Павел Хлюпин, 35 лет, технолог, кафедра электротехники и электрооборудования предприятий УГНТУ
В науку пришел по чистой случайности. На последнем курсе обучения почему-то резко захотелось остаться в университете. На тот момент желающих не было, на кафедре был некий застой, и заведующий разрешил остаться. Это несмотря на то, что не учился на 5 и не был передовиком в учебе. Про науку раньше студенты не знали. Да что говорить, ректора-то видели за учебу раз, а то и два.
А когда остался на кафедре, то заведующий предложил позаниматься наукой с доцентом кафедры Конесевым Сергеем Геннадьевичем. Тематика для меня была не совсем знакомая, так как он пришел к нам с авиационного университета и давал не стандартные для нефтегазовой отрасли, задачи. Первой моей тематикой были источники вторичного электропитания для разрядных технологий. И первый патент примерно так и звучит «Электрогидроимпульсное скважинное устройство». Это когда в жидкости формируется электрический разряд и происходит взрыв в воде, а высвободившаяся энергия, посредством несжимаемой среды (жидкости) сносит на своем пути препятствия, в данном случае отложения парафинов, смол и асфальтенов, которые препятствуют притоку нефти в скважину.
Работа поначалу никак не срасталась, так как мне приходилось параллельно подрабатывать в инженерной фирме и много колесить по стране, работая с реальным железом. Но надо отдать должное Сергею Геннадьевичу и его терпению. Вместо того, чтобы от меня отказаться и не вести работу, мы сели, поговорили и определили новое на тот момент научное направление индукционных нагревательных систем.
Тема меня захватила, оказалось, что таких разработок на рынке не много, а те, что есть, носят скорее экспериментальный характер.
За последние 3 года моя научная деятельность сильно размылась и стала достаточно всеобъемлющая. Достаточно упомянуть робототехнику и электротехнологии, которые хоть и связаны через отдельные узлы, но имеют достаточно мало общего.
Но основным моим исследованием, и предметом будущей докторской диссертации, остаются индукционные системы нагрева и их применение в нефтегазовой отрасли. Данные системы известны с середины прошлого столетия, и активно применяются в металлургической промышленности. В нефтегазовой отрасли развитие получили только в начале 21 столетия. Но существует ряд сложностей, с которыми справится мне и предстоит.
Мне интересно решать новые задачи, изобретать, создавать что-то новое. В науке есть неоспоримое преимущество перед любыми другими занятиям – всегда что-то новое. За день я могу заняться несколькими делами в научном направлении и не чувствую усталости, так как мозг решает каждый раз что-то новое. Ну и руками поработать приходится.
Что касается больших задач моего научного направления, важным является создание источника вторичного электропитания данной системы и его гармоническое сочетание с силовой нагревательной частью (индуктор). Также интересен процесс моделирования. Благодаря последним программным инструментам можно визуализировать процесс передачи не только тепловой энергии, но и как происходит распределение электрических и магнитных полей. Создать максимально близкое решение к реальности, что достаточно сильно экономит время и финансы при реализации разработки в «железе».
А в своих достижения я, наверное, ценю больше всего даже не защиту кандидатской, хоть это и заслуживает отдельного рассказа, а то, что я научился преподносить свои научные труды общественности. Ведь ни для кого не секрет, что у нас наука идет рука об руку с большими затратами. И не всегда эти затраты оправдывает. А потому умение доказать инвестору что ты сможешь достигнуть результата, порой куда важнее реальных научных достижений. В 2014 году я был на научном семинаре компании «Газпром». Формат типичной конференции, но вот подведение итогов меня слегка ошарашило. Модератор всего мероприятия, высокий чин компании сказал, что лучше бы приезжали не разработчики и ученые, а менеджеры, которые могут и умеют продать товар. С тех пор активно развиваю данную составляющую в себе, что и дало плоды. Не проходит года чтобы мы не выиграли конкурса.
Процесс исследования в наши дни ничем не отличается от процесса обычного сиденья в социальных сетях или просмотров кино на ноутбуке. Инструмент ученого – ПК. Большую часть времени я провожу в интернете в поисках аналогов моих задумок, решаю задачи, моделирую, пишу статьи и патенты, рисую схемы. Иногда правда решения застают меня в пути и любой кусочек бумаги становится на вес золота. Правда сейчас помогает смартфон, можно и напечатать пару строк и набросок будущей разработки нанести. К примеру, так родилась идея индукционного скважинного парогенератора, когда я возвращался домой и перечитывал журнал ТНК-ВР.
Относительно пропорций, эксперимент занимает существенно ничтожное время в сравнении с теорией, моделированием и расчетами. Самый длинный эксперимент в моей жизни длился полтора часа. Тут мне свезло, в отличии от химиков и биологов, чьи эксперименты иногда длятся не одни сутки. Что сказать, электрические процессы гораздо стремительнее любой химической реакции.
Наука это увлекательный творческий процесс на 100%. И я творческая личность. Могу сказать, что некоторые изобретения были созданы с нуля за ночь. Но до этого многие месяцы были творческие муки и гигабайты информации, рисунков, схем, фото. Мой научный руководитель, иногда, обсуждая со мной идею, не может ее наглядно, для общественности представить, так вот моя творческая жилка позволяет нарисовать и доступно описать. Также найти новые технические решения или применения. В частности, сейчас есть проект для военных и для энергетиков, которые просто вот навеяло.
Денег всегда не хватает. Как говорит мой руководитель, денег должно быть достаточно. А вот слово «Достаточно» у каждого свое. Я уже говорил, что параллельно с наукой пришлось много работать как инженер по специальности. Могу с гордостью сказать, что чему я учился тем занимался, занимаюсь и буду заниматься. Такой авральный режим, конечно, отвлекал от науки, но и не позволил оторваться слишком сильно от нее.
Много раз возникало такое желание. Некоторые компании настойчиво предлагали перейти к ним. И признаться ценник иногда был таким сладким. К примеру, зарплата 3500 евро в месяц, командировки по Европе, а работа аналогичная моей инженерной работе. На тот момент зарплата в университет у меня с трудом до 500 евро дотягивала.
Последний приступ желания уйти был год назад, но что-то удержало. Теперь же нет особого желания, так как помимо научной деятельности мне доверили организацию науки других. В своем родном университете я стал начальником научно-технического отдела управления нефтегазового инжинирнга и проектирования, а также являюсь директором Центра цифровых технологий и робототехники. Это не мешает мне, а даже помогает в моей научной деятельности, так как я теперь знаю самые важные проблемы предприятий и тематики научные, которые они готовы поддерживать.
Важным качеством в ученом должна быть уверенность. Если ты сам сомневаешься, то это почувствуют другие. Успех – следующий шаг. Статья, патент, стенд, устройство, продажи.
Научный руководитель – это мама и папа в одном лице для молодого ученого. Важны точки соприкосновения и взаимодействия. Есть сложные руководители, с которыми не все смогут работать, а есть те, с кем любой может начать свой научный путь.
На мой взгляд руководитель должен заинтересовать самим процессом. Тематика может быть любая, ведь если научный руководитель знает только исключительное свое направление, то он не сможет развить научную школу и со временем количество его последователей сводится на нет.
Среда ученого в моем представлении – то что реализовали ведущие IT-компании. 24 часа в сутки доступ на рабочее место. Требуемое для исследований оборудование и расходные материалы. И достойная зарплата, уж точно не меньше, чем у дворника.
Пора бы разделить тех, кто ученый и кто преподаватель. По желанию совмещать с увеличением заработной платы.
Следует учесть, что первые шаги в науке будут тяжелыми. Но если попасть в научную команду, то все пройдет гораздо легче. Можно спросить у молодых ученых, которые работают в нашей научной школе. Если же оценивать распределение ученых по возрасту, то можно сказать о омоложении. Пример – наша научная школа. Мы начинаем привлекать уже со школы.
Тимур Хабиров, 31 год, физик, кафедра геофизики БашГУ
В науку я пришел сразу после университета, поступив в аспирантуру. Практически с первого ее года у меня началась активная научно-прикладная деятельность. Будучи студентом я видел себя скорее инженером или программистом, нежели исследователем. Хотя, если говорить о прикладной науке, то не всегда есть точная граница между этими профессиями.
Первую достаточно серьезную задачу я начинал делать в качестве дипломного проекта, это была численная модель двухфазного потока в скважине. Эта работа оказалась без заметного практического приложения. Но уже будучи аспирантом-первокурсником я получил интересную прикладную задачу: расчет фазовых дебитов в горизонтальной скважине (до сих пор эта задача до конца не решена и является актуальной).
Когда видишь конкретную и ощутимую пользу от своего проекта, становится гораздо интереснее и приятнее работать. Мои работа заключаются в разработке новых методик обработки промысловых геофизических исследований, то есть мониторинга того, как работает нефтяная скважина, все ли с ней в порядке, что и с каких глубин в нее поступает.
Большим вызовом для данной отрасли стали горизонтальные скважины, которые начали активно бурить в конце прошлого века. Разработанные для вертикальных скважин методики исследований для определения интервалов притока оказались непригодны. Эта комплексная задача притягивает интерес своей сложностью и огромной практической ценностью. Нашему коллективу и мне удалось понять и описать все проблемы и особенности многофазного потока в горизонтальной скважине. Предложить несколько методик исследований с повышенной информативностью. Но, все же, задача еще далека от своего полного решения. Конкретно мой вклад в эти работы заключается в разработке численных моделей многофазного потока в горизонтальной скважине и проведение численных расчетов для анализа его поведения. Наверное, это мой самый ценный вклад в нашу работу.
Наши исследования практически не предполагают работу с теоретическими выкладками. Фундаментальные уравнения, описывающих потоки в нефтенасыщенных пластах и скважинах, известны уже более 50 лет. Поэтому моя работа заключается в подборе и небольшой адаптации этих уравнений для конкретных случаев (однофазный поток, двухфазный, вертикальная или горизонтальная скважина и т.д.), и дальнейшем построении численных алгоритмов, позволяющих получить их решение. Численные алгоритмы решения подобных уравнений также известны с прошлого века. Но, конечно же, теория без практики неполноценна. Поэтому наш коллектив также занимается экспериментальными исследованиями многофазных потоков. Мне, к сожалению, пока не удалось поучаствовать в проведении экспериментов. Но я занимался обработкой данных некоторых экспериментов, сравнением их результатов с теоретическими (численными) расчетами.
В науке увлекает разнообразие задач, подходов к их решению. Это действительно творческая работа. На входе имеется проблема, а как ее решать исследователь волен сам, так как готовых методов еще нет. Также меня привлекает кросс-дисциплинарность прикладной, да и не только, науки. Исследователь должен владеть и математическим аппаратом, и знать физические основы наблюдаемых процессов и уметь все это реализовывать, используя современные инструменты: лабораторные приборы, программные комплексы и т.д. Также, даже опытному исследователю, с каждой задачей необходимо учиться чему-то новому. Это позволяет держать свой ум в тонусе.
В материальном плане, сравнительно, все отлично. Решение прикладных нефтяных задач достаточно хорошо оплачивается. Но, конечно же, всегда хочется расти дальше. Временами появляются мысли уйти в крупную компанию, где перспективы и профессионального, и материального роста все же выше.
Для успешных исследований важно глубоко погружаться в детали, но при этом не терять общую картину и цель. Исследования - работа не шаблонная, она постоянно преподносит какие-то нетипичные задачи, для решения которых нужно творческое начало. И, конечно же, исследователь - это человек, которые непрерывно учиться чему-то новому. Для меня успех исследования - это результат, его практическая значимость. Исследование ради исследования не приносит удовлетворения. А результат, который помогает решать реальные производственные проблемы и есть успех.
Безусловно роль научного руководителя и коллектива крайне важна. Работая в продвинутом коллективе молодой ученый впитывает опыт и знания своих коллег. На мой взгляд, практически невозможно вырасти в хорошего исследователя, находясь в слабом научном коллективе. Возможно это не касается сильно одаренных людей, но для всех остальных, включая меня, это необходимо. Научный руководитель должен давать правильные задачи, посильные и имеющие осязаемый результат на выходе. Молодой исследователь должен ощущать, что он делает что-то полезное, стоящее. Это вдохновляет на качественную работу. Что касается условий, то помимо коллектива, важно давать свободу и достаточное время на исследование (молодой исследователь тратит много времени на изучение новой информации, инструментов, методы и т.д.). Также важным аспектом становления является возможность исследователю самому принимать решения. Но все должно быть в разумных пределах, конечно же. Научный руководитель должен быть полностью в курсе того,
что и как делает молодой исследователь. Это позволяет сохранить рабочую связь между ними.
Важно помнить, что повседневные занятия наукой могут быть не такими романтичными, как это кажется изначально. Даже если ты очень любишь то, чем занимаешь, временами устаешь, теряешь интерес, так как в науке, как и везде, много рутинной работы. Что касается возраста ученых, то, если говорить об университетах, то есть много возрастных ученых и много молодых исследователей, но меньше зрелых. Это, на мой взгляд не очень хорошая ситуация. Именно зрелые ученые сочетают в себе достаточный опыт и энергичность для того, чтобы много работать и учиться. Именно зрелые ученые являются локомотивом любого научного коллектива. Но в целом, именно в прикладной нефтяной науке ситуация достаточно хорошая. Это связано с неплохим финансированием (от нефтяных компаний), чего нет у многих других отраслей науки.
Айсылу Атаева, 33 года, экономист, кафедра управления в социальных и экономических системах УГАТУ
В науку пришла случайно. Зав. кафедрой после окончания Института пригласил работать в научное учреждение, где он по совместительству работал директором. До этого я наукой особо не занималась, и развиваться в этом направлении не планировала.
Свои исследования начинала по вопросам финансового саморазвития муниципальных образований, по этой проблематике в 2011 г. защитила кандидатскую диссертацию. В настоящее время больше интересуют вопросы пространственного развития территорий, межтерриториальных перетеков ресурсов, стратегического развития муниципальных образований. Особо интересует проблематика развития в России местного самоуправления –важного, но недооцененного института, который сейчас, к сожалению, не понимается и не принимается населением.
Частично мои научные результаты легли в ряд аналитических записок в органы власти республики (по пространственному развитию региона, межмуниципальному сотрудничеству и др.), а также были использованы при разработке Стратегий ряда муниципальных образований республики
Процесс исследования в экономике далек от классических представлений о научных исследованиях в белых халатах химических лабораторий. И не так «романтичен» как исследования тайн Арктики или глубин океанов. По большей части исследования в экономике носят теоретический характер, а информацией служат статистические данные, данные социологических опросов, отчеты органов государственной власти и др.
Зато научно обоснованные экономические исследования могут стать базой для принятия грамотных управленческих решений как предприятий, так и государств.
Наука – очень творческий процесс. Здесь нет жестких рамок и правил, по крайней мере, в экономической науке. Вполне вероятно, что начав исследования в одной области, вы можете выявить, что ключевыми являются совсем не те факторы, которые вы изначально ставили в гипотезе. И соответственно исследования перетекут в другую сферу.
Творческий характер носят и результаты научной деятельности – научные статьи. Как и журналистская статья или художественная книга, качество научной статьи зависит, в том числе, от одаренности, фантазии и писательского таланта ученого.
Материальный вопрос – больной вопрос как для науки в целом, так и для молодых ученых. Оклады на младших должностях небольшие, и если ты вынужден обеспечивать материально свою семью или на тебе ипотека, то достаточно сложно найти стимулы остаться в науке и продолжать работу. Тем не менее, выход есть всегда – в науке это система грантов. Их вполне реально получить при условии наличия исследований, имеющих теоретическую и практическую значимость. Например, я являюсь руководителем молодежного гранта, под моим руководством еще четыре молодых ученых, а также исполнителем по двум другим грантам. Это хорошая прибавка к зарплате. Кроме того, есть ряд программ поддержки молодых ученых. Например, жилищные сертификаты или предоставление служебного жилья на долгосрочную перспективу. Все это вполне реально получить.
Что касается текучки молодых ученых, то в экономической науке – очень распространенное явление. В частности наших молодых ученых часто приглашают работать в органы государственной власти Республики Башкортостан. И в большинстве случаев, если молодой ученый не видит себя в науке или не планирует защищать кандидатскую диссертацию, он уходит. Те компетенции, которые он получает за время работы в нашем Институте, вполне достаточны для успешной работы, например, в республиканских министерствах. Случаи ухода в бизнес не так распространены.
Такая ситуация нормальна. Наука - не для всех.
Важные качества для успешного исследования это способность к творческому труду, энтузиазм, настойчивость в стремлении докопаться до истины, оригинальность мышления. При наличии этих качеств в совокупности человек, даже не имея высокого интеллекта или большой работоспособности, может достичь успеха в науке.
Роль научного руководителя на старте карьеры очень важна. Особенно, когда ты не впервые приходишь в эту сферу и не понимаешь специфики научных исследований. Именно научный руководитель задает тебе целевой ориентир, определяет актуальность и методы исследований, ставит планы. Особенно важна роль руководителя в период подготовки и защиты кандидатской диссертации, когда очень много специфики как в научном, так и в организационном плане, без помощи опытного человека разобраться сложно.
Что касается среды для исследований, здесь самое главное – быть «в научной среде». Если человек ушел из научного учреждения в бизнес или госслужбу, не защитив кандидатскую диссертацию, то в 80-90% случаев он уже ее не защитит. Просто потому, что сменил «среду обитания». Для ученого очень важно быть в курсе текущих исследований, участвовать в конференциях, семинарах, ездить в другие города, обмениваться опытом. Только так исследования будут качественными и актуальными, а научная деятельность интересной.
Наука – это не обязательно скучно, бедно и бесперспективно. При наличии желания, упорства и энтузиазма можно построить успешную карьеру, заработать деньги и принести пользу обществу. Молодых ученых в целом в Уфе достаточно, но процент тех, кто остается в науке – невысок. Необходимы меры, стимулирующие построение долгосрочной научной карьеры, включая меры финансового стимулирования молодых ученых.
Теймур Ибрагимов, медик, 30 лет, кафедра хирургических болезней и новых технологий БГМУ
После окончания учебы в университете, при прохождении ординатуры мне дали задание написать статью. Так все и началось. Тема моих исследований связана с лечением диабетической стопы при помощи рентгенэндоваскулярных технологий. Технология связана с восстановлением кровотока в конечности, для того чтобы восстановить регенерацию тканей.
Что интересно в научной работе? Пациенты с диабетической стопой – очень сложно поддающийся к лечению контингент пациентов. У каждого пациента, имеющего диагнозом сахарный диабет, может появиться диабетическая стопа. А больных с сахарным диабетом в России и Башкирии не мало!
Считаю творчеством в науке – когда ты начинаешь излагать в тезисе, статье, то что получилось в практике.
Никогда не думал уйти и все бросить, да и не подумаю. У меня в семье нет врачей.... Эту профессию я выбрал сам. Наукой начал, правда, заниматься из за поручения, но потом понравилось.
Какие качества важны для успешных исследований? Нужно терпение. Успех? Любое достижение, даже выявление статистики, уже достижение.
Наука в медицине это сложно. От научного руководителя зависит все. Потому что мало кто знает в каком направлении двигаться. А чтоб двигаться, нужно знать как это начать делать.
Главное тем, кто хочет начать заняться наукой – не бояться. Глаза боятся, пальцы печатают. Тяжело только в первой научной статье. Потому что нет понимания как ее писать... А дальше все легче и легче. Я готов работать с ребятами, которые хотят начать заниматься наукой на любую медицинскую тему.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.