему без остатка. Мы приглашаем людей разных групп инвалидности и без в наш коллектив — тех, кто, возможно, долгие годы мечтал реализовать себя на сцене.
Наши спектакли о наболевшем, о человеческих отношениях, честности, любви, о том, быть или не быть», — рассказывает о проекте Гюзель Давлетова, режиссёр театра. — «Чтобы пройти прослушивание или получить знания по актёрскому мастерству, недостаточно просто быть вольнослушателем, нужно получать практику сразу, на сцене, в постановках. Кастинга нет, набор актёров идет всегда, о своём желании нужно написать в группу». Зрители хорошо приняли премьеру театра, следующий спектакль «Софи» уже на подходе и выйдет ориентировочно в мае 2017 года.
Постановки мало напоминают классический театр в нашем понимании. Это пластические импровизации, этюды и спектакли в стиле модерн, построенные на вторичных ассоциациях. Актёры участвуют в создании действа не меньше режиссёра, обсуждают сюжеты, примеряют на себя, переосмысляют.
Здесь можно исследовать новые театральные технологии, импровизировать. Режиссёр Владимир Корчев считает, что талантливы все, поэтому готов работать с любыми возрастами — от 14 до 70+: «Я беру всех. Если вам подойдёт наш формат работы, вы останетесь. Сейчас у меня в работе три проекта: «Какие-то зёрна» по роману Зои Журавлёвой, «Заветные посиделки» с мастерицами прикладных искусств в реконструированных костюмах и «Запах земли» — со стихами Ларисы Миллер и Андрея Вознесенского».
Попасть на спектакли театра «Птицы» непросто — анонсов в группе почти не бывает, на постановки актёры зовут своих знакомых, информация распространяется по «сарафанному радио». Отчасти это потому, что собственная площадка театра очень небольшая и может вместить около 20 зрителей, иногда они выступают на других площадках, принимают участие в фестивалях.
После спектакля можно поучаствовать в обсуждении, где высказываются и актёры, и зрители, и режиссёр.
Проект «The ТЕАТР» был создан в 2013 году группой выпускников театрального факультета Уфимской Государственной академии искусств. Коллектив делает ставку на спектакли молодых «диких» режиссёров, современную драму, прозу, поэзию, танец, язык, звук. Студия актёрского мастерства при проекте «the ТЕАТР» существует с сентября.
Занимаются люди от 15 до 45 лет, но вообще возрастных ограничений нет. Пока набор в студию закрыт, так как занятия уже идут. Но в следующем сезоне есть планы создать вторую студию. О студии рассказывает режиссёр Алсу Галина: «Кастинга у нас нет. Люди приходят, принимают участие в тренингах и понимают, хотят они этим заниматься дальше или нет. Есть те, кто в будущем видит себя на сцене. Другие же хотят отвлечься от повседневности, от рутины, избавиться от негативных эмоций. Не могу сказать точно, сколько будут длиться занятия в студии. Обучение мастерству актёра может длиться всю жизнь.
Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники не врали на сцене, были живыми. В студии преподают актёры нашего проекта, иногда мы приглашаем педагогов со стороны, чтобы ребята чувствовали контрасты и как можно больше выходили из зоны комфорта. Мы учим слышать себя, чувствовать себя, не бояться своих эмоций, уходить от быта. Технике речи, правде существования на сцене. Конечно, мы планируем выпустить спектакль с ребятами. Что это будет? Пока тоже неизвестно».
Если вы не хотите подчиняться твёрдой руке режиссёра, а желаете быть полноправным соучастником и со-творцом происходящего на сцене, то лучше выбрать не классический театр, а группу свободных художников. «Обучение у нас происходит в процессе, это пластический театр, в основе которого лежит поиск, а куда он нас приведёт, я не знаю», — так описал концепт арт-группы режиссёр Рустам Имамов. — «Мы бы хотели видеть среди нас творческих, активных людей в независимости от рода занятий: фотография, видео, музыка, программирование, инжиниринг, кулинария и так далее.
Чем дальше вы от театра, тем лучше, главное — наличие любви к совершению действий здесь и сейчас». Пока в активе группы не так много работ, одной из удач можно считать спектакль «Синюшкин колодец» по мотивам сказа Бажова, выстроенный на синтезе электронного звукоряда и монолога актрисы Римы Харисовой.
Очень необычный проект, сочетающий в себе элементы исторического фехтования, мюзикла, косплея в стилистике стим-панка. «Это была наша самая знаменитая постановка, поэтому нас так запомнили», — смеётся руководитель гильдии Полина Макоха. — «Нашим участникам от 16 до 27 лет, а тематика спектаклей и сценок у нас самая разная, есть даже социальные сценки.
Обычно мы берём тему, которая интересна всем, придумываем сюжет и начинаем работу. Все вокальные партии записываем на студии, а на сцене поём под фонограмму, потому что площадки, на которых мы выступаем, часто не оборудованы для проведения концертов. Набор у нас идёт постоянно, попасть в массовку очень просто. Но если вы хотите выйти на главные роли, то придется пойти на обучение — нам очень нужны хорошие фехтовальщики, танцоры, люди, умеющие петь и играть на музыкальных инструментах.
Обучение проходит в студии артистического фехтования, где вас научат держать в руке меч и шпагу, поставят голос и дадут основы актёрского мастерства и сценического движения».
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.