В Уфе прошел конкурс дизайнеров «FACTOR VOSTOKA». После длительного перерыва, за полгода – это уже второе мероприятие и, по словам организатора Анны Аллакаевой, фестиваль уверенно набирает обороты в нашем городе.


– Анна, проект «FACTOR VOSTOKA» был закрыт на пике популярности в 2012 году. И вот сейчас, вы возобновили его. Для чего?
– Проект ранее проводился в формате международного конкурса молодых дизайнеров. Прекратить его существование было сложным, но необходимым решением.
Но в прошлом году мы снова запустили его, потому что произошел резкий скачок. Появились дизайнеры, которые начали себя активно проявлять. Восприятие поменялось. И если раньше мы говорили только о московской неделе моды, то сейчас смело можем и об уфимской. Это будет оправдано. И да, она уже есть – как раз таки наш фестиваль.
В дальнейшем она будет не только в рамках Уфы и Башкирии, мы планируем заинтересовать дизайнеров всей страны и даже вывести фестиваль на международный уровень.




– Только молодые дизайнеры могут принимать участие? Или участники – состоявшиеся дизайнеры тоже приглашены?
– Вообще мы планировали, что будем заниматься только с состоявшимися дизайнерами. В прошлом году в рамках фестиваля это получилось. Там была подиумная часть и маркет. Можно было сразу же на месте приобрести любую понравившуюся вещь.
Весной этот формат уже не подходил. Поэтому мы решили заполнить проект информативностью. Весенний «FACTOR VOSTOKA» – это конкурс молодых дизайнеров и серия авторских показов. Ребятам повезло, так как призовой фонд был большим –- 150 тысяч рублей. Для студентов это хорошая сумма, которую можно направить на развитие и продвижение.
Осенью снова продет фестиваль в формате маркета и подиума. Только профессионалы. Молодые дизайнеры будут выделены в отдельный блок, вне конкурса.


– Насколько востребованы такие оффлайн мероприятия? Сейчас ведь развивая личный бренд можно охватывать в соцсетях миллионы.
– Почему люди до сих пор ходят в театр? Да все доступно и все можно посмотреть, но люди хотят прикоснуться к искусству. Мода создается человеком. Это его видение, которое он облекает в вещи. Это искусство. Есть не то, что востребованность. Есть большая потребность в этом.
Ты приходишь и вживую смотришь, можешь посмотреть, примерить. Это же круто? У человека есть тактильная потребность, а мы можем ее удовлетворить.
Дизайнеры предлагают хорошую и качественную одежду. При этом стоит она небольших денег. Поговорка «скупой платит дважды» действительно работает.
Мы можем купить какую-то вещь за условные 200 рублей, но она будет не пригодна уже через две стирки. Или можно купить качественную вещь и носить несколько сезонов. Мы не только привлекаем клиентов этим проектом, но и завоевываем их любовь. Тенденция огромного китайского потребления идет на спад. Лучше заплатить 6 тысяч за юбку, но ты будешь ее носить, любить.
Очень было круто, что о время фестиваля ко мне подходили люди и спрашивали: «Где это можно купить?».


– В прошлом фестивале участвовали только уфимские дизайнеры?
– Осенью на маркете участвовали наши дизайнеры. Мы сейчас делаем упор на дизайнеров которые уже работают. Потому что они создают новые коллекции раз в год или даже раз в полгода. У молодых движения меньше. Они могут создать коллекцию и ездить с ней по конкурсам по три года.
В ноябре будет опять «FACTOR VOSTOKA». Мы заинтересованы в продажах. Чтобы дизайнеры пришли, показались и продались. Тогда они будут понимать, что нужно создавать новое. А у людей, в свою очередь, возникнет понимание, что у нас производиться одежда. У нас в Уфе есть свое производство. Пусть и индивидуальное, а не масс-маркет. И мода в Уфе есть.



– Как принять участие в фестивале?
– Это не благотворительный фестиваль. Нужно заявить о своем участии, внести оргвзнос и подготовить коллекцию. К слову, участие в московской неделе моде очень дорогое, речь идет о нескольких сотнях тысяч. У нас цены гораздо ниже. Те, кто не первый год занимаются этим знают, что если делать индивидуальный показ, то это выльется в полмиллиона рублей минимум. Большие фестивали проводить гораздо выгоднее. И здесь можно заявить о себе, показать себя.
– Сколько было участников весной?
– Больше 50.

– Неужели так много?
– Да! Мне не верят, ведь у нас нет заводов и фабрик. Но у нас есть дизайнеры, которые создают одежду. Они продают ее по всей России и даже за границу.
– А в Уфе они не могут попасть в магазины?
– Их просто не видят. В торговых центрах есть магазины, которые собирают дизайнерскую одежду. Но их мало. А если начинать продавать свои коллекции, то нужно платить за аренду, зарплату продавцам и так далее. Тогда эта одежда будет стоить очень дорого. А смысл? Если они могут выставляться у нас, позвать свою аудиторию посмотреть.
И люди приходят, покупают, а потом еще приходят. Все дизайнеры очень открытые, светлые, творческие и приятные люди. Они хотят общаться. И человеку приятно будет сказать, что он купил вещь от того-то.


– И все-таки, есть ли целесообразность мероприятия?
– Если бы не было, я бы не тратила столько времени и сил. Этот проект не приносит мне денег, он скорее имиджевый проект. Если бы не было смысла, то я бы не делала ничего.
Я хочу сейчас взрастить не только поколение модисток, но и поколение людей, которые будут ценить это. У нас сейчас молодые люди не прикасаются ни к чему, кроме гаджетов. Мне хочется, чтобы люди пробовали, делали сами.
У нас на конкурсе второе место заняла девочка, которой 11 лет. Жюри не знали ее возраста, а просто выбрали то, что она сделала. Таких детей надо поддерживать и вести вперед.

– То есть «FACTOR VOSTOKA» - успешное мероприятие во всех смыслах?
– Ко мне подошли гости из Санкт-Петербурга и попросили сделать такой фестиваль у них. Я знаю, какой там уровень и то, что они именно так отзываются о нашем мероприятии - это показатель. Это очень хороший показатель.


Организаторы «FACTOR VOSTOKA» благодарят ТЦ МЕГА, Beauty bar и Арт-проект «Маруся» за помощь в организации.
