Когда говоришь, что в Черниковке открылось арт-пространство, у собеседников вся гамма чувств на лице, от удивления до усмешки, мол, и зачем? Однако энтузиасты, которые занимаются развитием Первого Творческого Улья, уверены, что северной части Уфы как никогда нужна своя точка притяжения. У ребят есть четкий план, а самое главное — необходимый для этого опыт.
Новая команда
Первый Творческий Улей, находится действительно в Черниковке, по адресу Хакимова, 7. Здание несколько лет пустовало, после того как ПТУ№2 расформировали. Здесь учили рабочим специальностям: сварщик, электромонтер, слесарь. В бывших учебных классах до сих пор можно найти технические плакаты, а на меловых досках — остались полустертые записи.
В прошлом году правительство республики передало здание благотворительному фонду «Твердая почва». Одним из условий аренды было создание форм социальной поддержки для незащищенных слоев населения. В мае 2018 года я посещала «Улей», тогда работы только начинались, а здание напоминало собой готовые декорации к постапокалипсическому фильму. В силу разных причин прежняя команда покинула проект, а развитием «Улья» занимаются молодые творческие ребята, под руководством арт-директора Кристиной Край. На встречу с Кристиной я и поехала.
Бек ту СССР
Я открываю дверь и попадаю сразу в СССР. Точный год моего «перемещения» отследить сложно, вещи намешаны из разных эпох: этот комод явно из 60-х, кресла — из 70х, стулья — вообще «мешанина» из разных стилей. Нос слышит запах ароматических палочек, взгляд отыскивает среди примет советского времени явно современные статуэтки (а-ля Будда). Перемещение во времени откладывается, мы в 2019 году, брюки с подворотами, айфоны, все в порядке.
Но магия советских вещей сильна. Я прикасаюсь к лакированной поверхности шкафов, в которых лаборанты бывшего ПТУ хранили реактивы. В далеком Кишиневе на даче у моей бабушки стоит такой же шкаф, набитый журналами «Юность», «Звезда», «Роман-газета». Лампа, точно такая же стояла у деда на столе. Телефон, который издает неповторимый «б-зззз» при наборе номера. Почему-то совершенно не удивляешься, что посреди всего этого великолепия стоит велосипед.
Разумеется, старый. А еще ворохом книги, много, разных. Машинально достаю телефон и снимаю, снимаю, любовно расставленные частички чьей-то прежней жизни.
Вообще, первый этаж — это готовая фотостудия. Самые модные уфимские фотографы уже нащелкали здесь не одну фотосессию. Стоимость часа демократичная — 1000 рублей, трогать экспонаты можно, ходить по этажам — не возбраняется.
А что выше? Всего в бывшем профессиональном училище 4 этажа. На каждом - классы. Часть отданы под аренду (об этом чуть ниже), часть — пустуют. Заходи, смотри, снимай. На втором этаже — большой лекционный зал. Можно по-разному называть помещения: лофт, арт-пространство, стройка в процессе. Но чувствуется, «Улей» оживает, его кабинеты постепенно занимают «пчелки», на этажах пахнет свежей краской.
Большие планы
Мы садимся с Кристиной друг напротив друга в кресла (опять пометка — такие долго стояли в гостиной моего детства), я знаю вопрос: «Как вы здесь очутились?».
Кристина Край родом из Салавата, но много лет жила в Санкт-Петербурге. После окончания университета работала заместителем главного архитектора СПБГУ, но потом ушла в свободное плавание. Рождения ребенка вынудило Кристину с мужем Юрой сменить место жительства из-за неподходящего климата. Потянуло к корням, ребята приехали в Уфу и стали искать помещения для мастерских (Юра — скульптор). Случайно узнали про возможность дешевой аренды в здании на Хакимова, 7, отправились в Черниковку. «Мы несколько часов провели в помещении одни, рассмотрели все и влюбились. Поняли, что хотим изменить это здание», — рассказывает Кристина.
Ребята предложили фонду «Твердая почва» свои услуги, тем более что опыт преображения промышленных помещений в арт-пространства у Кристины имелся. В Санкт-Петербурге девушка участвовала в создании творческого кластера на Аптекарском проспекте — Contour Family. Там было больше квадратов больше, чем в «Улье», поэтому уфимские площади Кристину Край не пугают.
Арт-директор подготовила концепцию, создала логотоп, разработала способы продвижения проекта. Было решено оставить название «Улей», причем сохранить и аббревиатуру — ПТУлей (Первый Творческий Улей).
Как еще изменилась концепция помимо того, что обрела визуальную форму? Сейчас две основных линии деятельности: благотворительная и просветительская.
Кроме бумажной работы, Кристине и Юре пришлось потрудиться физически. Начинали ремонт вообще вдвоем, заклеивали окна, чтобы в здании можно было находиться и не мерзнуть. «Сажали ребенка в детское креслице, давали ему игрушки в руки, в сами шпаклевали красили стену, — рассказывает Кристина. — Потом, можно сказать, случайно, к нам зашли местные ребята, спросили нужно ли чем-то помочь. Это оказались ребята из скаут-клуба, они очень помогли с перестановкой мебели и вообще».
Подростки их скаут-клуба были первые, кто попросился в команду «Улья». Они занимаются фотографированием, вместе готовятся к походам, помогают людям без определенного места жительства. Это самые обычные местные, черниковские ребята, но неравнодушные и желающие заниматься чем-то.
Что ждать в «Улье» в ближайшее время? Длинные коридоры бывшего ПТУ будут использоваться как выставочные галереи с прекрасным естественным светом — окна в коридорах большие, как водится в образовательных учреждениях. Есть эвент-площадка в лекционном зале и зоны для проведения мастер-классов.
В «Улье» располагается несколько творческих мастерских. Среди резидентов: швейная фабрика «Без затей» (производят эко-одежду и сумки); швейный коворкинг (любой желающий может научиться шить под руководством профессионала); гончарные мастерские; мастерская Варвары Сокол — девушка создает оригинальные украшения; две фотостудии; мастерская девушки, которая занимается изготовлением авторских свечей; художественная студия «Клевер» и еще несколько цехов. Есть и свои мастерские у Юры с Кристиной. Все их бизнесы — про экологичный образ жизни. Ребята создают украшения и аксессуары для дома из остатков древесины. Например, есть лимитированная коллекция сережек, созданных из паркета, собранного при капитальном ремонте старинного особняка в Санкт-Петербурге.
Гончарная мастерская открыта для всех резидентов «Улья», а еще сюда охотно приходят пенсионеры. Вообще, люди старшего возраста охотно заглядывают на огонек. Им интересно, здесь каждые выходные проводятся какие-то активности: лекции, мастер-классы, показ фильмов.
Кристина Край отмечает, что постепенно «Улей» становится центром притяжения Черниковки, что тоже является одной из целей проекта. За меньше чем полгода, команде удалось создать определенную атмосферу, за которой люди приходят. Одним людям интересны мастер-классы, другим — фотосъемки, третьи — просто приходят просто поработать в тишине за ноубуком.
«Я поэтому так и позиционирую пространство, что у нас там не арт-кластер, а место для взаимодействия людей разных слоев населения, разных физических, возрастных и ментальных возможностей. В идеале это место будет, не хочу говорить «разрушать стереотипы», наоборот, строить новые мосты между людьми разных слоев. Поэтому к нам приходят и молодые ребята, и дети, и пожилые люди, — говорит Кристина Край.
У Кристины Край планы большие, в том числе на преображение и окружающей территории вокруг здания — создать амфитеатр, открытые площадки. Есть уже 3D-визуализация проекта, составлен бизнес-план, сейчас идут поиск инвесторов.
Первую большую проверку на вшивость «Улей» прошел в начале марта, когда все модники и хипстеры Уфы собрались здесь на «Дизайн-маркет». Не затихают коридоры и дальше, проводятся лекции, семинары, мастер-классы, другие события. Значит «Улей» жив!