Журналист и участник команды организаторов Digital Курултай Виктория Куприянова поговорила с «боссом» об итогах конференции на Банном, которая изрядно засорила ленты соцсетей на минувших выходных.

– Привет, Раис! Не виделись целый день. Ну что, поговорим про Digital Курултай-2, и как это было?
– Ок, давай.

– Если позвонить Раису Габитову и предложить выпить кофе в центре Уфы, с вероятностью до 80 процентов он скажет: «Сорри, я в Якты-Куле, приеду через неделю». Ты переехал?
– Так получилось, что мы с Салаватом Нафиковым, директором санатория, делаем много общих проектов, поэтому я бываю там довольно часто. Это как миссия: менять если не мир, то хотя бы Башкирию.
– Глобальная цель Digital Курултай-2 – это всё же не конференция ради конференции. Но что тогда?
– Я давно принял сознательное решение, что живу в Башкирии. Здесь очень комфортная для меня природа, но должны быть и профессиональные интересные ивенты, поэтому я стараюсь привозить известных блогеров и спикеров из других регионов.





Но я не только привожу крутых спикеров, а ещё и заставляю гостей республики влюбляться в Башкирию, именно поэтому я выбрал место проведения конференции рядом с Южным Уралом, с горами – на курорте Банное.
– Ты посчитал важным добавить в формат общения горнолыжный кубок, вечеринки, полёт на шарах. Для чего?
– Надо вызывать разные эмоции. Три базовые – обучение, развлечение и активность. Этот коктейль вызывает у человека сильные чувства: ко мне подходили после конференции и говорили, что это лучшее мероприятие, что они счастливы. Участники даже сочинили гимн Digital Курултая. Получилось мероприятие, вдохновляющее людей.
– В программе Digital Курултай сильный акцент был сделан на соцсетях и власти, репутации в соцсетях.
– Потому что это стало очень актуально в Башкирии. Поменялся глава, и с ним пришли новые веяния: чиновники стали более открытыми. Кроме того, это федеральная повестка. Весь прошлый год шли громкие скандалы в соцсетях, и бренды несли серьёзные репутационные издержки. Наши спикеры Олег Бармин, Кермен Манжиева и Ярослав Муравьёв много говорили именно об этом.


– Можешь назвать несколько человек в Башкирии с кристальной репутацией – и, наоборот, людей, которые уже никогда не смогут репутацию восстановить?
– Репутация становится главным социальным капиталом человека. Особенно сейчас, в связи с развитием социальных сетей: интернет хранит всё. Человек, ценящий свою репутацию, не станет публично оценивать других.

– Даже себя? А твоя репутация? Как ты думаешь, какая она?
– Репутация – как банковская гарантия. И моя репутация такая: если я обещаю спикерам и участникам, что будет хорошо – значит, будет хорошо, а возможно – великолепно, потому что я отвечаю своим именем.


– Перейдём к главному. Как получилось так, что в конференции согласился принять участие Радий Хабиров?
– Я думаю, что здесь была обоюдная выгода: мы получили крутого спикера, реального лидера мнений в соцсетях в Башкирии и лучшего эксперта от власти, какого только можно вообразить. При этом я уверен, что Радию Фаритовичу тоже была интересна площадка, куда собрались люди, представляющие более 5 миллионов подписчиков.



– Скажи честно. Тебе нравится, что врио главы сейчас Радий Хабиров?
– Да. Потому что для меня Радий Хабиров – не абстрактный чиновник из телевизора, но и председатель профкома БашГУ из начала 90-х, в кабинете на третьем этаже, рядом со студклубом.
– Но не всем людям в соцсетях нравится, что некогда аполитичный Раис много говорит о политике и нередко хвалит нового главу.
– Одна из серий «Звёздных войн» называлась «Новая надежда», и Радий Хабиров – это такая новая надежда для Башкирии. Пока ещё сохраняется, но есть опасность того (он и сам говорил), что завышенные ожидания сыграют злую шутку: он не волшебник и не может изменить разом всё в Башкирии.

– Билеты на Курултай раскупили ещё за пару дней до того, как официально было объявлено, что мероприятие посетит Хабиров.
– Предложение было очень выгодное коммерчески: и лекции, и вечеринки от партнёров, и горнолыжный кубок Mercedes_Benz Ski Cup, полёты на воздушных шарах – человек получал целый пакет активностей за смешные деньги. Минимальный пакет, куда всё включено, стоил 8000 рублей.



– Про деньги. В Facebook писали, что «позвали блогеров на курорт, чтобы Хабиров встретился с ними». Так за чей счёт банкет (сделаю вид, что не знаю)?
– Было три источника средств: это ресурсы организаторов, продажа билетов и партнёры мероприятия, причём не всегда это были «чистые деньги»: Якты-Куль дал места спикерам в санатории, а Егор Кожаев и «ММК-купорт» помог с горнолыжными соревнованиями и вечеринками. Правительственных денег тут нет.





– Можешь оценить качество проведения конференции: что получилось, что нет, что можно было бы сделать лучше?
– Во-первых, была нелётная погода, и в дни конференции не удалось воссоздать красочные полёты на шарах, но полёты были в воскресенье как завершающий штрих. Кроме того, были небольшие накладки с программами – можно было отработать и отрепетировать это лучше. Не рассчитали количество мест: желающих было больше, чем могло вместить помещение. Спрос и предложение не совпали.





– Как ты выбирал, кого позвать в спикеры?
– Первый принцип очень простой: это хорошие личные отношения, а также репутация человека как специалиста – и экспертность. Олег Бармин – основатель Agenda Media, московского агентства, создающего видеоконтент с миллиардами просмотров в год. Кермен Манджиева входит в топ-10 влиятельных GR в Санкт-Петербурге по версии «Фонтанки». Арпине, основавшая первую онлайн-школу в инстаграм, прилетела с Кипра специально в Уфу. Все очень крутые и настоящие профессионалы.




– А кто приехал на мероприятие в качестве участника? Какая аудитория получилась?
– Неожиданно много было чиновников из-за нашей темы: министры, сотрудники администрации. Был крупный бизнес, журналисты, блогеры, пиарщики и то, что я называю «уфимский фейсбук».





– Ты до сих пор веришь в «уфимский» фейсбук? Почему?
– Он вырос из башблогосферы и сайта «Кто1» – и остаётся очень консолидированным и влиятельным сообществом Уфы, потому что в него входят лидеры мнений, главные редакторы и журналисты.





– А кого, кстати, ты позвал лично?
– Это Бузыкаев, потому что он сейчас модный и везде; Кабзон, потому что он всех веселит и из моды не выходит никогда; Олеся Мазур, потому что она выдающаяся.
Жаль, что не смогли приехать Ульяна Тригубчак и Юля Инамора - мое счастье было бы полным.




– Пользуясь возможностью… похвали-ка команду организаторов.
– Большинство из нашей команды не работает в моём агентстве, но раз в год мы собираемся, чтобы сделать уникальное мероприятие. И у каждого есть талант, как у супергероя: косплеер, пиарщик, журналист, юная чиновница, бизнесмен и Комарова.
– Скажем прямо, ты всё дальше уходишь от блогерства в классическом его понимании. Почему так происходит?
– Раньше я писал посты, а теперь сценарии для мероприятий. Как ни парадоксально, я переместил своё творчество в оффлайн.
– Не жалеешь?
– Нет, творчество всегда остаётся творчеством, меняется лишь его оболочка: в 20 лет я писал стихи, в 25 стал дизайнером, в 35 – придумывал экстремальные игры. Надо всегда бежать впереди трендов – как только ты остановишься, пески времени поглотят тебя.

– О времени. Раис, тебе исполнилось 49. Что ты чувствуешь?
– С возрастом – как с дальнозоркостью. Ты не видишь мелкие буквы, но понимаешь стратегические смыслы. В юности человек хочет больше взять для себя, а в зрелости он хочет отдать для других. «Человек молод до тех пор, пока он хочет изменить мир, а не свой статус в нём».


– Но это не значит, что развиваться не нужно и становиться на ступеньку выше?
– Хотя технически Курултай был просто второй конференцией, утром в понедельник все организаторы проснулись немного другими людьми: мы совершили level up, до конца не осознавая этого. Так мне сказала наш спикер Кермен Манджиева: «Вы осознаете позже, что сделали».




– Сделали и сделаем ещё? Ну что, когда следующий Курултай?
– Возможно, будут «Диджитал Курултайчики»: небольшие тематические конференции, и будет уже традиционная конференция на горнолыжном курорте – её потенциал не исчерпан.