Местные автолюбители уже умеют «пробивать» машины по базам и приходят на осмотр автомобиля перед покупкой с толщиномером, но знаем ли мы обо всех подводных камнях вторичного авторынка? Редакция Likes совместно с экспертом из сервиса по автоподбору «Авто-Консалтинг» выяснили, как покупателю подержанного авто в Уфе отличить неликвид.
ОПАСНОСТЬ №1. Автомобили в залоге под ПТС
В начале развития автокредитования в России ПТС (паспорт транспортного средства) хранился в банке до тех пор, пока покупатель не погасит кредит. В последние годы практика изменилась: теперь банки не забирают ПТС, а вносят VIN-номер автомобиля в реестр залогов движимого имущества. Проверить факт залога под ПТС можно на сайте Федеральной Нотариальной Палаты. Но означает ли наличие залога, что такую машину не стоит рассматривать?
Ильнур Кадиков, автоэксперт сервиса «Авто-Консалтинг»:
«Обременение возникает не только при автокредитовании: под залог авто оформляются потребительские кредиты, займы у физлиц и иные договоры. Само по себе наличие залога не является критичным «противопоказанием»: зачастую в залоге находятся свежие авто с небольшим пробегом, а продавец готов погасить долг за счёт средств от продажи автомобиля.
При покупке залогового авто важно правильно провести перерегистрацию. Мы рекомендуем вначале оформить автомобиль на нового собственника, а потом совместно поехать к кредитору для выплаты долга и снятия залога. Бывают случаи, когда владелец погасил долг, а отметка о залоге в реестре не снята по вине кредитора - например, из-за ликвидации организации. Такие автомобили лучше не рассматривать, ведь снять залог новому владельцу будет сложно».
ОПАСНОСТЬ №2. Автомобили после ДТП
По статистике ГИБДД, в прошлом году в России произошло порядка 170 тысяч ДТП при общем автопарке в 42,4 млн машин. При этом средний срок службы автомобиля в нашей стране превышает 7 лет, а в ДТП обычно участвует больше одной машины. По подсчётам экспертов, в силу этих факторов вероятность купить подержанный авто после ДТП составляет порядка 7-8%. Сегодня легко проверить авто на участие в ДТП на сайте ГИБДД, но и тут есть свои подводные камни.
Комментарий автоэксперта:
«Полностью полагаться на базу ГИБДД не стоит, ведь она ведётся лишь с 2015 года, а средний возраст автомобилей на наших дорогах - около 7 лет. Вдобавок в Уфе число аварий выше, чем в среднем по стране, и риски купить авто после ДТП возрастают. Однако, часто повреждения при ДТП лишь поверхностные: царапины, деформация бамперов, крыльев и т.п. Наличие таких дефектов можно использовать при торге, но сразу отметать вариант не стоит - в Уфе сложно найти подержанную машину без каких-либо царапин и мелкого ремонта.
Серьёзные проблемы у нового владельца могут возникнуть в том случае, если у автомобиля после ДТП нарушена геометрия кузова, повреждены лонжероны, элементы двигателя или ходовой части. Поэтому при оценке авто справедливо учитывать не сам факт участия в ДТП, а характер повреждений. Кузовные работы, покраска и замена деталей на заводские или более дешёвые аналоги - все эти факторы напрямую влияют на цену автомобиля с пробегом».
ОПАСНОСТЬ №3. Автомобили со «скрученным» пробегом
Пробег автомобиля - это один из главных факторов, который формирует его цену. Число на одометре больше говорит о запасе прочности машины, чем год выпуска или базовый техосмотр. Поэтому корректировка пробега широко распространена на вторичном рынке автомобилей. Специалисты, оказывающие помощь в покупке автомобиля, могут вычислить скрученный пробег по записям в электронных блоках управления автомобиля, но можно ли распознать корректировку без специального оборудования?
Комментарий автоэксперта:
«Записи о пробеге в электронных блоках управления есть далеко не на всех автомобилях. Пробег фиксируются в основном у автомобилей европейских, американских марок таких как : BMW, VW group (Audi, VW, Skoda, Seat, Porsche), Mercedes, GM (Opel, Chevrolet, Cadillac), Ford, Land Rover, Renault. В последние 2-3 года электронные записи появились у некоторых японских, корейских и отечественных автомобилей, хотя это нововведение коснулось в основном только премиальных моделей. Но и здесь появились мастера корректирующие цифры пробега в электронных блоках. Поэтому пробег можно определить только в совокупности факторов. О реальном пробеге машины можно судить по косвенным признакам: износу отделки салона, вмятинам на решётке радиатора, сколам и ссадинам на лобовом стекле и фарах. В салоне нужно обратить внимание на внешний вид руля, ручки КПП и дверной ручки - в недорогих машинах эти детали выполнены из пластика, который при эксплуатации быстро теряет товарный вид. Ещё одним критерием могут служить летние покрышки: их обычно не меняют при пробеге до 100 км.
Наконец, выявить скрученный пробег можно по записям в открытых источниках. Такие сайты, как Автотека или Автобот, могут сопоставлять старые и новые объявления об одном и том же автомобиле по его VIN-номеру. Так можно вычислить корректировку пробега, которую провели перекупщики. Также пробег автомобилей до 3 лет отмечается в сервисной книжке при техобслуживании у дилера, а у машин старше 3 лет - при техосмотре».
ОПАСНОСТЬ №4. Завышение цены на автомобили в Уфе
По данным Росстата, в 2018 году на 1000 жителей Уфы пришлось 312 машин. Это один из самых высоких показателей в Приволжском регионе: Уфа опередила Казань, Самару, Челябинск и Пермь. Высокий спрос на автомобили объясняется и большой протяжённостью города, и проблемами общественного транспорта в Уфе. Этот спрос не только рождает предложение, но и стимулирует рост цен.
Комментарий автоэксперта:
«На любом сайте по продаже авто можно отследить, что в Уфе автомобили с пробегом в среднем на 5-15% дороже, чем в других городах. У этой тенденции может быть множество объяснений: от особенностей местного менталитета до статистики ДТП, по которым Уфа входит в число лидеров среди крупных городов России. Негативная ситуация на дорогах сокращает срок службы автомобилей, вынуждая автолюбителей чаще менять машины. Покупателям из Уфы стоит обратить больше внимания на варианты в малых городах республики, где цены на авто с пробегом ниже, а их состояние зачастую лучше в силу более спокойной ситуации на дорогах».
ОПАСНОСТЬ №5. Автомобили после замены двигателя
В 2011 году вступил в силу приказ МВД о том, что при постановке транспортного средства на учёт номер двигателя не сверяется. В тот период автолюбители могли заменить двигатель без внесения изменений в ПТС. Многие до сих пор уверены, что купля-продажа подержанного авто с «неродным» двигателем не станет проблемой. Спешим вас разочаровать - это не так.
Комментарий автоэксперта:
«Приказ об отмене сверки номеров двигателя действовал недолго - буквально пару лет. В те годы автовладельцы чаще всего не регистрировали новый номер двигателя в ПТС, чтобы избежать бумажной волокиты. Для получения отметки в ПТС нужно предоставить не только новый номер двигателя, но и товарный сертификат и чек. Если двигатель покупали на вторичном рынке, то документов могло и вовсе не быть. По истечении нескольких лет собрать все необходимые документы будет сложно, из-за чего возникнут трудности с постановкой автомобиля на учёт».
ОПАСНОСТЬ №6. Автомобили в розыске
Несмотря на опасения автолюбителей, риск купить угнанный автомобиль не так уж велик. По данным ГИБДД Башкирии, в Уфе чаще всего угоняют подержанные авто премиум-сегмента, которые стоят более 1,5 млн рублей даже с учётом пробега. Особенно «популярны» среди угонщиков оказались дорогие внедорожники: Land Cruiser Prado и Toyota Highlander, а также автомобили марки Nissan и Mitsubishi. Стоит ли опасаться покупателям машин из среднего ценового сегмента и как обезопасить себя от покупки угнанного авто?
Комментарий автоэксперта:
«Хотя продажа угнанных автомобилей в Уфе не так сильно распространена, покупателям не стоит терять бдительность. Чтобы вычислить угонщика, в первую очередь необходимо провести сверку VIN-кода и номера двигателя, проверить номер кузова и заводские наклейки на деталях. При диагностике автомобиля перед покупкой, можно посмотреть VIN-код в электронном блоке управления автомобилем. Конечно, злоумышленники знают об этих способах и при подготовке авто к продаже стачивают заводские номера, меняют все фирменные наклейки. Одна из «хитростей» профессионалов - это проверка бирок на ремнях безопасности, на которых фиксируется дата выпуска автомобиля».
ОПАСНОСТЬ №7. Машины с автоподстав
В последние годы МВД всё чаще фиксирует случаи мошенничества с целью получения выплат по ОСАГО. В одной из распространенных схем организаторы «автоподставы» устанавливают на автомобиль повреждённые детали кузова, после чего инсценируют ДТП. Как распознать машину, которую ранее использовали в «автоподставах», и стоит ли покупать такой авто?
Комментарий автоэксперта:
«Сами машины с автоподстав могут быть в хорошем состоянии, но в базах автостраховщиков по ним зафиксировано большое количество ДТП - вплоть до 10 случаев в год. Для будущего владельца это может стать проблемой как при перепродаже авто, так и при последующих обращениях в страховую. База ГИБДД не всегда поможет выявить такой авто, ведь она ведётся только с 2015 года. Поэтому нужно проводить проверку именно по базам страховых компаний. В отдельных случаях покупка автомобиля, который использовали в автоподставах, может быть приемлемой для клиента. Выявив историю авто, на него можно получить хорошую скидку. Но, безусловно, клиент должен быть в курсе ситуации, чтобы принять взвешенное решение».
ОПАСНОСТЬ №8. Автомобили под арестом
Проверить машину на арест также можно на сайте ГИБДД. Стоит ли покупателям сразу отметать «арестованные» машины и в чём тут может быть подвох?
Комментарий автоэксперта:
«Лучше всё же выяснить детали ситуации. Арест на автомобиль могут наложить из-за неоплаченных штрафов ГИБДД или по судебному решению - например, при наличии долга по алиментам. Иногда арест налагается из-за долга всего в 500-1000 рублей. Даже если долг позднее был погашен, запись в базе сохранится до тех пор, пока в Госавтоинспекцию не поступит новый запрос на перерегистрацию, смену собственника или замену госномеров».
ОПАСНОСТЬ №9. Автомобили с наценкой посредников
Как гласит народная мудрость, в жизни автолюбителя есть два счастливых дня: день покупки машины и день продажи машины. Увы, желание автолюбителей поскорее прожить второй счастливый день помогло перекупщикам фактически захватить власть на рынке Уфы. Как с этим бороться?
Комментарий автоэксперта:
«На авторынке Уфы давно сформировалась большая прослойка посредников. Около 70% всех онлайн-объявлений о продаже подержанных авто в Уфе - это предложения салонов и частных перекупщиков. Если 5 лет назад перекупщики обычно восстанавливали и продавали «битые» автомобили, то сейчас они специализируются на срочном выкупе машин в хорошем состоянии. Получив скидку за срочность, посредники повторно выставляют автомобиль на тех же онлайн-ресурсах со своей наценкой в 20-30%. Этот процесс наценки несложно отследить с помощью Автобота или аналогичных онлайн-сервисов, которые сохраняют старые объявления и находят их по VIN-номеру. Такая проверка поможет понять, чем же обусловлена цена машины - её хорошим состоянием или наценкой посредников».
ОПАСНОСТЬ №10. Ошибки при проверке толщиномером
Продавцы подержанных машин часто пытаются скрыть факты покраски деталей и большого ремонта авто после ДТП. Покупатели в свою очередь могут вооружиться толщиномером и самостоятельно измерить лакокрасочное покрытие автомобиля. Стоимость толщиномера вполне доступная - за 7-8 тысяч рублей можно купить прибор хорошего качества, который подходит для проверки авто с пробегом. Но как правильно провести замеры?
Комментарий автоэксперта:
«К сожалению, использование толщиномера не всегда позволяет выявить следы ремонта после ДТП. Прибор показывает только толщину лакокрасочного покрытия, и специалисты автосервисов и перекупщики уже научились обходить такую проверку. Например, при восстановлении авто после серьёзных аварий элементы кузова могут заменить на детали с заводским покрытием, снятые с машин той же марки на «авторазборе» или заказанные у самого изготовителя. В таком случае толщиномер покажет, что на детали заводской слой краски - и покупатель может так и не узнать, что элемент кузова заменили после ДТП.
Многие автосервисы сегодня предлагают услугу покраски “под прибор” - при этом лакокрасочное покрытие снимают полностью, а потом заново наносят грунтовочный слой, слой краски и лака. Эта услуга особенно востребована в сегменте авто класса «премиум» и «люкс» - со стоимостью от 1,5 млн рублей. В таком случае не жалко отдать дополнительные 4-5 тысяч рублей за «покраску под прибор». Наконец, важна и методика измерений с помощью толщиномера. Например, чтобы выявить локальный окрас детали, необходимо проводить замер в пяти точках - по каждому краю детали и в центре.
Наличие окрашенных деталей не всегда должно быть поводом для отказа от покупки. Нужно разобраться в причинах ремонта - например, боковые детали могли быть окрашены как из-за большой царапины на кузове, так и после бокового удара. Но для этого потребуется осмотр специалиста. Присутствие 10% окрашенных элементов обычно не влияет на ликвидность автомобиля - его несложно будет перепродать.
В заключение хочется сказать, что покупка машины в хорошем состоянии с пробегом в Уфе – задача хоть и трудная, но вполне выполнимая. За три года работы нам удалось найти большое количество авто не только с приемлемым пробегом, но и в заводской окраске кузова, в чем вы можете убедиться, заглянув на наши странички в Instagram или Вконтакте».
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.
Спасибо, ваше сообщение отправлено!
К сожалению, произошла ошибка. Попробуйте отправить форму позже.