В творческом пространстве «Арт-квадрат» прошла выставка проектов, которые вышли в финал конкурса по разработке архитектурной концепции для южного склона и набережной реки Белой. Не так давно главную набережную Уфы закатали в бетон и отрезали от воды. Корреспондент Likes посетил выставку, чтобы выяснить, как архитекторы и градостроители собираются это исправлять.
Южная набережная Белой: в чём проблема?
Набережная реки Белой, спускающаяся от Монумента Дружбы до нижнего уровня парка «Ватан», была популярным местом для прогулок и пикников - до тех пор, пока градостроители не решили её «благоустроить». В итоге изумлённым уфимцам предоставили пустынный бетонный променад протяженностью в 5 километров. Прогулочную зону отрезали от береговой линии высоким парапетом, укрепления которого выполнены из сурового трубошпунта.
Инцидент на Монументе - увы, не единственный пример благоустройства прибрежных зон Уфы по «железобетонной логике». Ещё один пост-апокалиптичный берег ранее создали на берегу реки Уфимки около моста, соединяющего микрорайоны Инорс и Сипайлово. Несмотря на то, что в Уфе протекает три крупные реки с живописной береговой линией, в городе пока нет ни одной благоустроенной набережной, где можно отдохнуть в тени деревьев, а не под навесом «пивных» шатров.
Основной точкой притяжения на набережной Белой остаётся ресторан и открытый бассейн «Юность». Но именно под ним проходит сток грунтовых вод со склона в акваторию Белой. Благодаря этому уникальному инженерному решению, гости ресторана и бассейна могут всё лето наслаждаться видом на грязный илистый берег. Печальный вид напоминает о том, что южный склон Белой продолжает разрушаться под воздействием климатических факторов. Как отметили эксперты МКСет, монтаж армирующей сетки по склону проблему не решил.
Поэтому южный склон Белой нуждается в дальнейшем благоустройстве не только из-за того, что бетон и трубошпунт оскорбляет чей-то вкус. Необходимо укрепить склон, изрезанный оврагами и карстовыми пустотами, чтобы остановить эрозию почвы и оползни. При этом пространство склона и набережной должно стать функциональным, эргономичным и комфортным для отдыха и работы. Такие задачи поставили перед участниками архитектурного конкурса его организаторы: Российский Союз Архитекторов и Главархитектура Уфы. В состав жюри конкурса вошли эксперты из Института Генплана Москвы, МАРХИ и компании «Яузапроект», которая занимается благоустройством набережных в столице России.
Первое место: уфимский эко-футуризм
Авторский коллектив: Константин Кононенко, Лейсан Галлямова, Лариса Степанова, Артём Баннов, Клим Ипполитов, Александр Балдин, Мария Казакова, Гульнара Исхакова, Арслан Саетов (г. Уфа).
Первое место в конкурсе занял коллектив архитекторов из Уфы, в состав которого вошли представители нескольких студий и институтов. «В рамках конкурсного задания нужно было создать архитектурно-градостроительную концепцию для территории площадью 284,5 гектаров. Проект такого масштаба требует работы целой группы специалистов, каждый из которых отвечает за своё направление: зонирование территории, инженерные решения, развитие дорожно-транспортной сети, ландшафтный дизайн и так далее», - пояснил руководитель коллектива Константин Кононенко.
Именно проработка различных аспектов развития территории в итоге обеспечила уфимцам победу. «Участники коллектива продемонстрировали комплексный подход к решению поставленной задачи, тогда как многие другие конкурсанты сфокусировались на рекреационной составляющей проекта: устройстве парка и прогулочной набережной. Тем не менее, конкурс помог нам привлечь внимание архитекторов из других городов России и из-за рубежа. Мы планируем и дальше проводить конкурсы по проектированию общественных пространств в Уфе - это поможет повысить качество предлагаемых городу проектов и пригласить к сотрудничеству экспертов различного профиля», - отметил Олег Байдин, главный архитектор Уфы.
Победителям конкурса удалось добиться органичного соседства коммерческой и жилой застройки, социальных объектов, университетского научного центра со своим кампусом и IT-парком. Должное внимание уделено и развитию спортивных и рекреационных пространств. Связь центра города с набережной обеспечивают две канатные дороги, а также центральная парковая аллея, которая спускается от улицы Карла Маркса к оздоровительному центру «Юность», который обзаведется собственным яхт-клубом с причалом для лодок и катеров.
Для укрепления склона используется застройка с уплотнением грунта, высадка взрослых деревьев качественных пород и установка ячеистой ленты-биоструктуры - она не только сохранит контур склона, но подчёркнёт стилистику эко-футуризма. Ячеистые структуры с зелёными насаждениями и «висячие сады» в городских высотках уже стали визитной карточкой Сингапура, Ванкувера, Стокгольма и некоторых других мегаполисов, которые стремятся сохранить экологически благоприятную среду. Сегодня Уфа остаётся самым зелёным городом среди российских «миллионников» и имеет все шансы в будущем стать столицей эко-архитектуры в нашей стране.
Второе место: «Уфимский акрополь»
Авторы: Павел Мазин, Елена Мазина, Мария Вайднер, Эльвина Юсупова, Вадим Габидуллин (ООО «Проект-М»), Лейсан Азнабаева и Екатерина Кондрова (Арх. Бюро «КБ11»), Юлия Расулева (Лаборатория композиционного анализа), Консалтинговое бюро «UrbanБайрам», Студенты УГНТУ (г. Уфа).
Ключевая идея проекта - превратить пространство южного склона Белой в урбанизированный парк, где застройка подчинена общему ландшафту и не доминирует над ним. В этой архитектурной концепции рядом с центром «Юность» создана искусственная гавань с доступом к воде для гостей парка, причал для катеров и небольших яхт. Архитекторы также разработали проект пристани для крупных пароходов с элеваторным подъёмником и смотровой площадкой.
Вероятно, это наиболее проработанный проект с точки зрения интеграции водного пространства, но меньше внимания здесь уделено согласованию различных типов застройки. Авторы проекта предлагают построить на склоне городские виллы, таунхаусы и лэйнхаусы бизнес- и премиум-класса, а также реставрировать ряд исторических зданий на склоне. Таким образом, жить и работать в «городе в парке» смогут далеко не все уфимцы.
Третье место:воздушныйпешеходный парк
Авторы: архитектурное бюро «АБ Проект», Мосин А.В., Стадник А.Б., Касландзия Т.Б. и Бердник Р.С. (г. Ростов-на-Дону).
Визитной карточкой этого проекта стали пешеходные надземные серпантины, проектируемые на склоне Белой на уровне крон деревьев. Из всех конкурсантов архитекторы из Ростова отвели наибольшую площадь под зелёные парковые зоны: сохранение естественных насаждений и высадку взрослых деревьев на набережной реки.
Проект пришёлся по душе многим гостям выставки, которые оценили большую протяжённость пешеходных променадов и велодорожек в приятном окружении.
Оценка профессионалов была более строгой. Среди недочётов работы жюри проекта отметило то, что одно из проектируемых на береговой линии зданий закрывает вид на парк «Ватан» и памятник Салавату Юлаеву. Группа массивных здания отелей и апарт-комплексов с переменной этажностью доминирует над ландшафтом и не вносит разнообразия в существующую застройку: над склоном Белой уже расположено несколько гостиниц премиум-класса.
Приз зрительских симпатий: северная гавань
Авторы: ООО «ПТАМ Виссарионова» - Юрий Виссарионов, Семён Стариков, Роман Баринов, Гульназ Ханзафарова, Константин Савкин, Рамзит Маскулов, Анна Адронова (г. Москва).
Дополнительный приз был присуждён коллективу архитекторов из Москвы, которые разработали концепцию опорной застройки и благоустройства, используя особенности рельефа территории. Иллюстративный материал авторов «обнажает» рельеф склона Белой, естественные линии которого продолжены в контуре застройки, очертаниях набережной и малых архитектурных формах.
Такой подход к проектированию характерен для стран Скандинавии, где природный рельеф при девелопменте не выравнивается, а сохраняется за счёт застройки с переменной высотой и сложных контуров зданий. Однако, скальные породы северных архипелагов более приспособлены для таких экзерсисов, в то время как слон Белой нуждается в укреплении и более полной спецификации предлагаемых инженерных решений.
Архитекторы из Японии разработали архитектурный проект для уфимской набережной в рамках концепции MaaS (Mobility as a Service). Эта урбанистическая концепция предполагает переход от личного транспорта к пользованию мобильными транспортными сервисами. В Уфе уже появились первые операторы каршэринга, но сервисы по аренде велосипедов, гироскутеров и других экологичных видов транспорта нам ещё предстоит освоить.
В японской концепции привлекает лаконичный дизайн общественных пространств: уютная площадь («пьяцца») с уличными кафе, смотровая площадка в формате «сад на крыше» и элегантные пешеходные набережные. Автомобильные дороги в проекте не предусмотрены, но к водному транспорту японцы отнеслись с большим пиететом. В проект включен просторный причал для малых судов и земляная насыпь вдоль береговой линии, которая призвана защитить береговые постройки от затопления.